ОППОНЕНТАМ ОРТ

  • 23.07.2020
  • 0

ОППОНЕНТАМ ОРТ

 

 

 

Нурсултану Кубанову и другим оппонентам ОРТ от Камилы Шаршекеевой
Уважаемый Нурсултан и другие товарищи!
18 июля вы выступили с обращением о необходимости «перепроверки» результатов ОРТ, так как некоторые абитуриенты не согласны с этими результатами. Хочу сразу отметить, что ЦООМО (Центр оценки и методов обучения в образовании), администрирующий ОРТ, ежегодно предоставляет возможность апелляции дважды, так что у всех сомневающихся есть все шансы на пересмотр результатов. Этот год не является исключением в этом смысле. Он оказался сложным и опасным из-за пандемии коронавируса, временные рамки на его проведение были сокращены до минимума. Восхищаюсь высоким профессионализмом и самоотверженностью Инны Павловны Вальковой и ее команды ЦООМО.
Я специально просмотрела всю информацию, которую ЦООМО предоставляет всем выпускникам и абитуриентам: во время консультаций всем недовольным абитуриентам даны исчерпывающие ответы, им подробно объяснены все непонятные детали, в частности, по вопросу о том, почему иногда на пробных тестах баллы выше, чем на основном тесте и так далее. В этом году сотрудники ЦООМО в экстремально сжатые сроки дали более 800 консультаций по телефону для абитуриентов всех регионов Кыргызстана.
Мне нравится, что одновременно с критикой теста вы поднимаете ряд очень важных вопросов, касающихся системы образования в стране. Уважая ваше право высказывать свое мнение, мне тоже хотелось бы остановиться на некоторых важных моментах.
Итак, вы считаете, что «на ОРТ больше получают баллы те, у кого есть навыки сдавать тесты». Вы до глубины души обижены по поводу собственных результатов ОРТ, хотя в школе вы учились на отлично. Любопытно что вы практически сами отвечаете, почему такие низкие результаты получают некоторые выпускники.
Общеизвестно, что во многих наших школах до сих пор доминируют «зубрежка», меморизация, репродуктивное, а не продуктивное обучение. Мы все знаем, что оценивание в советском образовании преимущественно было инструментом подведения итогов, поощрения и наказания, а новые подходы к оцениванию, при которых главным становится улучшение достижений каждого ученика, начали развиваться и внедряться одновременно с введением ОРТ.
Я могу согласиться с вами в том, что необходимо вводить новые предметы и области изучения, и это должно стать бесконечным процессом в образовании. Вы молодец, что понимаете необходимость других подходов к содержанию образования, преподаванию, управлению школами и их финансированию. Хочу напомнить, что еще в 2002 году, когда мы предложили программу реформирования образования, ОРТ стало частью этой программы, так как предусматривалось, что в школьное обучение необходимо вводить продуктивный, творческий подход. Нурсултан, ОРТ и есть реформа, так как в ней и заложена необходимость мыслительных операций со стороны студента. ОРТ ни в коем случае не является проверкой какого-то конкретного учебника. Ведь по сути преподаватель может использовать любой источник для анализа материала по своему предмету. Главное, чтобы ученик или студент продолжали учиться мыслить. Вот в чем суть образования и именно тогда мы будем иметь разумных, логически мыслящих, рациональных руководителей, преподавателей, граждан.
Уже давно пора было бы, исходя из требований ОРТ, трансформировать учебники, реформировать подготовку и профессиональное развитие учителей, безусловно, сделав адекватной их заработную плату.

Именно этим и другими неотложными вопросами нашей системе образования надо заняться в первую очередь, так как в ней накопилось очень много нерешенных проблем. ОРТ – отлаженный, хорошо работающий механизм, допускающий минимальные погрешности: ни от одного ректора вуза мне не приходилось слышать, что баллы ОРТ не соответствуют реальному уровню подготовки студентов. Конечно, нужно создавать новую модель итоговой аттестации после общеобразовательной и средней школы: я всегда мечтала о том, чтобы в Кыргызстане была разработана новая высококачественная модель итоговой аттестации, которая бы коррелировала с ОРТ, но при этом должен быть также и независимый инструмент оценивания способности студента успешно обучаться в вузе.
Если попытаться понять, почему у нас создано и до сих пор работает ОРТ, надо вспомнить, каким образом двадцать лет назад происходило поступление в государственные вузы и как в них распределялись бюджетные места. множество мест в вузы распределялись по самой высокой цене. К примеру, предположим, что если «бюджетное» обучение составляло 500 долларов в год, то полное пятилетнее обучение обходилось в 2500 долларов, поэтому некоторые руководители некоторых вузов или колледжей с радостью «продавали» бюджетные места, например, за 2000 долларов, сэкономив ваши 500 долларов и положив себе в карман 2000 долларов.
Это означало, что ни одна семья, у которой нет этой или другой суммы, не могла позволить себе обучать своего ребенка в университете. А успешно сдав ОРТ, умный и способный выпускник школы может поступить в университет или колледж на бюджетное место. Каждый человек в Кыргызстане должен иметь возможность учиться, если он обладает реальным интеллектом, чтобы успешно выполнять вузовскую программу. Для этой цели и был создан ОРТ. Позволю себе повториться, что я еще не встречала никого, кто получил бы свыше 190 баллов и не был бы действительно способен учиться в вузе.
Скажу честно, пороговый балл 110 – это достаточно низкий балл для обучения в вузе. Но, к сожалению, мы должны констатировать, что средний балл ОРТ очень низкий по всей стране, и поэтому я настаиваю, что нам нужна реформа дошкольного, начального и среднего школьного образования. Архиважная задача — определять, действительно ли уровень некоторых наших отличников соответствует их «красному аттестату». Ведь не секрет, что зачастую их оценки были получены не как отражение их реальных достижений, а связаны с вручением коробок конфет или бутылок шампанского. Также зачастую их оценивали по способности запоминать тексты, а не демонстрировать способность мыслить и решать проблемы..
ОРТ создается на строгой научной основе. Созданию теста предшествовало обучение сотрудников в ведущих тестовых службах мира: ETS, Принстон, США, SITO Нидерланды, ASER Австралия. Все мы знаем такие инструменты оценивания различных способностей, как SAT, GMAT, GRE, TOEFL, PISA, и др. которые были разработаны этими знаменитыми компаниями. Так как задания ОРТ направлены на то, чтобы определять способности к дальнейшему обучению, то и разрабатываются они в том числе с учетом опыта составления таких тестов, поэтому тесты ОРТ отличаются от тех форм контроля, к которым выпускники привыкли в школе. Именно по этой причине главной целью ОРТ, которую я ставила перед ЦООМО, будучи министром образования. являлся справедливый отбор будущих студентов, которые будут в состоянии успешно обучаться на бюджетных специальностях государственных вузов или колледжей. Вы прекрасно знаете, что Министерство образования – заказчик, а ЦООМО – исполнитель, и я с уверенностью могу сказать, что качество наших тестов выше казахстанских и российских.
Нурсултан, вы упоминаете опыт Грузии, но должна отметить, что в ней действует такая же система приема в вузы, как и в Кыргызстане, и инструмент этот называется Единый национальный экзамен. Наш тест был создан раньше. А Эйнштейн, которого вы так уважаете, не был отличником в школе, и он является не символом образования, а скорее символом того, как вопреки всему – стандартизированному, рутинному подходу –можно, используя критическое мышление, создать нечто абсолютно новое, выходящее за рамки стандарта и рутинности. Он просто гений.
И последнее. Желание абитуриентов и их родителей поднять балл по ОРТ, чтобы поступить в престижный вуз, вполне понятно, но зачастую в выступлениях таких оппонентов ОРТ, как вы, Нурсултан, присутствует внушающее тревогу непонимание того, каким должно быть образование в 21 веке. А самое главное, пугает стремление любыми путями добиваться своих личных политических целей накануне выборов в ЖК, выкрикивая популистские лозунги. В нынешних условия пандемии, охватившей мир, от которой так страдает и наш народ, мы как никогда должны понять, что образование и здравоохранение нельзя использовать всуе как платформу для удовлетворения собственных корыстных целей, забывая при этом, что эти области являются основой основ для развития любой страны, а для Кыргызстана в особенности.
Я предлагаю подходить к таким вопросам конструктивно и обсуждать многочисленные реальные и нерешенные проблемы нашего образования для того, чтобы любой кыргызстанец стал мыслящим, креативным и ответственным гражданином. Наша основная цель — перестать быть страной третьего мира, присоединиться к числу развитых и процветающих государств.

Камила Шаршекеева, президент и провост Международного университета в Центральной Азии, экс-министр образования и культуры

От редакции: Нурсултан Кубанов критиковал ОРТ за несоответствие его результатов с итоговыми оценками выпускников школ — https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2706376749650961&id=100008359877346

Поделиться

Комментарии