НУЖНА ЛИ МАТЕМАТИКУ ЭМОЦИЯ?

  • 10.02.2020
  • 0
НУЖНА ЛИ МАТЕМАТИКУ ЭМОЦИЯ?

НУЖНА ЛИ МАТЕМАТИКУ ЭМОЦИЯ?

Сущность

Многие учителя школ наивно и элементарно подходят к вопросам его применения, употребляя понятие сущности только как формальную черту «современного мышления».

Каждое новое явление (природное, социальное или образовательное) – недолговечно и приходяще, не всегда можно уловить её связь со временем. Именно связь со временем нынешнего компетентностного подхода, является смыслом, сущностью и силой сегодняшнего школьного образования.

В чём заключается сущность этого подхода для математического образования? С одной стороны, интегрирование отдельных школьных предметов как физика, биология, химия, география, астрономия с математикой как единой естественнонаучной и математической области, где применяется математическая модель, математический язык и аппарат познания.

С другой стороны, не умаляя специфических функций присущих отдельным предметам – осуществление межпредметных и внутрипредметных связей математики, теории и её практической применимости.

Нововведения не возникают на пустом месте, они имеют научную основу и совершаются людьми. Как бы не преувеличивали возможности современных поколений компьютеров, технологии, интернет, основной фигурой в осуществлении компетентностного подхода в школе является учитель. Поиск новых связей между математикой с другими областями знаний, с реальной жизнью становится сегодня доминантной в учительской работе. В результате все больше усиливается логическое и образовательное единство учебного процесса. Реализуется основная задача обучения — через различные формы, методы, технологии и средства обучения достичь качества работы учителя и требуемого временем уровня знаний учащихся.

Сегодня мы видим, как идет нарушение принципов обучения, традиционных схем подачи учебного материала, системы оценивания и т.д. Уроки математики чаще всего проходят легко, непринужденно, естественно, компетентно, что в конечном итоге способствует активизации воображения и усиления эмоционально-мыслительной деятельности учащихся. Но для этого требуется, чтобы у каждого учителя был отработан свой индивидуальный подход, стиль и система работы с учащимися, отказ от методов обучения и переход к импровизации всего учебно-воспитательного процесса.

Эмоция

За одиннадцать лет учёбы в школе ученик прослушивает более 8,5 тысяч уроков. Одни запоминаются на всю жизнь, другие не оставляют следа ни в умах, ни в сердце ребенка. Как сделать, чтобы каждый урок доставлял детям радость открытия, был праздником?

Обучение математике – это сложная система со всевозможными внутрипредметными и межпредметными связями, включающие самые разнообразные знания. Поэтому возбудить интерес к математике, к самостоятельному размышлению можно лишь при одновременном воздействии на ум и чувства детей, на раскрытие интеллектуальной и эмоциональной стороны учебного материала. Учителям математики следует чаще обращаться к материалам из истории развития предмета, биографии и творчеству великих математиков. Надо знакомить детей с эстетикой математической науки, с её красотой. Только тогда дети узнают красоту собственного учения, радость собственных открытий и успехов. Это подтверждают и результаты последних исследований ученых — обучение требует от учителя и учеников эмоциональной настроенности на успех (особенно это важно у спортсменов), и чем обширнее и сложнее учебный материал, тем больше она должна компенсироваться эмоциями.

Практика работы передовых учителей школ показывает, что эмоционально воспринятый учебный материал легче усваивается и на более длительное время запоминается учащимися.

Учитель действует на внутренний мир ученика не только убедительностью суждений, но и образностью речи, искренностью своих чувств, яркостью и благородством. Эмоциональный настрой учителя к предмету напрямую передаётся детям, и от него зависит, каким будет настрой ученика на учебу, на профессию и на жизнь. Любовь учителя к своему предмету в подавляющем большинстве случаев передается детям – им тоже становится интересно больше узнать. И, наоборот, равнодушие учителя к своему предмету, к своей профессии вызывает соответствующую реакцию класса.

Успех   в деле обучения зависит не только от того, насколько активно работает мысль ученика, но и от того насколько активно способствует этому процессу чувства ребенка. Не случайно по этому поводу известный писатель А.Н. Толстой писал о недопустимости одностороннего интеллектуализма. «Хочешь наукой воспитать ученика, — писал он, — люби всю науку и знай её, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не любишь её, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния». В качестве примера хочу привести свои воспоминания о своём любимом учителе русского языка и литературы.

«Журавушка»

Среднюю школу я окончил более полувека тому назад.

Было немало обстоятельств, побуждавших меня написать о своей учительнице. Но тогда не смог. А вот сегодня … Имя, отчество забыл, а фамилия у неё была Журавлева, и мы её между собой звали «Журавушка». А преподавала она русский язык и литературу.

По натуре была очень скромна. Званий и наград не имела, да и работала, не думая об этом. Зато как читала стихи и какой ясный и чистый взгляд на людей! Всегда добра и мягка с нами, строга к себе. Подтянутая, аккуратная и скромно одетая. На уроке убеждала нас, что каждое человеческое слово само по себе интересно, наполнено особым смыслом, таит великую тайну истории, мысли, чувство …

Мы трепетно ждали новой встречи с учителем, каждый её урок был необычен: иногда весь урок спорили об Анне Карениной, защищали Обломова, думали о Чернышевском … Мысли учителя часто переплетались с музыкой, поэзией, искусством, историей и нашей детской реальностью. Порой, сами того не замечая, мы весь урок говорили только восклицательными знаками.

В теплые дни наши души рвались на «свободу». Тогда она проводила уроки на природе. Особенно запомнился весенний урок в роще акаций. Мы сидели вокруг учительницы, ласково грело солнышко, и пчёлы разносили сладостный аромат цветов акации … И как сегодня помню стихи Некрасова:

Весной, что внуки малые,

С румяным солнцем –дедушкой

Играют облака … Сейчас уже не помню, о чем мы говорили и на что учительница просила обратить внимание, но роща и сладкий запах акаций осталась в памяти на всю жизнь как урок вечной красоты.

Где-то я читал, что учитель силен тем, что увлекает детей своими поисками, идеями в будущее. Такой была и наша учительница.

Иногда по субботам мы собирались в её скромной однокомнатной квартире. Это было настоящее «сборище»   единомышленников. И, хотя мы и не стали поэтами и литераторами, но на всю жизнь полюбили стихи, литературу и слово.

Не случайно, многие из нас писали стихи. Она относилась с большим уважением к нашим попыткам и в каждой работе находила что-то хорошее, а самое главное – верила в успех, в наше будущее.

Школа, ученики, стихи, литература и уроки были её радостью и болью, работой и досугом, классам и родным домом.

Давно, наверное, постарела моя любимая учительница, но всегда, когда я вижу, как мои дети и внуки спешат в школу мне кажется, что урок продолжается.

Гармония

Однажды я прочитал в «Кратком словаре по эстетике», что гармония – это согласованность отдельных сторон предметов и явлений – специфическое единство в многообразие. Ведь существует гармония в музыке, архитектуре и в искусстве, Значит ли это, что гармония имеет отношение и к математике?

Жизнь показывает, что есть многообразие уроков, многообразие детей и подходов к ним. Согласовать «отдельные стороны», связать их в соразмерную и стройную систему – и есть, наверное гармония школьной математики.

Находить особую мелодию для каждого урока, строить его ярко, увлекательно, эмоционально – это, несомненно, должен делать каждый учитель. Например, вызывают живой интерес учащихся материалы из жизни выдающихся ученых и математиков, их мысли, история открытия той или иной формулы, теоремы и т.д. Отсутствие этого делает математику скучной и сухой. Положительный настрой урока создается оптимизмом и жизнерадостностью учителя и радостью познания учащихся. Эмоция – необходимый элемент современного урока математики без него невозможно достигнуть больших успехов в обучении и в творчестве.

По мнению психологов, эмоционально воспринятый учебный материал легче усваивается и сохраняется на длительное время. При этом следует добавить, что оптимальное соотношение логических и эмоциональных компонентов помогут улучшить качество восприятия и в целом процесс обучения курса математики.

Учитель воздействует на внутренний мир ученика не только убедительностью математических суждений, но и образностью речи, искренностью чувств, их яркостью и благородством. Эмоциональный настрой учителя по невидимым нитям передается учащимся, и от него зависит, каким будет успех и карьера ученика в будущем. Такой «эмоциональной зарядкой» может служить красивое или оригинальное решение трудной задачи, интересный исторический, научный или биографический материал.

Цель учителя математики – отыскивать как поэту, необходимые, самые точные слова на уроке, чтобы они заставляли гореть, светиться и вспыхивали в сердцах и мыслях. Так, много лет назад в методическом кабинете математики одной из школ в Ала-Букинском районе я прочитал строки из сочинения ученицы о любимом предмете. «Я люблю математику, вижу стройность формул в ней, ритмичность ступенек, ведущих к её тайнам. Когда вижу оригинальное решение задачи – свое или чужое – всегда восклицаю: красиво! Для меня овладение математикой её понятиями – это радость и печаль. Бывает ничего не понимаешь, не можешь решить задачу – тогда на душе тяжело. К счастью, так бывает не всегда».

Нельзя не порадоваться   высказыванию другого десятиклассника: «Если я найду какой-нибудь интересный пример или задачу, требующий крайнего напряжения мысли, здесь я уже забываю все и часто даже не слышу, когда меня зовут. В таких случаях люблю порыться в книгах, в справочниках, в интернете, так как мои познания ещё ограничены. И чем труднее и сложнее задача, тем больше радости и удовлетворения самим собой испытываешь, решив её».

Будущее

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что в школьном математическом образовании произойдет интенсификация процесса обучения на базе компьютерных технологий и программ, отказ от каких-либо методик обучения, решительный переворот к индивидуальной практике обучения, полная переоценка стратегии в управлении познавательным процессом, направленная на пробуждение и развитие творческих начал у каждого ребенка.

И пусть в недалеком будущем сегодняшним нашим ученикам чаще снятся их школы, школы сегодняшние, дающие им радость познания.

Елисей Син, заведующий кафедрой «Математики и прикладной информатики» Международного Кувейтского университета, доктор педагогических наук, профессор.

 

Поделиться

Комментарии