НАЗИРА ДЮШЕЕВА «ИЗНАЧАЛЬНО НУЖНО ЛИБО «БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ…», ЛИБО «НЕ БЫТЬ ИМ», ВЕДЬ ЭТО – ПРИЗВАНИЕ»

  • 10.09.2018
  • 0

Как известно, Министерство образования и науки КР считает приоритетным повышение уровня профессионализма учителей. По мнению экспертов, система повышения квалификации в стране требует новых современных подходов, внедрения новых инновационных технологий и развития существующих методов повышения педагогического мастерства. Как нужно модернизировать данную систему, какие новые механизмы при этом использовать газете «Кутбилим» рассказала директор центра повышения квалификации Назира ДЮШЕЕВА.

 

— С какими главными проблемами сталкиваются образовательные организации дополнительного профессионального образования в процессе осуществления повышения квалификации учителей?

— Повышение квалификации в стране осуществляется организациями дополнительного профессионального образования, а именно РИПКиППР при Минобразования КР, региональными подразделениями (институтами образования и методическими центрами), а также институтами повышения квалификации и переподготовки, которые являются структурными подразделениями в государственных вузах, реализующих образовательные программы по педагогическим направлениям.

Проблемы существуют и их можно дифференцировать:

Дидактико-методические: содержание образовательных программ – обновляется,  но не всеми образовательными организациями ДПО в проекции на государственный и социальный заказ; методы преподавания – в большинстве своём в формате традиционных методов, т.к. новые технологии освоены не всеми методистами, профессорско-преподавательским составом, что обусловлено отсутствием дополнительных финансовых ресурсов для повышения квалификации их же самих; методы оценивания – обновляются, но имеются и консервативные подходы; теоретизированность курсов повышения квалификации пока превалирует над дуально-  или практико-ориентированным подходом.

Кадровые: почти одну третью часть педагогических кадров составляют преподаватели и методисты пенсионного возраста (40 человек из 137 преподавателей и методистов РИПКиППР и региональных подразделений). Констатируя этот факт, у меня возникают разнополярные суждения: с одной стороны, именно они имеют годами накопленный опыт успешных практик в области методик преподавания школьных предметов, а рекомендации по омолаживанию кадров по повышению квалификации могут восприниматься нашими слушателями курсов (а это школьные учителя, директора и воспитатели со стажем) не всегда адекватно, но с другой стороны, динамика инновационных изменений в системе образования настолько растёт, что в силу не владения нашим уважаемым старшим поколением преподавателей и методистов навыками компьютерной грамотности и отсутствие условий для активного мобильного самообразования средствами Интернет – заметна некоторая педагогическая стагнация, которая тормозит возможные желаемые продвижения в области инноваций и качественных изменений.

Организационно-управленческие:

  • Дискретный характер повышения квалификации и низкий уровень мотивации работодателей в содействии повышению квалификации своих педагогических работников. Дискретность – это свойство, противопоставляемое непрерывности и, в нашем случае, непрерывности повышения квалификации. Работодатели образовательных организаций заранее не осуществляют прогнозы в кадровой политике, не создают резервы «запасных» кадров и более того, не всегда приветствуют отъезд своих сотрудников на 2-х недельное повышение квалификации, т.к. «некому преподавать будет, некому заменить учителя», но ведь государство выделяет бюджетное финансирование для этих целей(!), а, следовательно, отъезд надо проектировать/планировать ДО начала учебного года. И заранее продумывать все механизмы по реализации и созданию условий для педагогических работников для участия в повышении квалификации.
  • Отсутствие партнёрских сетей по повышению квалификации: Институты образования/методические Центры (I) – Школа (II) – Учебно-методический кабинет (III) – ВУЗы (IV). Траектория  этих образовательных организаций по повышению квалификации больше характеризуется параллелями тематик, которые не пересекаются в точках преемственности между уровнями образования. К примеру, институты образования и методические центры в большей степени выполняют государственный заказ, укладываясь в имеющиеся 72 часа; школы (в частности, столичные) самостоятельным путём пытаются дистанционно в странах СНГ повысить квалификацию, хотя это не всегда гарантия качественных знаний в проекции на специфику содержания (государственные образовательные, предметные стандарты) именно отечественного образования; ВУЗы повышают квалификацию в большей степени – «по запросу», т.е. личностному предпочтению педагогического работника, при этом в основном – на контрактной основе; учебно-методические кабинеты многофункциональны и зачастую на повышение квалификации затраты времени минимальные.
  • Недостаточный уровень обеспеченности информационно-коммуникационными, материально-техническими и учебно-методическими ресурсами образовательных организаций, реализующих повышение квалификации. Это не позволяет в свете декларируемых процессов информатизации использовать современные образовательные технологии полноценно.

— Какие новые формы и методы необходимо внедрять для повышения качества повышения квалификации учителей? Насколько эффективны дистанционные формы повышения квалификации, будут ли они внедряться для увеличения охвата учителей?

— РИПКиППР при МОН КР в рамках проекта АБР Программа развития сектора: Укрепление системы образования осуществляет подготовку к пилотированию повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ), т.е. технологий, реализуемых с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованным взаимодействии слушателя и преподавателя/методиста по повышению квалификации.

Дистанционное повышение квалификации будет характеризоваться следующими особенностями:

  • гибкость позволит повысить квалификацию в удобное время, в удобном месте и темпе, слушателю будет предоставлено не жесткое регламентированное время для освоения курса;
  • модульность курсов повышения квалификации позволит слушателю выбрать не только полный 2-х недельный курс, но и 3-х дневный и одно-недельный курс, выстраивая индивидуальную траекторию профессионального развития;
  • параллельность, т.е. повышение квалификации без отрыва от работы;
  • охват, который позволит одновременно обращаться ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, реестру обучающих курсов, электронным обучающим ресурсам и т.п.) в формате мультидоступа;
  • экономичность в эффективном использовании учебных площадей, технических средств обучения, транспортных расходов и расходов за проживание;
  • и др.

 

— Какое количество педагогов республики охватывает  и имеет возможность охватить Институт при повышении квалификации учителей?

— В прошлом году звеньями государственной системы повышения квалификации (РИПКиППР при МОН КР, Институты образования и методические Центры) был охват  в  9124 педагогических и руководящих работника. В первом полугодии 2018 года – 6289 слушателей. Повышение квалификации с применением ДОТ позволит увеличить охват в количественных показателях.

— Как можно стимулировать учителей, и их интерес к повышению своей квалификации?

— Не только учителям, но и педагогическим, руководящим  работникам образования в целом важно избегать состояния стагнации, т.е. состояния застоя в противовес  приобретению различных компетентностей в областях педагогической деятельности (например: целеполагание, планирование, оценивание, создание мотивирующей образовательной среды, непрерывное профессиональное развитие и др.). Именно на учителях лежит гражданская ответственность по формированию будущих граждан нашей страны. И поэтому изначально нужно либо «Быть…учителем» либо «Не быть им», т.к. это действительно – ПРИЗВАНИЕ. Опыт успешных практик демонстрирует, что порой ни заработная плата, ни новые технологии не влияют на качество выпускников, ставшими обладателями золотых сертификатов. Поэтому не надо от безысходности выбор осуществлять на профессию учителя, надо заранее идти на направления, востребованные на рынке труда.

Но будет нечестно, если не отмечу и финансовые мотивы учителей: уровень заработной платы действительно имеет значение… И это один(!) из стимулирующих факторов.

— В презентации на августовском совещании в качестве задач значится  разработка ЭОР, расскажите об этом поподробнее?

ЭОР – это электронные образовательные ресурсы, т.е. средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Они бывают разных типов: электронные учебные модули открытых мультимедиасистем; электронные учебные модули виртуальных коллективных сред; ЭОР на локальных носителях; сетевые текстографические ЭОР; ЭОР на базе динамических электронных технологий.

— Помимо достаточного финансирования, что необходимо для повышения эффективности и приданию массового характера повышению квалификации учителей?

Для повышения эффективности и придания массового характера повышения квалификации важно:

  • Создать информационное образовательное пространство (в рамках проекта АБР осуществляется в настоящее время кластеризация 30 инновационных школ, 7 региональных подразделений, на базе которых создаются Центры непрерывного профессионального развития учителей, которые оборудованы компьютерными классами, видео-конференц системами, серверами и мн. др.; разрабатываются актуальные он-лайн обучающие курсы; произведены ремонтные работы; созданы лаборатории по естественно-научным и математическим предметам, оснащённые химическим и др. оборудованием, дидактическими наглядностями ).
  • Важно повысить уровень профессиональной компетентности в свете современных образовательных тенденций и тенденции цифровизации образовательного пространства у педагогических работников (преподавателей и методистов) системы повышения квалификации.
  • Ввести альтернативные модели повышения квалификации, которые могли бы реализовываться различными типами провайдеров, что позволило бы учителям осуществлять желаемое право выбора и создания здоровой конкуренции между организациями (например, введением механизма государственных закупок на повышение квалификации), а, следовательно – содействовать гарантии и обеспечению качества повышения квалификации. Подобная практика реализуется за рубежом (Сингапур, Финляндия). (В настоящее время согласно приказу  МОН КР создана рабочая группа по модернизации повышения квалификации и разработке альтернативных моделей, способствующих эффективному повышению его качества).
  • Разработать стимулирующий и мотивационный механизм как для тех, кто предоставляет услуги в повышении квалификации, так и для потребителей образовательных услуг в сфере повышения квалификации.

В заключение хотелось бы добавить, что за 1,5 года функционирования РИПКиППР при МОН КР, достигнуты успехи в модернизации содержания образования программ повышения квалификации, в разработке новых механизмов оценивания образовательных результатов слушателей повышающих квалификацию, введена стажировка в школы, укреплена материально-техническая база института и территориальных подразделений (что обеспечивает комфортное пребывание слушателей на период повышения квалификации), приобретено компьютерное оборудование, видео-конференц система, мебель (национальная программа по развитию государственного языка; проекты АБР, ВБР, ФАХ, представительства ЕС), создана Платформа дистанционного обучения, разрабатываются он-лайн курсы, закуплена новая учебно-методическая литература – и всё это – начало создания модернизированной фундаментальной базы для дальнейшей массовой информатизации курсов повышения квалификации.

Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»

Поделиться

Комментарии