НАЧАЛЬНОЕ ПРОФОБРАЗОВАНИЕ: после долгих скитаний на своем месте

  • 22.01.2016
  • 0

В ноябре прошлого года вышло Постановление Правительства, в соответствии с которым,  Министерство труда, миграции и молодежи преобразовывается в Министерство социального развития с исключением функций в сферах миграции и молодежи. Данное, новое теперь министерство, должно передать Агентство профессионально-технического образования в ведение Министерства образования и науки КР. В настоящее время над этим вопросом работает комиссия соответствующих ведомств. Постановление направлено на  оптимизацию деятельности государственных органов исполнительной власти, разграничения их задач, функций и реализации соответствующего  постановления парламента республики. Как считают эксперты в сфере образования, этот шаг назрел давно. Ведь главное образовательное ведомство страны курирует все ступени образования, включая дошкольное, школьное, среднее профессиональное и высшее. Логичным является вопрос, почему из этой последовательной цепочки всегда выпадало начальное профессиональное образование?

Система профтехобразования остается частью образовательной системы

 В настоящее время, основной целью государственной политики в области профессионально-технического образования является обеспечение качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно–полезной деятельности, отвечающей требованиям рынка труда.

 Следует отметить, что система профессионально-технического образования, а с 1999 года система начального профессионального образования республики,  за последние 20 лет претерпела ряд структурных преобразований. Так до 1988 года это был  Госкомитет Киргизской ССР по профтехобразованию,  затем Учебно-методическое управление профтехобразования в составе Министерства народного образования, с 1991 по 1994 годы —  Госкомитет КР по подготовке рабочих кадров и предпринимателей. Затем с 1994 года — Главное управление профтехобразования и с 2001 года — Управление по начальному профессиональному образованию Министерства труда и социальной защиты КР, с 2007 года по 2009 год — это  Государственное агентство по профессионально- техническому образованию при Правительстве КР.

И наконец, в соответствии с Указом Президента КР «О мерах по обеспечению реализации Закона «О структуре Правительства Кыргызской Республики» от 26 октября 2009 года вышеназванное агентство преобразовано в Агентство по профессионально-техническому образованию при Министерстве труда, занятости и миграции КР.

Вхождение в новую структуру поставило перед Агентством задачи по непосредственному участию в вопросах обеспечения политики занятости, миграционных процессов. При этом, система профессионально-технического образования остается частью образовательной системы, а основной целью деятельности является подготовка квалифицированных кадров в соответствии с требованиями рынка труда.

«Решение верное,  хоть и запоздалое»

 Народный учитель Кыргызстана, бывший директор автомобильного колледжа Намат Орунтаев считает решение Правительства о передаче профтехобразования в ведение Министерства образования и науки абсолютно правильным, хоть и запоздалым.

«На мой взгляд, все виды академического образования, начиная с дошкольного, должны быть объединены  под крышей одного ведомства, в том числе и начальное профессиональное образование.

Раньше, при Союзе работали учебно-производственные комплексы. Сейчас их практически не осталось. А без них двенадцатилетнее школьное образование вообще теряет смысл. При нынешнем состоянии школ у них просто нет базы для обучения детей рабочим специальностям или другим профессиональным навыкам. И я возвращаюсь к своему убеждению, что если бы начальное профессиональное техническое образование входило в структуру Министерства образования и науки, все наши больные вопросы решались бы довольно просто. На базе профессионального образования можно было бы развить идею бывших учебно-производственных комплексов. И тогда бы между всеми звеньями начального профессионального и общего среднего образования существовала органическая связь».

Кыргызбай ДОБАЕВ:

 «Давно пора передать систему начальногопрофобразования в ведение Министерства образования и науки»

 Своим мнением о дальнейшей реализации постановления Правительства КР с газетой «Кутбилим» поделился заведующий лабораторией педагогики и профессионального образования Кыргызской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Кыргызбай ДОБАЕВ.

— Как известно, вышло постановление Правительства КР о передаче системы начального профобразования в подчинение Министерства образования и науки КР. Как вы считаете – это оправданно?

— Хорошо, что теперь уже есть постановление Правительства, в соответствии с которым начальное профтехобразование передается в ведение Министерства образования и науки. Я считаю, что этот шаг очень целесообразен и должен был быть предпринят еще давно. Давно пора передать систему начального профобразования в ведение Министерства образования и науки КР.

Почему? Вся система образования страны должна быть единым крылом. Школы, среднее профессиональное образование, высшее  — относятся к Министерству образования и науки КР. И тут, почему-то, особняком стоит начальное  профтехобразование. Логично, что 1.2,3,4 уровни компетентности специалиста должны находиться под «крылом», надзором, руководством и поддержкой одного  и того же министерства.

В советское время в социалистических условиях, когда планово требовались труженики для выполнения социалистических планов – было оправданно, когда подготовкой специалистов начального профобразования занималось Министерство труда и занятости. Но сегодня, когда наступило другое время, когда само профессиональное образование  стало технологичным,  требуется совсем другой подход. Начальное профобразование стало емким. Если раньше получив профессию токаря, специалист мог работать по данной специальности всю жизнь, то сегодня, когда все меняется, токарь может  через пять лет поменять свою профессию.

— Насколько, по Вашему мнению сегодня развито начальное профобразование?

— Следует отметить, что многие технические училища заполнены студентами лишь на 40% — ведь сегодня не все молодые люди хотят идти туда. Еще одна проблема данной сферы – физически и морально устаревшая  учебно-методическая база, которая не обновлялась более 20-30 лет. Она осталась как бы вне времени, все реформы, новшества, прогрессивные идеи и программы, коснувшиеся среднего и высшего образования, прошли мимо начального профобразования.

Например. Как всем известно, европейское образовательное пространство уже не первый год претерпевает кардинальные изменения: высшее профессиональное образование включилось в Болонский процесс, среднее профессиональное — в Бюргер — Копенгагенский. И если о первом процессе мы знаем многое, то о втором у нас в стране мало кто слышал. Удивительно, (и это красноречиво свидетельствует  о плачевном положении  дел в сфере начального профобразования), но когда я спрашивал специалистов начального профтехобразования о внедрении данного процесса в их систему, то выяснялось, что они ничего не знают о Копенгагенской декларации!

Напомню, что в ноябре 2002 года в Копенгагене была принята Декларация, которая положила начало так называемому «Копенгагенскому процессу». Ее подписали министры образования европейских стран и Европейская Комиссия по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе.Копенгагенский процесс имеет три основные цели, это повышение качества образования, повышение привлекательности профессионального образования, развитие мобильности студентов и выпускников.

В целом, сотрудничество государств опирается на основные принципы Копенгагенской декларации, которые также во многом сходны принципами Болонской конвенции. Таким образом, Копенгагенский процесс для начального профобразования – это, то же самое, что и Болонский для высшего образования. И если вузы стремятся внедрять элементы Болонской декларации в вузы, то в начальном профобразовании внедрение принципов Копенгагенской декларации не видно.

— Как будет осуществляться преемственность:  школы –профтехучилища?

— Что касается практических шагов по реформированию начального профобразования, я и прежде вносил предложения по повышению качества данной ступени образования. У нас около 100 профучилищ – надо их скооперировать  с близлежащими школами, с тем, чтобы ПТУ стали со временем своего рода  ресурсными центрами, к каждому из которых прикреплены примерно по 10 школ. Понятно, что кто-то из выпускников пойдет в вузы. Но ведь будут и те, кто будет приобретать в данных ресурсных центрах конкретную будущую профессию.

— У нас есть соответствующая методика для системы начального профобразования?

— Да, есть соответствующие  методкабинеты, есть методика начального профобразования. Впрочем, в основном, это все старое – при получении профессии электрика – принципы не меняются.

Еще один плюс того, что система начального профобразования должна быть передана в подчинение Министерства образования и науки КР, то, что будет соблюдаться принцип непрерывности образования. Пусть это министерство отслеживает все ступени образования. От этого, я считаю, лишь повысится качество образования.

Конечно, впереди еще предстоит  инвентаризация, прием – передача учебных заведений в ведение Минобразования КР. Начальное профобразование имеет огромную базу, которая в данный момент задействована лишь, примерно, на 30%. В целом, как правило, чем выше образование, тем меньше практики обучения. Например, если студенты начального профтехобразования изучают 20% теории и 80% практики, то колледжи – 40% практики, а вузы – 80% теории и —  20%. То есть, чем, ниже уровень образования – тем больше практики.

Айнура КАНИМЕТОВА,  «Кутбилим»

Поделиться

Комментарии