КОЛЛЕГИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ КР: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

  • 23.07.2015
  • 0
КОЛЛЕГИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ КР: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

21 июля в Министерстве образования и науки КР состоялась коллегия. В ней приняли участие вице-премьер-министр КР Дамира Ниязалиева,глава Минобразования КР Эльвира Сариева, члены коллегии образовательного министерства,  ректоры вузов, директора школ и др.На коллегии были подведены итоги работы за 1 полугодие и определены  приоритеты деятельности Минобразования КР до конца 2015 года. Министр Э.САРИЕВА рассказала о главных достижениях и проблемах в системе образования. Она отметила, что есть значительные успехи в каждой из звеньев системы образования.

Растет количество детсадов, вводится 480-часовая предшкольная подготовка

Так, сфере дошкольного образования — 240 часовой предшкольной подготовкой в 2015 году охвачено107 073 детей, что на 35% больше предыдущего года. В том числе, 163 010 будущих первоклассников обучаются в школе и 29 688 в детских садиках. Таким образом, в  1 полугодии  2015 года подготовкой к школе охвачено 98% дошколят.

По словам, Э.Сариевой, этого недостаточно, планируется 480-часовая предшкольная подготовка. «По сути это нулевой класс, где с 1 сентября до конца мая будут учиться дети с 5,5 -7 лет. 480 часовая подготовка будет введена во всех детских садах независимо от формы собственности. Это единая система психолого-педагогической предшкольной подготовки к школе всех детей. Впервые программа предшкольной подготовки соотнесена со стандартами нового поколения (куррикулумами), которые уже реализуются в начальной школе», — отметила министр.

Еще одно значительное достижение в части дошкольного образования – упрощение лицензирования. Налажено успешное сотрудничество с Генеральной прокуратурой КР и Фондом управления государственным имуществом в части возвращения зданий детских садов, которые ранее были незаконно приватизированы. По результатам совместной работы из общего числа зданий возвращено 119 зданий, то есть 72%. Дополнительно, благодаряактивностиместныхоргановвластиоткрыт161 детский сад, а в целом  по республике 1062 детсадов. В результате оптимизации помещений школ высвобождено 51 помещение для запуска вариативных форм ДОО кратковременного пребывания.

Э.Сариева отметила, что облегчение процесса лицензирования привело к росту числа частных детских садов в два раза.

“Большая часть этих детских садов существовала ранее, но не проходила официальный процесс лицензирования вследствие завышенных и, порой, ненужных требований. Но, половина из лицензированных детских садов – это новые учреждения. Либерализация процесса лицензирования, во исполнение поручение секретариата Совета обороны, дает свои положительные результаты”, — сказала она.

Ожидания учителей по зарплате оправдались

В сфере школьного образования одним из главных шагов, определяющих качество школьного образования, наряду с его содержанием является повышение зарплаты учителей.

«Нам предстоит огромная работа в части улучшения содержания школьного образования, но сначала мы должны были решить проблемы учителей. Самой главной просьбой учителей к  министерству образования и науки было повышение заработной платы и мы выполнили поставленную задачу», -отметилаЭ.Сариева.

Глава Минобразования КРотметила, что повышение заработной платы – это всего лишь первый шаг, и министерство сегодня работает над вторым важным вопросом по мотивации карьерного роста для учителей. В ближайшее время на обсуждение преподавательской общественности направляется пакет документов по проведению аттестации педагогических работников. Предполагается, что эти основные документы по аттестации и выявлению лучших учителей будут приняты до конца этого года и с 2016 года, будет проводиться аттестация учителей.

В частности, разработаны и направлены на обсуждение проекты положения о порядке проведения и условиях аттестации педагогических работников,квалификационные требования к профессии и критерии их оценки, карта профессионального роста учителя или профессиональный стандарт.

«Проведение аттестации  позволит увязать продвижение по карьерной лестнице с повышением заработной платы», — считает министр.

Работа РайОНО и ГорОНО грешит недостатками

На коллегии также были отмечены недостатки в деятельности руководителей районных и городских отделов образования.

В первом полугодии была проведена оценка каждого заведующего районным и городским отделом образования, по итогам которой будут приняты соответствующие меры. Напомним, что ранее с целью повышения управленческого потенциала в сфере образования были разработаны и утверждены условия оценки эффективности деятельности заведующих районных и городских отделов образования.

«Отдельно хотелось бы отметить оценку деятельности руководителей райОНО и горОНО. Мониторинг показал, мягко говоря, «ошибки» в их деятельности, так, отдельные райОНО  действуют в интересах акимов. Назначения руководителей районных отделов образования под давлениемакимов или в политических интересах привели на эти места не самые лучшие кадры. В итоге, сегодня мы имеем хищения на миллионы государственных средств, выявленные Счетной палатой, и полное отсутствие качества образования на местах”, — сказала министр.

Поэтому, для повышения управленческого потенциала на разных уровнях в сфере образования разработана и утверждена оценка эффективности деятельности заведующих рай и горОНО и руководителей образовательных организаций.Кстати, оценка эффективности деятельности  касается и директоров школ.

Новые стандарты образования внедряются в школы

Как известно, последние годы в приоритете Минобразования КР- содержание образования. Так, разработан Базисный учебный план (БУП), который в настоящее время отправлен на доработку.

В части модернизации содержания образования предусмотрено создание учебно-методических комплексов (УМК), апробация предметных стандартов нового  поколения и УМК, подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов и наконец -внедрение стандартов нового поколения в школы КР

На коллегии было отмечено, что основа формирования единой модели БУПа для всех школ КР- это требования госстандарта 2014 года. И здесь важно обеспечение принципа: «ни один предмет не должен преподаваться в неделю более 4-х раз и менее 2-х раз», важнапредставленность всех образовательных областей на протяжении всех лет обучения, соотношение часов с возможностью достижения закрепленного в стандарте образовательного результата.А также, наличие в структуре БУПа инвариантного и вариативного компонента.

В школах не хватает более 11 млн. учебников

Одна из главных проблем в сфере школьного образования нехватка учебников. Так,  сегодня по Кыргызстану не хватает более 11 млн. учебников.Дело в том, что выделяемые100 млн. сом позволяют увеличить оснащенность школ книгами лишь на 9%. Необходимо единовременно 600 млн. сом. По словам Э.Сариевой, Минобразования КР наладило сотрудничество с Минобрнауки РФ в части  издания учебников, кроме того, вносятся новые положения на рассмотрение правительства КР  по авторским правам на учебники. Авторские права для решения проблемы нехватки учебников, должны быть переданы Минобразования КР.

На базе Национальной библиотеки КР создается Национальный репозиторий открытых образовательных ресурсов . Разработано новое положение по изданию, апробации и тиражированию учебников

“Мы смогли привлечь в министерство сотрудника с московским образованием по книгоизданию, которая провела масштабный сбор данных по библиотекам всех школ и выявила обеспеченность школ учебниками, в среднем,на 75%. Соответственно, теперь есть точные данные, какие наименования учебников, заложенные на этот год, мы должны заказать», — отметила министр.

Отмечая пробелы в пополнении школьных библиотек учебниками Э.Сариева также проинформировала , что министерству необходимо принять ряд мер для промежуточного решения проблемы нехватки учебников в русскоязычных школах.

“Разработка стандартов нового поколения является первым этапом масштабной работы по обновлению содержания образования на всех ступенях школы. Мы будем заказывать новые учебники на все обновленные предметы для 1-11 классов. Это будет совершенно новая система школьного образования. Но, пока новые предметные стандарты разрабатываются и апробируются, а это займет минимум год-два, нам придется использовать учебники соседних стран для школ с русским языком обучения.

Вопрос строительства аварийных школ решается

Проблема аварийных школ накапливалась годами и решить ее одномоментно будет сложно, но решение есть, — считает глава Минобразования КР. По данному вопросу, по словам министра, налажено сотрудничество с Министерством чрезвычайных ситуаций КР.

Так, Минобразования КР совместно с МЧС КР провело комплексное обследование зданий 2222 образовательных организаций и 806 дошкольных образовательных организаций, по результатам которого разработана «Государственная программа обеспечения безопасности зданий школ и детских садов». Как отметила Э.Сариева, документ выносится на рассмотрение Правительства КР и уже получило одобрение практически всех министров.

Государственная программа предполагает выделение средств не только на новое строительство, но и на капитальный ремонт зданий школ, чего раньше не делалось. “В список строительства этого года вошло 230 аварийных объектов, но это строительство, начатое в прежние годы, которое нам нужно завершить. Еще 200 аварийных объектов стоят на очереди, и в скором времени вопрос по ним будет окончательно решен”, — отметила министр. По ее мнению, проблема аварийных школ состоит в том, что многие годы здания школ не реконструировались и не ремонтировались, в итоге, они доведены до аварийного состояния, требуют сноса и нового строительства. Принятие государственной программы позволит ежегодно определять порядка 200 школ, которые будут реконструироваться (что стоит в три раза дешевле нового строительства), и определять дополнительное количество школ, которые будут строиться. Таким образом, инициаторы программы предлагают увеличить число школ, проблемы которых будут решены, за тот же объем государственных средств.

Cтандарты нового поколения в образовании повлияют на школу

Глава Минобразования КРтакже представила информацию о достижениях по разработке и утверждению стандартов нового поколения в образовании.Национальная экспертная группа по разработке государственного стандарта при Министерстве образования и науки КР разработала и провела обсуждение 86 стандартов нового поколения для среднего профессионального образования, 56 стандартов для специалитета, 142 стандарта для бакалавриата и 142 стандарта для магистратуры.

Эта работа завершает многолетнюю работу по модернизации государственного стандарта для учебных программ ссузов, бакалавриата и магистратуры. Предполагается, что стандарт позволит улучшить качество содержания обучения, обеспечит единую методологию по подготовке специалистов, основанную на компетентностномподходе,всоответствии с принципами Болонского процесса и мирового образовательного пространства.

«Система новых стандартов повлияет также и на школьное образование, теперь в вузах будут готовить будущих учителей по объединенным направлениям. К примеру, стандарт бакалавра естественно-научного образования включает широкие направления в области естественно-научного знания физики, химии, биологии, Таким образом, квалификационная характеристика выпускника позволит ему преподавать эти предметы, предотвращая проблемы по малому объему часов в школьной программе”, сказала министр.

По словам министра, работа по внедрению новых стандартов эффективно дополняет введение независимой аккредитации высших учебных заведений. Напомним, что главное образовательное ведомство страны утвердило и направило на согласование основные документы по внедрению независимой аккредитации программ университетов и институтов, которая затягивалась несколько лет.

Вузы будут оптимизированы в два этапа 

Проблема оптимизации вузов возникла не сегодня и не вчера. Данная проблема сферы высшего образования поднимается уже несколько лет.

Как отметила, глава Минобразования КР касаясь промежуточных результатов оптимизации высших учебных заведений: “Первые решения по оптимизации вузов получили бурные отклики, в итоге на заседании двух комитетов ЖогоркуКенешаКР наложен мораторий на проекты решений правительства КР по переводу на самофинансирование и закрытие ряда вузов. В связи с этим, в рамках межведомственной рабочей группы утвержденыновые критерии оценки государственных вузов, согласно которым собрана информация по каждому государственному высшему учебному заведению”, — сказала Э.Сариева.

На первом этапе, всем государственным высшим учебным заведениям предоставлена возможность проведения оптимизацииорганизационно-управленческих структур внутри вуза. Это решение секретариата Совета обороны по демонтажу коррупции. В итоге, ученые советы всех университетов приняли решениеоптимизировать организационно-управленческую структуру в русле «один вуз – одно юридическое лицо». Исключение сделано для вузов, развивающих научное направление в рамках принятой правительством КР Концепции по реформе организации науки.Первый этап оптимизации  в этом году предполагает реорганизацию МУК, КНУ имени Ж. Баласагына, БатГУ.

Второй этап оптимизации, в 2016 году будет проводиться с учетом государственных приоритетов подготовки специалистов с высшим образованием для удовлетворения потребностей отраслей экономики КР, итогов работы государственных вузов в предыдущие годы, итогов набора студентов и результатов аттестации образовательных организаций, что должно привести к выявлению сильнейших вузов со статусом “государственный” и закрытию неэффективно действующих вузов. Будут учитываться государственные приоритеты подготовки специалистов.

Второй этап также предполагает  слияние (закрытие) некоторых вузов.

Для повышения качества высшей школы также стало установление единого порогового балла Общереспубликанского тестирования (ОРТ) на уровне 110 баллов по основному тесту и 60 баллов по предметному. Благодаря активному информированию абитуриентов через все общеобразовательные организации КР число сдавших тест на уровне выше 110 баллов, и получивших право поступить в университеты и институты, выросло на 30%. 23 государственных вуза, осуществляющие прием абитуриентов по грантам на 2015-2016 учебный год, обеспечивают  автоматический процесс приема талонов сертификатов ОРТ за счет считывания штрих-кода сертификата ОРТ

Единый пороговый балл по основному тесту составляет 110 баллов, по предметным тестам – 60 баллов. Всего в ОРТ в 2015 году приняли участие 53068 человек, из которых 25135  абитуриентов набрали свыше 110 баллов.

Также совместно с коллегией Министерства образования и науки на 2015-2016 учебный год прекращается набор на непрофильные специальности ВУЗов, в том числе сокращен объем предоставления бюджетных мест для абитуриентов на эти специальности.

Дамира НИЯЗАЛИЕВА: «Образование – очень значимая сфера и правительство КР уделяет ей большое внимание»

Вице-премьер-министр КР Дамира НИЯЗАЛИЕВА отметила, что полугодие – это большой срок, который показал, что работа проводится, есть и достижения и недостатки. «Сфера образования – очень значимая сфера и правительство КР уделяет большое внимание социальной сфере, в том числе и системе образования», — отметила Д.Ниязалиева.

Она отметила, что Минобразования КР и Генпрокуратура КР провели большую работу в части  возвращения детских садов., количество охвата детей в детских садах возросло на 50%. Идет активная работа по предшкольной подготовке.

«Вложено очень много сил, чтобы ввести 480-часовую предшкольную подготовку. На эти цели изыскано 61 млн. сомов, 41 млн сомов предусмотрено из бюджета Минобразования КР и 20 млн сомов из республиканского бюджета», — отметила Д. Ниязалиева. По ее словам, очень важно, что правительством КР принято постановление, в соответствии с которым,  средства местного самоуправления будут направлены в бюджет детских садов. Уже готовы детские сады, до этого момента многие годы простаивавшие, таким образом все органы местного самоуправления будут включены в процесс развития системы образования, — отметила Д. Ниязалиева.

Она также отметила отдельные направления, по которым следует продолжить активную работуМинобразования КР. В частности, речь идет об обеспечении школ Кыргызстана электронными учебниками и следовательно компьютерами, о реорганизации Кыргызской академии образования,  о пересмотре соглашения с Кыргызско-Турецким университетом «Манас», об аттестации вузов, внесении некоторых изменений в закон КР «Об образовании», о разработке механизма отработки по распределению выпускников вузов, обучающихся на бюджетной основе и др.

Вице-премьер-министр КРотметила, что по итогам 1 полугодия работа Минобразования КР удовлетворительна. «Я думаю, что все указания правительства КРминистерством будут устранены в срок», — отметила она.

Приоритет до конца 2015 года — качество на всех уровнях образования

По итогам коллегии глава Минобразования КР  обозначила приоритеты работы министерства.

Среди намеченных планов была указана реформа управления государственными и муниципальными детскими садами в части передачи дошкольных образовательных организаций местным органам власти, внедрение программы предшкольной подготовки «Наристе» во все дошкольные организации независимо от формы собственности, обновление предметных стандартов школьной программы.

Отдельное внимание министр выделила утверждению нового свода правил и порядка аттестации школьных учителей, повышению качества подготовки учителей в ВУЗах и кардинальному изменению системы повышения квалификации школьных учителей. «Качество школьного образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Единственный способ улучшить результаты состоит в том, чтобы улучшить преподавание, министерство сдержало свое обещание и повышает заработную плату, теперь мы должны определить приоритетом как подготовку новых учителей, так и повышение квалификации существующих учителей», — отметила Э.Сариева.

Также глава Минобразования КР сказала, что совместно с Государственным агентством антимонопольного регулирования при Правительстве КР будет внесено предложение по изменению системы формирования платы за обучение в ВУЗах, которое также коснется стоимости грантового (бюджетного) обучения студентов.

По мнению Э.Сариевой, существующая система не отражает реальных расходов на обучение одного студента и сама система предполагает искусственное институциональное финансирование государственных ВУЗов, а не качественную подготовку студентов. Предполагается, что даже при принятии этого решения в этом году, в силу оно войдет только в следующем учебном году.

Также министр отметила важность внедрения механизма контроля над качеством образования на всех уровнях образования.

Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»

Поделиться

Комментарии