КАО – ШАГИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ

  • 12.05.2022
  • 0
КАО – ШАГИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ

Общеизвестно, что принято решение об участии Кыргызстана в международном исследовании PISA в 2025 году. В этой связи на базе Кыргызской академии образования в 2021 году была осуществлена разработка научной темы: «Оценка образовательных достижений учащихся общеобразовательных школ Кыргызстана в рамках их подготовки к исследованиям PISA» по государственному заказу МОН КР.

Результаты исследования лаборатории показали почти такие же результаты, как в 2006 и 2009 годах, т.е. низкие. Это говорит о том, что мы недалеко продвинулись за эти годы вперёд. В качестве объекта научных исследований нами привлечены учащиеся 5 класса, а предмета исследований – их естественнонаучная, математическая и читательская грамотность, которые являются основным фокусом международного исследования PISA.

Мы считаем, что исследования должны проводиться на регулярной основе, до достижения учащимися 15-летнего возраста, т.е. фактического их участия в международных исследованиях. На текущий, 2022 год мы работаем над 6 классом. Планируем проследить динамику формирования у учащихся основной школы естественнонаучной, математической и читательской грамотности. В дальнейшие годы будут разработаны тесты для учащихся 7, 8 и 9 класса.

17 февраля 2022 года в Кыргызской Академии образования, проведен семинар-тренинг «Предваряя международное исследование PISA-2025», где были озвучены следующие моменты: что такое PISA, какова структура исследования PISA, направления исследования, какие институты оценивания существуют в стране, какие инструменты оценки используются и др. В работе семинара приняли участие учителя школ города Бишкек (№ 91, 69), Кеминского района (КСШ №1), Сокулукского района (Орокская СОШ), и Аламудунского района (СОШ им. Стрельниковой). Целью семинара-тренинга было ознакомление участников с концепцией международного исследования PISA, особенностями тестов PISA, результатами исследования лаборатории ОПИО 2021 года, рассказать о путях внедрения требований PISA в учебный процесс через технологию STEAM.

Также в конце семинара с участниками проведено анкетирование. Представим некоторые результаты анкетирования.

Анкета была на двух языках: кыргызском и русском.

Из 26 участников 27% не знали, что такое PISA. Только 33 % респондентов знали, что является фокусом исследования PISA. Почти 40 % не знакомы с тестами исследования, 60% считают, что недостаточно учебно-методических рекомендаций и пособий по PISA.

Что сделано в лаборатории ОПИО:

— создана рабочая группа по разработке тестов, ориентированных на PISA с участием учителей-практиков;

— разработаны, апробированы, и стандартизированы тесты, ориентированные на PISA для 5 класса;

— ссылки на онлайн-формат тестов размещены на сайте КАО;

— в лаборатории ведется подготовка аспирантов на темы, связанные с проблемой оценки сформированности компетентностей и функциональной грамотности учащихся;

— в рамках НИР лаборатории ведется работа над дальнейшей разработкой тестов для 6 класса и методических рекомендаций.

Подготовка страны к PISA должна осуществляться, и координироваться министерством образования и науки Кыргызской Республики. С организационно-финансовой точки зрения первостепенное значение имеют такие вопросы, как:

  • разработка, экспертиза, апробация, издание и внедрение в практику учебно-методических комплексов нового поколения, предназначенных для учащихся 7-9 классов;
  • определение необходимого количества базовых школ и их учащихся, где будут проведены предстоящие исследования, имея в виду обеспечить репрезентативность выборки и беспрепятственное проведение диагностических исследований;
  • заказать разработку электронной платформы, позволяющей в онлайн и офлайн режимах периодически проверять образовательные достижения учащихся по предметам естественнонаучной образовательной области,
  • создать условия и добиться широкого применения компьютерного тестирования учителями-предметниками естественнонаучной образовательной области, формируя у учащихся навыки владения методами компьютерного тестирования;
  • координировать направления деятельности и использование ресурсов международных доноров в целях успешной подготовки учащихся к исследованиям PISA-2025;
  • организовать мероприятия по повышению потенциала учителей по использованию компьютерных программ в исходной, формативной и итоговой оценках образовательных достижений учащихся в классе;
  • оказать содействие в расширении штатной численности и дальнейшего повышения потенциала научных сотрудников Кыргызской академии образования в целом, и лаборатории оценки, в частности;
  • направить ресурсы КАО, ЦОКОИТ, РИПКПК, ЦООМО и Международного университета «Ала-Тоо» на надлежащее участие в реализации мер подготовки учащихся Кыргызстана к исследованиям PISA-2025, предусмотрев соответствующие финансовые средства за счет Республиканского бюджета и других источников.

Г.Тагаева,
заведующая лабораторией Оценки практик и инноваций в образовании КАО, к.п.н., с.н.с.

 

Поделиться

Комментарии