КАКИМИ ПРИЗЫВАМИ ПРИВЛЕКАЛИ ЛЮДЕЙ НА ВОССТАНИЕ?

  • 16.05.2018
  • 0

Проект Культурно-исследовательского центра Айгине по объединению академических сообществ в Центральной Азии для получения новых знаний по восстанию 1916 года и создания общих академических платформ для обмена и распространения знаний по этнически и политически чувствительным темам выбрал 15 исследователей. И каждый из них в месяц один раз через газету «Кут Билим» рассказывает о своей теме. Сегодняшний участник проекта КИЦ Айгине Жоомарт Сулайманов, доцент кафедры «Регионоведение» факультета международных отношений ОшГУ, кандидат философских наук, доцент исследует тему посвященную изучению формы и методы пропаганды и социальной мобилизации в начале ХХ века (1915-1924 гг.).

Научным консультантом моего исследования является профессор Принстонского университета С.Ушакин, сфера научных интересов его включает проблемы гендера, культурной травмы и коллективной памяти. Моя исследовательская тема посвящена изучению методов и форм агитации и пропаганды различных факторов исторических процессов. Одним из самых значимых событий в истории нашего региона было восстание 1916 года. Как и любое крупное событие с участием огромного количества людей, оно требовало различных форм и методов мобилизации. Впервые местное население открыто выступило против действий властей, проявило не только неповиновение, но оказало вооруженное сопротивление. Выступление против власти требует не только мужества и отчаяния, но и определенных механизмов мобилизации. Массовое выступление сопровождалось агитацией, пропагандой, которые оправдывали эти действия. Какими словами, призывами привлекали людей на восстание? Как люди оправдывали свои поступки, необходимость сопротивления? Что заставляло людей идти на верную гибель против вооруженного противника? В тоже время, сопротивление местного населения против мобилизации сопровождались активными карательными акциями, которые проводила царская армия. Жестокость военных действий требовало своего оправдания. Мы будем рассматривать, как военное командование оправдывало свои приказы о применение оружия против беззащитных и безоружных жителей. Необходимо изучить арсенал пропаганды, который применяла власть для обоснования своих действий. Обычно, мы представляем историю как цепочку событий и фактов, которые связанны друг другом, влияют на ход происходящих в обществе процессов. Историки стараются изучить эти события, чтобы получить сведения о том, что и как было на самом деле. Это увлекательно и полезно для получения исторических сведений. Мы же предприняли попытку посмотреть не на само события, а то, как разные участники исторических событий воспринимали эти события. Они постоянно находились под влиянием различных пропагандистских влияний, воспринимая и оценивая через них происходящие события. Мы можем узнать, что конкретные люди писали о том или ином событии. Т.е. мы можем попытаться восстановить их дискурсивную логику и картину. Посмотреть их аргументы и убеждения и т.п. вещи, которые отразились в документах. Но документы – это не сама история. Это ее репрезентации, написанные людьми с индивидуальными особенностями и навыками. Вот, мы рассмотрим разные картины мира этих разных людей и попытаемся восстанавливать их.

Но самое главное для нас – в таком анализе мы сможем опираться на материалы и современных исследований пропаганды. То есть – будет непосредственный выход на самые разные исторические периоды. Кыргызстан за прошедшее столетие пережил большое количество событий, сопровождавшихся мобилизацией народных масс. Наше исследование поможет понять механизм многих исторических событий. Материалы исследования будут интересны для тех, кто интересуется историей и политикой Кыргызстана и региона, они смогут получить знания о том, как происходит мобилизация людей, что и как заставляет огромные массы сплачиваться, выступать против власти, отстаивать свои права и интересы — говорит Жоомарт Сулайманов.

Г.А., «КБ»

 

 

Поделиться

Комментарии