КАК УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ

  • 18.10.2021
  • 0

В связи с большим количеством информации о системе образования, появляющейся в СМИ, Министерство образования и науки КР считает необходимым предоставить ряд комментариев, профессионально разъясняющих ситуацию в системе образования и суть проводимых реформ.

Многих беспокоит ситуация с квалификацией, уровнем образования, стажем и повышением квалификации учителей.

По данным Национального статистического комитета КР в школах Кыргызстана за последние годы сформировался следующий баланс – 18,4% учителей – являются молодыми учителями со стажем работы в школе менее 5 лет, 30,7% учителей имеют стаж работы от 5 до 15 лет и 50,7% учителей имеют стаж более 15 лет.

Поскольку уровень заработной платы учителя законодательно зависит от уровня его образования и наличия соответствующей (педагогической) квалификации, то при приеме на работу руководители школ тщательным образом изучают документы претендентов на рабочее место и предоставляют право работы только квалифицированному персоналу.

В 2016 году была разработана и утверждена обновленная нормативная правовая база для проведения аттестации учителей, включая следующих документов:

— Требования к квалификационным категориям учителя общеобразовательной организации Кыргызской Республики, необходимые для проведения аттестации и присвоения квалификационных категорий;

— Руководство по проведению аттестации педагогических работников общеобразовательных организаций Кыргызской Республики для членов аттестационной комиссии;

— Руководство по прохождению аттестации для педагогических работников общеобразовательных организаций Кыргызской Республики;

— Положение порядке проведения аттестации учителей общеобразовательных организаций Кыргызской Республики.

Соответственно, аттестация и присвоение квалификации проводилось в пилотном режиме в целях апробации механизмов. Именно поэтому в 2021 году проведено обновление документации и разработан проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации учителей общеобразовательных организаций Кыргызской Республики», который был вынесен на общественное обсуждение. Особенностью нового Положения является то, что больше ни один учитель не будет при аттестации зависеть от мнения районных или городских отделов / управлений образования. Также процесс будет максимально автоматизирован, чтобы исключить какое-либо влияние человеческого фактора. Кроме того, для внедрения обновленной системы аттестации учителей создается база тестовых заданий по 18 предметам.

Задача государства не только повысить качество работы педагогов, но и улучшить эффективность деятельности территориальных органов управления образования. С этой целью разработаны критерии оценки эффективности деятельности рай/горОО, которые включают в себя индикаторы по планированию и мониторингу деятельности, качеству образования на территории, доступности образования, по цифровизации, и множество других, чтобы можно было в полуавтоматизированном режиме выстраивать рейтинги районов и городов, и корректировать деятельность на местах.

Также с 2020 года Кыргызстан выстраивает собственную Национальную рамку квалификаций как единую шкалу квалификационных уровней для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов, которая обеспечивает межотраслевую сопоставимость квалификаций и является основой системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов.

В июне 2021 года Кабинетом Министров КР утверждены Методология разработки отраслевых рамок квалификации и Методология разработки профессиональных стандартов.

Соответственно, разработана и утверждена Отраслевая рамка квалификаций для образования, как системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций в отрасли.

Профессиональные стандарты по отрасли «Образования» также разработаны и утверждены для всех уровней образования в качестве характеристики содержания трудовых функций и требований к квалификации работника.

 

Пресс-служба Министерства образования и науки

 

Поделиться

Комментарии