ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ
- 12.07.2013
- 0
Толобек АБДРАХМАНОВ, ректор КГУ им. И.Арабаева
«Центральная Азия вернет себе статус одного из интеллектуальных центров исламского мира и через 10 лет в Центральной Азии появятся исламские мыслители мирового уровня». Недавно с таким прогнозом выступил известный американский ученый и специалист по философии ислама, профессор университета имени Джорджа Вашингтона Сайед Хоссейн Наср.
В современном Кыргызстане проблема развития мусульманского религиозного образования носит не только конфессиональный, но и общеобразовательно- мировоззренческий характер. В связи с этим в последнее время поднимаются острые проблемы, несправедливо обойденные вниманием со стороны педагогов- исследователей Кыргызстана. В частности, это можно отнести к недостаточной изученности опыта религиозной педагогики, содержащая весьма полезного и интересного в плане подходов к обучению и воспитанию личности. Например, в учебниках и учебных программах по педагогике и истории педагогики Кыргызстана пока еще не отведено должного места освещению истории педагогической мысли мусульманских народов, у которых имеется богатейший опыт религиозного образования. В связи с этим, можно говорить о назревшей необходимости проведения системного историко-педагогического анализа развития религиозного образования исламского мира.
Многие исследователи, рассматривая ислам в контексте образования, справедливо отмечают о его огромном образовательном потенциале, и о том, что в исламе важное место отведено науке и образованию. В частности, только в Коране более 700 раз встречаются сюжеты, подчеркивающие особую роль образования и науки в жизни общества. Поэтому образование и наука всегда играли огромную роль в развитии исламских государств. Особенно в ранний период своего развития, ислам как государственная религия средневековых государств мусульманского Востока стал главным детерминантом бурного развития образования и науки, тем самым превратив интеллектуальный потенциал в определяющий фактор опережающего развития исламской цивилизации. Великолепная организация религиозно-светского обучения распространилась по всему исламскому миру. Известными школами являлись мечети Кордовы и Андалусии, мечеть «ан-Нурия», учрежденная Нуруддином Шахидом в Дамаске, учебный комплекс «аль Азхар», созданный Джоухаром Сицилийским в Каире, школа «ан-Низамийя» в Багдаде и другие. Мечеть «аль-Азхар» еще с конца ХI века полноценно приступила к своей университетской деятельности и успешно объединял в себе преподавание религиозных учебных предметов с такими гуманитарными и естественными предметами как история, география, математика, химия, астрономия, медицина, музыка. В этом плане «аль-Азхар» состоялся как университет намного раньше, чем европейские вузы. Еще раньше «аль-Азхара» приступила к своей университетской деятельности мечеть в городе Фес, оставаясь крупнейшим образовательно- научным центром Магриба. Исламские университеты Андалусии притягивали к себе не только студентов арабского мира, но и со всей христианской Европы. Таким образом, исламские университеты оказали огромное влияние на возникновение европейских университетов и, фактически заложили основу европейской научной революции и современной европейской цивилизации.
Важными образовательными и научными центрами были библиотеки. Например, в 40 огромных хранилищах Каирской библиотеки «Дар аль-Ислам» со всего мира были собраны около 1 млн. книг. Соответственно, в те годы выходцы из духовных образовательных учреждений Востока становились выдающимися учеными, внесшими огромный вклад в мировую науку, и вполне справедливо отмечалось, что «Ex oriente lux” («Свет с востока»). В этом же ключе высказался и Президент США Б. Обама (4. 06. 09г.), отмечая, что «именно ислам принес светоч знания в Европу»
Однако ХIII век оказался переломным для исламской цивилизации. Распад Арабского Халифата, нашествие монголов и реконкиста испанцев нанесли непоправимый урон исламской образовательной системе. В дальнейшем, когда европейцы, пережив реформационное движение, вступив в эпоху гуманизма и Возрождения, наряду с теософскими предметами стали активно изучать и светские предметы, и когда по всей Европе стали образовываться университеты, ислам как религиозно-государственная идеология входит в полосу стагнации. Следовательно, пришли в упадок образование и наука исламских государств, а сами исламские государства, ослабленные перманентным кризисным состоянием, оказались в колониальной зависимости Западных государств. При этом, как показывают результаты глубокого изучения истории стран исламского мира, причина кризиса исламской цивилизации заключалась далеко не только в колониализме. Колониализм скорее является следствием, нежели причиной. А причина цивилизационного кризиса стран мусульманского Востока заключалась в общественно-политическом, идеологическом и в интеллектуальном разложении политической элиты, религиозных иерархов и мударррисов исламских учебных заведений. Что и привело к кризису образовательной системы исламских государств.
В результате этого, в период позднего средневековья произошло окончательное разложение исламской системы образования и деградация исламской педагогики. Когда на Западе широко распространялись новаторские педагогические идеи Я. А. Коменского, А. Дистерверга, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и других выдающихся педагогов, мударрисы исламских медресе перестали учитывать и руководствоваться передовыми достижениями педагогики и ее методики. В итоге, медресе оказались в оковах консерватизма, догматизма и схоластики. Как ни парадосально, из содержания исламского образования были изъяты такие светские предметы как география, математика, история и другие науки, когда-то подарившие миру великих астрономов, математиков, географов и историков исламского Востока. Постепенно фактически все обучение сводилось лишь к заучиванию Корана. Более того, все богословские учебные дисциплины превратились в бессмыленное заучивание и малополезную схоластику. Тем самым, было предано к забвению завещание великого ученого-энциклопедиста, основателя арабской философии аль Кинди. Как известно, он полагал, что при воспитании надо формировать не мусульманский фанатизм, а интеллект.
Таким образом, отныне целью медресе становится подготовка духовных лидеров и служителей, владеющие абстрактным понятийным аппаратом. Основным его достоинством стало вовлечение учащихся в схоластические исламские традиции. В итоге, несмотря на длительный срок обучения в медресе, результаты были ничтожными, то есть большинство из выпускников медресе даже не умели грамотно писать и читать, свободно размышлять и развивать свой интеллектуальный потенциал, тем более передавать их следующему поколению. И если раньше исламское образование способствовало развитию человека, познанию окружающего мира и изучению общественные процессы, то отныне исламское образование стало более созерцательным и в основном сосредоточился на изучении только лишь самого ислама.
Самое главное, сподвижническая и интеллектуально-развивающая исламская педагогика в духе просветительства, взаимоуважения, взаимоподдержки, преемственности, гуманизма, и благородства была заменена подчеркнутым проявлением равнодушия, клерикализма, догматизма, пренебрежения и неуважения к личности учеников. Исламская педагогика потеряла просветительские возможности, интеллектуальный потенциал, наставнические традиции, гуманизм и сподвижничество педагога в отношении учащихся. Основополагающими принципами воспитания и обучения стали жестокая палочная дисциплина и свирепые меры устрашения. Таким образом, на фоне бурного развития образования, науки и техники стран Запада, исламская система образования и исламская педагогика к концу ХIХ века была деградирована и заменена отсталым, малоэффективным клерикальным обучением, а феномен педагога фактически перестал существовать и выполнять свою широкопрофильную социальную миссию.
В результате, в конце ХIХ века назрела острая необходимость модернизировать общественно- политические устои исламских государств, особенно остро стояла проблема возрождения и модернизации некогда эффективной исламской педагогики и исламского образования. Ибо мусульманская интеллигенция видела выход из тупика в просвещении. Только таким образом можно было модернизировать традиционные общества Азии и развернуть национально-освободительное движение колониальных народов Востока. В частности, именно так считали выдающиеся исламские реформаторы, просветители и борцы против колониализма Джемаль ад-Дин аль Афгани (ХХв.), Мухаммад Абдо (ХХв.), Саид Ахмад хан (ХХ), аль Кавакиби (ХХ). В то же время реформационные идеи Танзимата передовой интеллигенции Османской империи, эволюционизировавшись, перекинулись в пределы мусульманских окраин Российской империи — Крым, Поволжье и Туркестан. Следовательно, в этих регионах начинается просветительское движение мусульман-джадидов, выступающие против узкоконфессионального образования, застывшего в средневековой схоластике и сводившегося к заучиванию наизусть сур Корана и толкаванию их. Конечно, джадиды-реформаторы никогда открыто не провозглашали идеи о национально-освободительной борьбе, но идеи мусульманского просветительства и духовного возрождения, так или иначе, вели к активной социализации масс, пробуждению национального самосознания, распространения идей независимости и свободы.
Следует подчеркнуть, что в Туркестане ситуация с распространением идей джадидизма осложнялась тем, что закономерные противоречия между клерикалами-кадимистами и новометодцами-джадидами здесь проявлялись особенно остро, осложнялась дополнительными трудностями. На стороне традиционалистов были царская военно-адмнистративная служба, местная феодальная знать, консервативно-реакционная часть духовенства, а на стороне джадидистов – прогрессивная часть феодальной знати, часть зарождающейся буржуазии и новая мусульманская интеллигенция. Дополнительной трудностью для туркестанских джадидистов стало то, что им приходилось, открыто и латентно бороться также и с русско-туземными школами, которые расценивались как проводники русификации.
В этих условиях джадидизм мог выжить, и состоятся только благодаря эффективным и инновационным технологиям обучения, способствующим в короткое время создать необходимую социальную базу из образованных, социально активных людей. Исходя из этого, в джадидистской новометодной системе образования была введена звуковая (фонетическая) методика обучения, создавались улучшенные учебники, разрабатывались программы и методика нескольких светских предметов с использованием достижений российской и мировой педагогики. Педагогические идеи и взгляды Я. А. Коменского, И. Г. Песталлоци, К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта и других известных ученых-педагогов применялись и развивались применительно к исламской педагогике. В этих школах наряду с учебниками и учебными пособиями, изданными турками, татарами, башкирами, стали использоваться научно- педагогические и учебно-методические работы местных авторов. Так, в 1911-году Е. Арабаев и Х. Сарсекеев издали «Букварь» для кыргызских и казахских детей.
В учебные программы джадидистских школ были введены ряд светских предметов. В частности, учебный план «Игьдадия» 1906-1907 учебного года, наряду с такими теологическими учебными предметами, как тафсир, ахляк, акида, хадис, фикх, ысул-ул фикх и другие, включал такие академические предметы, как астрономия, география, история, философия, логика, физика, психология, элементарное право, гигиена, медицинское дело, политэкономия, торговое дело, арабский язык и литература, персидский язык, русский язык, татарский язык и литература, немецкий язык и другие.
На прогрессивной основе была построена и организационно-методическая структура джадидистско-новометодных медресе. Они состояли из четырех институциональных уровней. Первый уровень «Ибтидайя» (начальная), второй уровень «Рушдия» (среднее), третий уровень «Игьдадия» (выше среднего) и четвертый уровень «Галия» (высшее). Исходя из этого, осуществлялась разноуровневая система подготовки педагогических кадров. Так, «Игьдадия» осуществляла образовательную программу повышенного среднего образования, и готовило шакирдов для поступления в высшее отделение. Параллельно, им предоставляли право заниматься педагогической деятельностью в качестве кальпы, мугаллима и казыя.
Наряду с этим, осуществлялась профилизация и специализация джадидистских медресе. Например, в системе джадидистксих медресе российского Поволжья в медресе «Мухамадии» в основном готовили специалистов для политики и богословов, в «Галие» преимущественно готовили языковедов и литераторов, в «Хусаиние» предпочтение отводилось бизнесменам и управленцам, а в «Расулие» были сильны суфийские традиции. Кроме всего этого, одной из позитивной особенностью джадидизма стала активное привлечение женщин к образованию, что вообще не приветствовалось традиционной исламской образовательной школой.
Что касается преподавательского состава новометодных медресе, то здесь были сконцентрированы лучшие преподаватели-новаторы, преподаватели-гуманисты и высокообразованные новометодные преподаватели. Фактически все преподаватели были хорошими знатоками основ ислама и академических учебных дисциплин, эрудированными людьми. Они хорошо владели прогрессивными методами педагогики и современными технологиями обучения, в совершенстве владели несколькими восточными, европейскими языками.
В общем, рассматривая джадидизм как исторический феномен, направленный на возрождение и модернизацию научно-образовательного потенциала ислама, можно отметить, что на данном этапе развития исламского образования постепенно стала формироваться новая, инновационная и эффективная система образования мусульман. Данная система соответствовала духу времени и удовлетворяла потребности соответствующих слоев общества. В целом, в сущности, имело место удачной трансформации исламского образования в новые условия жизни ХХ века, началась эффективная интеграция исламского образования в складывавшуюся новую светскую систему образования. Наглядным примером эффективности данной интеграции и продуктивности новометодной школы джадидизма является легендарная плеяда, славная когорта первой мусульманско-советской интеллигенции Туркестана, вышедшая из стен джадидистских медресе.
К сожалению, зная большую потенциальную возможность джадидизма, их всюду и всегда подвергали травле, обрушивая на них аресты, тайные и открытые убийства. Все же джадидизм, выдержав все репрессивные акции кадимистов и царизма, подарив народам Туркестана целую плеяду великих личностей, внося большой вклад в просвещении народов советского Туркестана до конца 20-х годов ХХ века, вынужден был прекратить свое сушествование в результате жестокой борьбы с нарождающей советской системой тоталитаризма. Таким образом, истребление джадидов в годы сталинских репрессий, а также воинствующий атеизм советской власти почти на целый век отодвинуло назад модернизацию исламского образования не только советского Востока.
Застой в исламском образовании, особенно догматизм и консерватизм исламской педагогики привели к тому, что в конце ХХ века только 40% населения мусульманского мира оказались грамотными, тогда как в христианском мире грамотными считались 90% насления. Если 40% населения христианского мира имели высшее образование, то среди мусульман только 2% населения были с высшим образованием. В христианском мире 98% населения заканчивали школы и 40% из них поступали в университеты, тогда как в мусульманском мире 50% населения заканчивали школы и 2% шли в университеты. Почти половина университетов арабских стран сосредоточена на исламском образовании и лишь 1% арабского населения имеет персональный компьютер и только 0,5% подключены в Интернет.
В конце ХХ века государственная независимость и освобождение от оков коммунистической идеологии и воинствующего атеизма позволили народам Кыргызстана вновь вернуться в мир ислама. В связи с этим, на повестку дня выносится ряд проблем, среди которых особо выделяется вопрос об эффективном светско-религиозном и религиозном образовании. Хотя, в этом плане в Кыргызстане было проделано много положительного, все же имеются и серьезные проблемы, связанные с созданием отечественной системы исламского профессионального образования. В частности, проблемы связанные с организацией учебного процесса, с введением профессиональных образовательных программ, с совершенствованием методики преподавания и внедрением инновационной технологии исламского образования.
Кстати, на подобные проблемы исламского образования давно и серьезно обратили свое внимание дальновидные руководители отдельных, даже немусульманских стран СНГ. Например, Президент России В. В. Путин еще в 2002 году поручил Министерству образования РФ «в первоочередном порядке разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии религиозного образования, прежде всего мусульманского». К сожалению, в течении 20 лет бурного развития религиозного образования в Кыргызстане не было подобного отношения к проблемам исламского образования со стороны руководителей страны. В результате этого, исламский религиозный ренессанс, а также коренные перемены в самом исламском образовании Кыргызстана вынесли на повестку дня необходимость возрождения и формирования исламской педагогики, серьезно изучать, обсуждать и внедрять инновационные методы и современные технологии обучения как интегральную часть образовательной доктрины Кыргызстана. Ибо, внедрение инновационных процессов в исламском образовании необходимо для влияния на качество осуществления религиозного образовательного процесса. Как известно, под инновационными процессами в религиозном образовании понимается система разработок, апробаций, распространений и внедрений современных технологий, моделей и приемов обучения, которые позволяют существенно повысить качество и эффективность учебного процесса. При этом следует отметить, что важность и сложность инновационного процесса в системе исламского образования Кыргызстана заключается в необходимости решения нескольких задач. Во-первых, требуется адаптация содержания и качества исламского образования к современным реалиям и потребностям гражданского общества Кыргызстана. Во-вторых, необходимо выработать адекватную образовательную методику и инновационную технологию, с помощью которых можно было бы безболезненно интегрировать негосударственное религиозное образование с государственным религиозном образованием. В-третьих, предполагается поиск эффективных форм и методов оптимального взаимодействия светского и исламского образования, поиск рациональных границ позитивного влияния академического знания на исламское образование и исламских ценностей на гражданский учебно-воспитательный процесс. В-четвертых, необходимо найти синтез лучшего из традиционализма старых исламских школ и новаций современных методических и технологических концепций академической школы.
В общем, учитывая то, что исламские традиции во все времена были важными носителями и генераторами общечеловеческих ценностей, необходимо будет формировать эффективную методику и инновационную технологию универсального типа, сущность которых основана не на противопоставлении академического знания исламскому образованию, а на понимании общности их задач в обучении и воспитании специалистов по трем направлениям – имамов и улемов; теолог-богословов; гражданских специалистов воспитанных на нравственных ценностях ислама.
Конечно, все это требует от организаторов исламского образования и преподавательского состава исламских образовательных учреждений особого отношения и профессионализма, а также особой компетентности. Для оптимального решения поставленной задачи необходим глубокий анализ накопленного исторического опыта светской и исламской педагогики, важны изучение традиций народной педагогики, исторически сложившихся в стране, а также учет современных достижений в педагогической науке мира. Наряду с научным обобщением и систематизацией имеющихся инновационных методик светского и исламского образования необходимо учесть и то, что в их основе лежит еще и многолетний опыт практической деятельности педагогов-инноваторов. Ибо инновационная методика преподавания пишется не только в кабинетной тиши, она вызревает в результате многолетнего опыта практической работы целой армии педагогов, кристаллизуется методом проб и ошибок, кропотливой работой учителей, создается посредством длительного отбора лучших методик из опыта многолетней народной, исламской и мировой педагогики.
К сожалению, применительно к использованию опыта в формировании современных технологий обучения нельзя не обратить внимание на то, что религиозные образовательные учреждения (исламские университеты, институты, медресе) современного Кыргызстана даже не обратили внимание и не продолжили лучшие традиции джадидизма как успешно апробированной модели модернизированного мусульманского образования. Поэтому обучение в них в основном ведутся по методикам и в менталитете средневековья. Следовательно, ученики и студенты этих учреждений Кыргызстана воспринимают мир глазами учителей средневековья и ментально переносятся в эпоху, которую изжили даже джадидисты в ХIХ-ХХ вв. И это в то время, когда даже рядовой имам мечети Кыргызстана работает в совершенно других условиях, нежели сто лет назад. Ведь кыргызстанское общество подвергается к постоянным изменениям, систематически растет мировоззренческий и интеллектуальный уровень посетителей мечети и сообразно этим реалиям должны были бы корректироваться подходы к подготовке духовных специалистов.
Кыргызстанские мусульмане не должны оказаться на задворках информационного ХХI века. Пора реально претендовать на то, чтобы стать одним из наиболее просвещенных джамаатов мусульманского мира, аккумулировав в себе все лучшее от исламского образования и светского общеобразовательного потенциала.
В целом, подводя итоги можно сказать, что для создания эффективного профессионального религиозного образования Кыргызстана необходимо решить следующие фундаментальные задачи.
Во-первых, необходимо интегрировать систему негосударственных религиозных образовательных учреждений в государственную образовательную систему. При этом необходимо определить форму интеграции. Во-первых, негосударственная система религиозного образования может интегрироваться в общегосударственную образовательную систему. Во-вторых, негосударственная религиозное образование на частно-государственной основе может интегрироваться с теологическими государственными учебными учреждениями и создать самостоятельную систему государственного религиозного образования. А так, при нынешнем состоянии исламского образования страны явно разрывается единство не только образовательно-организационного, учебно-методического и технологического пространства религиозной, а также национальной образовательной системы Кыргызстана, но и разрывается единство духовно-интеллектуальных основ образования и подрывается государственная система воспитания всесторонне образованного и духовно развитого гражданина страны.
В-третьих, в современных условиях Кыргызстана упрощенные подходы к вопросам интеграции религиозного образования в единую образовательную систему Кыргызстана не будут давать положительные результаты. Потому что при отсутствии концептуальных стержней крайне трудно будет создавать единую систему государственного религиозного образования. Для этого, прежде всего, необходимо разработать, согласовать и принять лицензированную, общепринятую образовательную программу. Необходимо предпринимать серьезные и эффективные меры для создания адаптированной методической и инновационной системы качественного исламского образования, с использованием самых современных образовательных технологий общей педагогики. При этом принципиальным моментом считается то, что желающим учиться в религиозных образовательных учреждениях должны быть гарантированы перспективы получения не узкоконфессионального, а многопрофильного образования, включающего знания религии и светских наук, знание нескольких языков, развитие широкого кругозора, которые давали бы возможность занимать должности как в системе духовных служб, так и в государственных структурах.
Комментарии