Институт детства и БГУ: Развитие волонтерства во имя детей

  • 18.10.2013
  • 0

11 октября в Бишкеке состоялась конференция «Развитие студенческого волонтерства в обеспечении прав воспитанников резиденциальных учреждений». Откровенно говоря, столь длинная тема конференции не говорит ни о чем непосвященным людям, разве только организаторам. Между тем, конференция посвящена самому гуманному и бескорыстному проекту – студенческому волонтерству. Этот проект реализуется Фондом «Институт детства» совместно с Министерством образования и науки КР и Фондом Евразия Центральной Азии. Напомним, что волонтер – это человек, который бесплатно и добровольно делает что-то для других людей. У волонтера есть своя жизнь, есть семья, работа, свои проблемы как и у всех остальных людей, но тем не менее он находит свободное время чтобы помогать другим людям – тем, кто в этом нуждается.

Фонд «Институт детства» совместно с Министерством образования и науки КР и Фонд Евразия Центральной Азии реализуют проект «Обеспечение прав воспитанников резиденциальных учреждений через психологическую и юридическую помощь».

В Кыргызстане увеличивается количество домов-интернатов, детских домов и также увеличивается количество в них детей. Общее количество детей в этих учреждениях различных типов составляет более 25 тысяч, 88% из них являются социальными сиротами, то есть имеют неблагополучных родителей и дальних родственников. Большинство государственных домов-интернатов, детских домов финансируются из государственного бюджета, на содержание одного ребенка в учреждении государство направляет около 7 тысяч сомов, однако основная часть средств уходит на содержание основных фондов и зарплату сотрудникам, тогда как на услуги для ребенка доходит только 3% направляемых средств.

Как отметила Президент фонда «Институт детства» Нуржамал ДЖАКУБОВА: «За каждым восстановленным свидетельством о рождении стоит судьба ребенка и это очень важно для него. Очень важна также волонтерская помощь и мы хотим развивать волонтерство, особенно среди молодежи. И мы работаем за идею, помощь уязвимым детям».

Также в ходе проекта для детей школы –интерната были созданы так называемые «Книги жизни». Это международная методика, направленная на создание целостной идентичности, самоидентификации и преодолению последствий депривации. В книгу входят фотографии ребенка, любимые песни, любимые события, происходившие в их жизни. Создавать такие книги помогали и волонтеры – студенты БГУ.

По словам организаторов конференции, с каждым годом в Кыргызстане увеличивается количество волонтеров. Так, ОФ «Институт детства» ведет целенаправленную работу по развитию волонтерского движения среди молодежи. За период существования фонда было привлечено 60 волонтеров. Их количество росло с каждым годом: 2010 год – 7 волонтеров, 2011 – 9, 2012 – уже 20 и в этом году – 24. Вызывают искренние уважение и восхищение студенты-волонтеры, которые готовы не жалея своего времени, душевных сил и энергии, бескорыстно помогать детям, нуждающимся в их помощи.В чем заключается эффективность волонтерской деятельности?

— Внимание к межличностным отношениям;

— Тесный контакт с сообществом;-

— Объективность в предоставлении услуг;

— Особые знания, опыт, связи;

— Гибкий переход к новым услугам;

— Новые идеи, свобода экмперимента и др.

Надежда КУГАЙ:

— Почему я стала волонтером? Мне всегда хотелось помогать людям, поэтому я пошла учиться на психолога и когда представилась возможность помочь детям в школе-интернат, я с удовольствием согласилась. Конечно, работа волонтера не такая легкая, как может показаться на первый взгляд, самое сложное — это найти контакт с детьми. Ведь не все дети с легкостью идут на контакт, общение со взрослыми, не все взрослые пользуются у детей доверием. Но шаг, за шагом они открывали нам свои сердца и большего вознаграждения мне и не нужно было. Проведя очень много времени с ребятами. Я поняла, что наше участие было не напрасно, я многому научилась у этих детей и очень благодарна за такой бесценный опыт в моей жизни.

Как считает программный менеджер Общественного фонда «Институт детства» Дамира КУДАЙБЕРГЕНОВА, между тем, анализ содержания воспитанников в таких учреждениях говорит о том, что эти дети нуждаются в различной помощи для того, чтобы успешно адаптироваться затем в обществе. Поэтому очень актуальным является вопрос предоставления воспитанникам психологической, юридической помощи, помощи в правовой грамотности.

«К сожалению, то, что ребенок воспитывается не в семье, а в подобных учреждениях имеет свои негативные стороны для развития ребенка. У детей, проживающих в детских домах, домах-интернатах отрицательно сказывается на развитии детей. Как результат воспитанники таких учреждений являются менее подготовленными к самостоятельной жизни. Являясь незрелыми, не получая поддержки родителей, они легко поддаются влиянию и например, попав в криминогенную среду, часто с легкостью идут на противоправные действия. Таким образом, лишенные семейного воспитания и семейной поддержки, они испытывают большие трудности при выходе из детских домов. Поэтому, нерешенной проблемой для всех нас является дальнейшее жизнеустройство выпускников детских домов и интернатов», — отмечает Д.Кудайбергенова.

Совместный проект фонда «Институт детства», Министерства образования и науки КР и Фонда Евразия Центральной Азиии проводит большую работу по социализации и адаптации молодежи из таких учреждений в общество. Проект заработал в начале этого года совместно со студентами Института непрерывного дистанционного образования (ИНДО) Бишкекс кого гуманитарного университета. Как было сказано выше, проект направлен на предоставление социальной, психологической, педагогической, медицинской и правовой помощи детям из уязвимых семей для их полноценного развития.

Как показало исследование, проведенное «Институтом детства» средняя продолжительность пребывания детей в таких учреждениях составляет 7-8 лет. И воспитанники нуждаются в психологической и юридической поддержке. Проект «Обеспечение прав воспитанников резиденциальных учреждений через психологическую и юридическую помощь» обеспечивает доступ к правосудию и повышение правовой грамотности среди воспитанников Краснореченской вспомогательной школы-интернатат для детей сирот, и детей лишенных родительского попечения.

Студенты ИНДО БГУ привлеченные к проекту, оказывают бесплатную психологическую помощь воспитанникам Краснореченской школы-интерната.

Что представляет собой юридическая помощь воспитанникам интерната? Как сообщают организаторы конференции, у многих воспитанников школы-интерната отсутствуют те или иные необходимые документы – свидетельства о рождении и др. Поэтому практическая деятельность юриста проекта заключалась в восстановлении личных документов воспитанника, защите имущественных и жилищных прав воспитанников, реализации прав на социальные пособия.

Айканыш ТОКТОГАЗИЕВА:

— Кто такой волонтер? Волонтер – это человек, который принимает решение помогать ближнему. Делает он это не за плату, и не за материальную выгоду. Волонтер постоянно жертвует – временем, душевными силами. Получает ли он что-то взамен? Я считаю, что получает: душевное удовлетворение от того, что он может помочь нуждающимся детям. Вопросов связанных с волонтерством очень много, потому что, несмотря на вездесущую научность во всем, волонтерство так и остается явлением неизученным. Ученые не понимают законов природы, по которым человек сознательно идет на это, а закон этот один – ЛЮБОВЬ. Каждому ребенку необходима любовь, очень важны прикосновения, объятия, просто внимание. Мне хочется дарить любовь детям, хочу, чтобы они ее чувствовали, чтобы они хотели жить. Я думаю, что я рождена для того, чтобы сделать что-то важное…То что подтолкнет детей стремиться стать кем-то и быть нужным для кого-то в этой жизни.

Марина ОВЧИНННИКОВА:

— Волонтером я стала совершенно неожиданно для самой себя. Будучи студенткой факультета психологии, я побывала в школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Глядя в глаза этих детей, в тот момент я поняла, что в наших руках сделать все возможное, чтобы улучшить качество жизни ребят, их психологическое состояние, открыть их сердца миру. Я всегда рада быть не безучастной. Люди обретают себя в дружбе и помощи. Оптимальные отношения помогают нам наращивать силу, а не уменьшают ее. Они привносят в вашу жизнь новые ценности.

Самый большой подарок, который мы можем подарить детям – помочь им понять кто они есть на самом деле. С ними я делюсь счастьем и радостью, открываю их сердца для любви, красоты и богатства мира. А когда наши сердце и разум полны любви, для нас начинается жизнь, о которой мы всегда мечтали.

Еще один совместный пилотный проект ОФ «Институт детства» и Министерства образования и науки КР – Программа «паспорт к успеху». Этот проект реализуется в детских домах и школах-интернатах и обучает детей жизненным навыкам, готовит их к дальнейшему трудоустройству и социальной адаптации в обществе. Проект также оказывает помощь в реализации социальных проектов. Речь идет об активном вовлечении детей-участников в планирование социального проекта. Следующий этап реализация проекта и оценка и подведение результатов проекта. Социальные проекты подразумевают командную работу школьников для решения проблем проекта, очень важно также оценка личного вклада участников проекта и положительные эмоции от оказания помощи нуждающимся. Практическое воплощение таких социальных проектов — это оказание помощи пенсионерам, пожилым людям в домашнем хозяйстве и на огороде, помощь в ремонте Национальной компьютерной гимназии №5, помощь в благоустройстве парка Победы рядом с Сокулукской школой-интернатом для детей с тяжелыми нарушениями речи. Мырза-Акинской школе – интернату имени И.Раззакова для одаренных детей из малообеспеченных семей была оказана помощь в уборке и засеве пришкольного участка.

Всего за 2012-2013 годы участниками программы «Паспорт у успеху» было реализовано 57 проектов.

 Айнура КАНИМЕТОВА «Кутбилим»

 

Поделиться

Комментарии