ФОРУМ: ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ КЫРГЫЗСТАНА: ФАКТЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ
- 05.10.2023
- 0
На современном этапе гуманитарно-педагогические вузы играют решающую роль в образовании и подготовке специалистов в области гуманитарных и педагогических наук.
Гуманитарно-педагогические направления реализуются в 17 государственных и 11 частных образовательных организациях высшего профессионального образования.
Среди них основные столичные вузы гуманитарно-педагогической направленности:
- Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына
- Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева
- Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева
Эффективная подготовка гуманитарно-педагогических кадров проводится также в региональных вузах республики:
- Ошский государственный университет,
- Ошский государственный педагогический университет имени А. Мырсабекова
- Нарынский государственный университет имени С. Нааматова
- Жалал-Абадский государственный университет им Б. Осмонова
- Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова
- Баткенский государственный университет
- Таласский государственный университет.
Кроме того, подготовка специалистов – будущих педагогов ведётся в ряде межгосударственных вузах, такие как:
- Кыргызско-Узбекский международный университет им. Б. Сыдыкова
- Кыргызско-Российская Академия образования
- Кыргызско-Турецкий университет «Манас»
- Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б. Ельцина
Гуманитарно-педагогические специальности делятся на следующие направления подготовки по бакалаврской и магистерской программе: филологическое образование, физико-математическое образование, естественно-научное образование, педагогика, социально-экономическое образование, художественное образование, технологическое обучение.
На 2022-2023 учебный год Министерством образования и науки КР выделены для педагогических направлений подготовки всего 1854 грантовых мест, на которые поступили 1700 абитуриентов.
Тогда как на 2023-2024 учебный год было выделено 1930 грантовых мест и всего поступило 1855.
Таким образом, с каждым годом отмечается рост количества грантовых мест и увеличение количества абитуриентов на педагогические направления, что позволяет сделать вывод о том, что со стороны государства принимаются целенаправленные решения, влияющие на повышение роли педагогической профессии и подготовку гуманитарно-педагогических кадров.
Вышеперечисленные вузы выстраивают свою деятельность согласно Закону «Об образовании»; Закону «О науке»; опираются на «Программу развития образования в Кыргызской Республике на 2021-2040 годы» (2021); «Национальную программу развития Кыргызской Республики до 2026 года» (2021).
На настоящий момент каждый вуз работает на основе «Стратегических планов развития» на краткосрочные и долгосрочные перспективы. Остановимся на тенденциях и фактах, лежащие в содержании Стратегии:
- Качественное гуманитарно-педагогическое образование должно стать основой инновационного развития нашей страны, направленной на поддержку и развитие интеллектуального и творческого потенциала студентов.
- Модернизация образования и диверсификация специальностей:
Внедрение широкого спектра образовательных программ и специальностей, студенты могут выбирать область, которая соответствует их интересам и карьерным планам, также отвечает реальным текущим и перспективным спросам потенциальных потребителей.
- Цифровизация образования и онлайн-обучение. Многие гуманитарно-педагогические вузы предлагают онлайн-курсы и дистанционные программы, что делает образование доступным для студентов из разных регионов и стран.
- Интеграция науки, образования и инноваций: Большинство преподавателей вузов активно занимаются научными исследованиями в области гуманитарных и педагогических наук. Внедряются стартапы по повышению интереса учащейся молодежи к педагогической науке и творческой деятельности молодых ученых.
- Международное сотрудничество с университетами и организациями стран ближнего и дальнего зарубежья.
В последние годы наблюдается активизация сотрудничества между гуманитарно-педагогическими вузами Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан.
Особо активно совместные работы в сфере подготовки педагогических кадров и научной деятельности ведутся более чем с 30 вузами Республики Узбекистан. Это такие вузы как:
- Национальный университет Узбекистана
- Наманганский государственный университет
- Ферганский государственный университет
- Андижанский государственный университет
- Узбекский государственный университет мировых языков
- Бухарский государственный университет и др.
В настоящее время обновление целей и содержания гуманитарно-педагогического образования предъявляют новые требования к качеству подготовки педагогов. Исходя из вызовов современного общества на первый план выходят основные тренды в области образования, которые могут меняться со временем, но некоторые ключевые направления остаются актуальными и влияют на развитие образовательных систем.
Каковы основные ключевые тренды характерны для современного гуманитарно-педагогического образования Кыргызстана? Разрешите остановиться на некоторых из них:
- Технологические тренды в преподавании и обучении, включает интеграцию технологий в учебный процесс: использование технологичеких стартапов, онлайн-платформ, дистанционного обучения, виртуальной реальности, платформы социальных сетей, искусственного интеллекта и других технологических иснтрументов;
- Глобализация образования определяет увеличение интереса к международному образованию и академической мобильности студентов;
- Развитие мягких навыков (soft skills): характеризует направление фокуса на развитие навыков успешной адаптации к быстро меняющейся условиям, таких как креативность, критическое мышление, умение решать проблемы и коммуникативные навыки;
- Подход к обучению на основе компетенций: переход к акценту на развитие профессиональных, психолого-педагогических, социально-культурных компетенций, которые могут быть применены на практике. Этот подход ориентирован на подготовку студентов к реальным вызовам и задачам.
- Новый формат непрерывной педагогической практики;
- Использование технологий STEAM обучения: Фокус на науке, технологии, инженерии и математике (STEM) продолжает расти. Студенты развивают навыки, необходимые для работы в современной технологической среде. На следующем слайде представлены те ключевые тренды образования, за которыми будущее педагогического образования:
- Обучение на основе национальных традиций и принципов;
- Полиязычное образование;
— Персонализация образования;
— Коллаборативное образование;
- Мультидисцплинарность;
- Новые формы оценки качества образования и обратной связи;
- Образование на личностное развитие и эмоциональную поддержку;
- Инклюзивное образование.
- Устойчивое образование.
Эти факты и ключевые тренды отражают актуальные направления развития гуманитарно-педагогических вузов. Важно, чтобы системы образования оставались гибкими и адаптировались к быстро меняющимся вызовам современного мира, чтобы обеспечить студентам наилучшие возможности для успеха.
КГУ им. И. Арабаева выступает флагманом педагогического образования в Кыргызстане и в настоящее время находится на пути дальнейшей трансформации своего развития на основе интеграции науки, образования и инноваций в рамках современной модели «Университет 4.0».
Университет награжден ОРДЕНОМ «ДАҢК» Кыргызской Республики (2022), является Победителем международного конкурса «УНИВЕРСИТЕТ ГОДА», проводимого Центром международных исследований в Канаде (2022).
На сегодняшний день в университете обучается более 18 000 студентов, работает трудовой коллектив из более чем 900 профессорско — преподавательского состава, из них более 50 докторов наук, 262 кандидата наук.
Учебный процесс проводится по 23 аккредитованным программам среднего образования, 71 высшего профессионального образования на уровне бакалавриата и магистратуры.
Активно ведется подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре. С прошлого учебного года в КГУ им. И. Арабаева открыта PhD-докторантура по 11 направлениям, на которых обучаются докторанты не только Кыргызской Республики, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.
Необходимо отметить, что на новый учебный год на педагогические специальности поступило на 4 500 студентов больше по сравнению с прошлыми учебными годами, что связано с возрастанием престижа педагогической профессии со стороны современной молодежи и повышением социального статуса и миссии учителя в обществе.
Таким образом, перед КГУ им. И. Арабаева как кузницей педагогических кадров стоят новые задачи, где на первый план выходит применение более эффективных подходов к подготовке конкурентноспособных, компетентных педагогов нового формата, мотивированных к деятельности в условиях современной действительности.
Ректор КГУ имени И.Арабаева, профессор Айгуль Абдраева
Комментарии