ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ

  • 02.08.2013
  • 0

Изучение физики и астрономии как общеобразовательных предметов в школе имеет важное значение в подготовке учащихся к жизни в современном мире техники, а также в формировании их общего мировоззрения. Сейчас на первое место выдвигаются задачи развития и воспитания учащихся в процессе обучения, поэтому перед образованием в последнее время в числе главных поставлены следующие цели:

• подготовка учащихся в процессе обучения физике к выбору профессии;

• развитие творческих способностей учащихся;

• формирование мотивов учения;

• формирование естественнонаучной картины мира;

• изучение прикладного аспекта физики, обеспечивающего подготовку учащихся к выполнению конструктивной деятельности в окружающем мире;

• изучение видимых, а затем и действительных положений и движений небесных тел в пространстве, определение их размеров и формы;

• изучение физического строения небесных тел, т.е. исследование химического состава и физических условий (плотности, температуры и т.п.) на поверхности и в недрах небесных тел;

• формирование представлений о научном методе исследований и его месте в системе общечеловеческих культурных ценностей.

Школьное физическое образование должно обеспечить оптимальные условия развития каждого ученика, для воспитания человека с новым уровнем сознания, способного к самооценке и критическому мышлению, основанному на естественнонаучном мировоззрении.

Школьное образование должно подготовить учащихся в процессе обучения физике, астрономии к выбору профессии. Прогноз самых востребованных профессий будущего показывает, что в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут:

1. На лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание языка. Востребованность инженеров-маркетологов и менеджеров растет во всех отраслях промышленности.

2. Вторую позицию занимают информационные технологии и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

3. Следующие наиболее востребованные профессии ближайшего будущего связаны с нанотехнологиями. Нанотехнологии — это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами, это технологии, использующие наиболее скрытые и ценные свойства вещества. По прогнозам, будут востребованы все специальности, связанные с нанотехнологиями. Нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.

4. Биотехнологии — технологии, использующие биологические системы и их элементы. Специальности на стыке электроники и биотехнологий требуют от специалиста глубоких знаний как в электронике, так и в биоинженерии.

5. Следующую позицию занимают профессии, связанные с маркетингом и продажами. Маркетолог — это, прежде всего, стратег компании. Дело маркетолога — руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей.

6. Специальности, связанные с сервисом. Один из показателей этой тенденции — все большая потребность в качественном сервисе. Это и химчистка с парикмахерской рядом с домом, и хороший детский сад и многое другое. Причем спрос на профессии сферы обслуживания будет ежегодно возрастать, при этом темпы роста потребности в профессиях сферы обслуживания будут опережать темпы роста потребностей в других востребованных профессиях.

7. Логистика. Дальнейшая интеграция страны в мировой рынок неизбежно потребует притока профессиональных логистов. «Логистика — теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения».

8. Экология. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. Специальность эколога будет требовать знания физики, химии и биологии, навыков компьютерного моделирования, проходящих в природе процессов.

9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни. Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий.

10. Энергетика. Актуальны  разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии.

В 2013-2014 учебном году изменений в учебном плане по предметам физика и астрономия нет: 1 час «Астрономия» в 11 классе, «Физика» — 7, 8 класс 2 часа, 9, 10, 11 классы – 3 часа, базовый курс которых обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся.

С целью обеспечения должного качества знаний обучающихся по физике  и астрономии в 2013-2014 учебном году рекомендовано использовать как традиционные учебно-методические комплексы, так и нового поколения:

• по астрономии:

1. А.В.Перышкин, Н.А.Родина, физика, 7 класс, Москва, «Просвещение», 1991.

2. Мамбетакунов Э., Карашев Т., Физика, 7 класс, Бишкек, «Мектеп», 2000.

3. Э.М.Мамбетакунов, Физика, 7 класс. – Б.: «Билим-Компьютер», 2009.

4. Э.М.Мамбетакунов, Физика, 7 класс. – Б.: «Билим-Компьютер», (Электронный учебник. Составитель Сияев Т.М., Бугубаева В.), 2009.

5. А.Е.Гуревич, Физика, 7 класс, Москва, «Дрофа», 2000.

6. А.В.Перышкин, Н.А.Родина, Физика, 8 класс, Москва, «Просвещение», 1991.

7. А.Е.Гуревич, Физика, 8 класс, Москва, «Дрофа», 1999.

8. Н.М.Шахмаев, С.Н.Шахмаев и др., Физика, 9 класс, Москва, «Просвещение», 1992.

9. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, Физика, 9 класс, Москва, «Дрофа», 2000.

10. А.К.Кикоин, И.К.Кикоин и др. Физика, 10 класс, Москва, «Просвещение», 1992.

11. Н.М.Шахмаев, С.Н.Шахмаев и др., Физика, 10 класс, Москва, «Просвещение», 1992.

12. В.А.Касьянов, Физика, 10 класс, Москва, «Дрофа», 2000.

13. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев и др. Физика, 10 класс, Москва, «Просвещение», 2004.

14. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев и др. Физика, 11 класс, Москва, «Просвещение», 1991.

15. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев и др. Физика, 11 класс, Москва, «Просвещение», 2004.

16. В.И.Лукашик, Сборник задач и вопросов по физике, Москва, «Просвещение», 7-8 класс, 1991.

17. А.П.Рымкевич, Сборник задач и упражнений по физике, Москва, «Просвещение», 9-11 класс, 1991.

18. А.П.Рымкевич, Физика, 10-11 класс, Задачник. Москва, «Дрофа», — 2000.

Для успешной реализации учебной программы предметов «Физика» и «Астрономия» на августовских конференциях предлагается рассмотреть следующие темы:

• Исследовательская работа на уроках физики.

• Создание условий для развития творческих способностей учащихся по физике в урочной и внеурочной деятельности.

• Поисково-исследовательская деятельность учащихся при изучении физики.

• Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников как фактор реализации их индивидуальных образовательных потребностей.

• Организация деятельности педагогов по формированию ключевых компетентностей на уроках физики.

• Применение ФЛЭШ – презентаций на уроках астрономии.

• Проектная деятельность учащихся на уроках астрономии.

• Расширение образовательного пространства ученика средствами интеграции основного и дополнительного образования.

• Организация деятельности педагогов по формированию ключевых компетентностей на уроках астрономии.

Успешное решение школьниками всех проблем, возникающих перед ними в процессе изучения физики, астрономии вооружат их системой знаний основ предмета, способствует развитию научного мышления (исследовательского и теоретического). В ходе и результате усвоения физических знаний закладываются основы научного мировоззрения — могучего орудия в творческой деятельности человека. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, ставить цели и планировать их достижение.

Б.Мурзаибраимова,

В.Савочкина

Поделиться

Комментарии