ЭЛЬВИРА САРИЕВА: “КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНЕГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ”
- 24.08.2015
- 2
26-27 августа 2015 года пройдет в Бишкеке III Съезд работников образования Кыргызской Республики под девизом «Образование Кыргызской Республики: доступность, качество, конкурентоспособность». Ожидается, что в открытии съезда примет участие Президент Кыргызской Республики А.Ш.Атамбаев. Накануне этого важного события мы обратились с несколькими вопросами к министру образования и науки Кыргызстана Эльвире Сариевой.
— Скоро состоится форум учителей Кыргызстана. Какие вопросы обсудят делегаты?
— Съезд соберет около 800 делегатов из всех районов Кыргызстана. Среди них будут учителя, представители администрации школ, работники районных и городских отделов образования, также делегаты от организаций профессионального образования всех уровней.
Поэтому на съезд будут вынесены важнейшие вопросы развития всей системы образования:
— вопросы обновления содержания образования (стандарты и программы для всех уровней образования);
— инновации в системе образования, которые могут обеспечить качество образования Кыргызстана и его конкурентоспособность в Центральной Азии и в мировом образовательном пространстве;
— организация обучения детей (горячее питание как условие сохранения здоровья детей, современные технологии обучения, создание обучающей среды).
Для профессионального образования также важнейшими будут вопросы гарантии качества образования, в том числе:
– через проведение аккредитации и использования других процедур;
— большей вовлеченности студентов и преподавателей вузов в научную работу;
— соответствия компетентностей выпускников требованиям рынка труда.
В завершении работы съезда ожидается принятие резолюции, которая определит основные направления развития нашего образования на ближайшее пятилетие.
— Кыргызстан дважды участвовал в международном исследовании компетентностей 15-летних учащихся PISA и оба раза оказывался на последнем месте. Какие особенности организации учебного процесса позволяют другим странам быть более успешными в образовании?
— На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждая страна строит систему образования, которая отвечает, в первую очередь, ее внутренним потребностям и базируется на сложившихся в обществе традициях и нормах. Кроме того, как показал анализ, проведенный по результатам PISA 2009 года, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на результаты страны влияют следующие факторы:
Уровень ВВП на душу населения, который в Кыргызстане самый низкий из всех 65 стран, участвовавших в исследовании (1994 долларов США, тогда как в Китае, который занял в исследовании первое место, этот уровень – 5340 долларов).
Затраты на одного учащегося в возрасте от 6 до 15 лет в абсолютном исчислении. В Кыргызстане эти затраты также самые низкие из всех участвующих стран и составляют порядка 3 тысяч долларов. В России – эта сумма равна 17,5 тысяч долларов.
Дошкольная подготовка. Учащиеся, которые посещали детские сады, имеют более высокий уровень грамотности в возрасте 15 лет. Охват дошкольным образованием в Кыргызстане также на момент участия в исследовании – всего 13,8%.
Нехватка учителей, недостаток учебников и проблемы с инфраструктурой. По всем этим позициям в Кыргызстане – самые высокие среди всех 65 стран индексы.
И, главное – размер зарплаты учителя. Страны, которые инвестируют в зарплату учителя – имеют самые высокие результаты по качеству образования и грамотности населения.
Результаты PISA были одним из важных мотивирующих факторов для изменения формы начисления заработной платы в 2011 году, однако тогда не удалось увязать рост заработной платы с ростом качества образования. Мы надеемся, что повышение заработной платы с 1 сентября 2015 года будет работать на повышение качества образования.
Что касается процессов, которые происходят в образовании в мире, то страны, которые находятся в лидерах, имеют:
1) хорошо подготовленных учителей, которым обеспечивают также постоянный профессиональный рост. Например, в Сингапуре учитель обязан ежегодно повышать свою квалификацию. Во всех странах-лидерах существует также очень строгий отбор студентов на педагогические специальности;
2) страны-лидеры используют сбалансированный учебный план, в котором от 10 до 15 предметов, на освоение каждого из которых отводится достаточное количество времени для достижения учениками запланированных образовательных результатов;
3) в школах имеются чаще всего не только основные, но и альтернативные учебники, а также различные обучающие материалы, в том числе – электронные, что дает возможность учителю более гибко выстраивать работу с конкретным классом и конкретным учеником;
4) школы имеют достаточно высокий уровень финансовой и административной автономии, чтобы использовать ее для развития среды обучения и вкладывать средства в развитие учителей.
Кыргызстан также движется в этом направлении, и мы надеемся, что сумеем повысить качество образования.
— Когда и каким образом повышение заработной платы учителей скажется на качестве школьного образования?
— Инвестиции в учителей – самое надежное вложение в будущее, потому что именно от того, к какому учителю попадет ребенок, может зависеть все его будущее.
Я часто вспоминаю факт, приведенный одним из исследователей: если два восьмилетних ребенка с одинаковым уровнем развития попадут – один к учителю, входящему в 20% лучших учителей, а другой – к учителю, входящему в число 20% худших учителей, то к 11 годам разница между их успехами составит более 50%.
С 1 сентября 2015 года будет повышена базовая часть заработной платы, и это коснется всех учителей, без всяких условий. Увеличение заработной платы учителям начальных классов на 80% обусловлено политикой министерства, признающей критическую важность подготовки детей в начальной школе для успешности дальнейшей учебы и жизни.
Кроме того, Министерство образования и науки подготовило проект Положения об аттестации учителей, которое увязывает возможности выстраивания карьеры учителя внутри профессии (учитель, учитель–методист, учитель-наставник, учитель-мастер) и получения дополнительных выплат из Стимулирующего фонда. Пройдя аттестацию и доказав свое право на получение более высокой категории, педагог будет получать и дополнительную плату. Однако получение категорий будет обусловлено очень жесткими критериями. Только учитель, действительно добивающейся хороших результатов в своей работе сможет получить более высокую категорию.
— Университеты жалуются, что абитуриенты приходят слабые, а в школах плачут, что молодые учителя плохо преподают. Как разорвать этот порочный круг и привлечь хорошо подготовленных абитуриентов в педагогические специальности? И как сделать более эффективной систему подготовки педагогических кадров?
— Да, на сегодняшний день в нашей республике стоит вопрос качества образования и нам предстоит выполнить огромную работу, чтобы улучшить качество образования.
Качество образования в настоящее время понимается как достижение определенных учебных и социальных параметров: определенного, надежно измеряемого уровня достижения учебных/образовательных результатов освоения образовательного стандарта, обеспечения социализации выпускников, в том числе овладение ими навыками ориентации и функционирования в современном обществе, развития гражданского самосознания.
На протяжении последних лет как раз и происходила работа, направленная на то, чтобы через изменение определенных параметров обеспечить повышение качества образования.
Национальная экспертная группа по разработке государственного стандарта при Министерстве образования и науки КР разработала и провела обсуждение 86 стандартов нового поколения для среднего профессионального образования. Предполагается, что стандарт позволит улучшить качество содержания обучения, обеспечит единую методологию по подготовке специалистов, основанную на компетентностном подходе, в соответствии с принципами Болонского процесса и мирового образовательного пространства.
Система новых стандартов повлияет также и на школьное образование, теперь в вузах будут готовить будущих учителей по объединенным направлениям. К примеру, стандарт бакалавра естественно-научного образования включает широкие направления в области естественно-научного знания физики, химии, биологии. Таким образом, квалификационная характеристика выпускника позволит ему преподавать эти предметы, предотвращая проблемы по малому объему часов в школьной программе.
Утверждение новых стандартов на всех уровнях системы образования, позволит по-новому подойти к определению качества образования. Надеюсь, что на уровне школьного образования PISA 2018 года покажет наше продвижение, так же как и аккредитация на всех уровнях профессионального образования.
Результатом должно стать изменение организационной культуры на всех уровнях образования. По мнению Л.Маллинза, организационная культура – это «совокупность традиций, ценностей, установок, которые составляют общий контекст для всего, что мы думаем или делаем в рамках организации». Поэтому так важно, чтобы каждый руководитель организации образования и каждый педагог понимали, что только работа с опорой на те требования, которые предъявляются обществом и государством к системе образования, позволит выпускникам быть успешными и обеспечить устойчивое развитие Кыргызстана.
Беседовал Ж.Турдубаев, «Кутбилим»
Комментарии