Э. САТЫВАЛДИЕВА:»МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ НАШИ ВЫПУСКНИКИ ВСТУПАЛИ В ЖИЗНЬ ИМЕЯ ПРОФЕССИЮ»

  • 30.05.2018
  • 0

23 мая в Республиканской специальной общеобразовательной школе-интернате для слабослышащих и позднооглохших детей состоялся День открытых дверей.

 

Школа-интернат №21 стала первой пилотной школой в Кыргызстане по созданию безопасной образовательной среды в рамках проекта Европейского союза «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в Кыргызской Республике», реализуемого Фондом им. К. Аденауэра и экологическим движением «БИОМ»,  при финансовой поддержке Европейского Союза.

Несколько месяцев назад министр образования и науки КР Гульмира Кудайбердиева и представители Делегации Европейского Союза  посещали данную школу-интернат. Им показали реализацию таких инициатив, как экологическое озеленение, создание арт-креативной зоны для повышения психологического комфорта и развития детей, безопасное освещение, оснащение мебелью с учетом возрастных особенностей, установку систем рекуперации воздуха и видеонаблюдения.

В пилотной школе в настоящее время проходит отработка моделей и механизмов обеспечения безопасной образовательной среды, внедрение практик и подходов к реализации мер, направленных на ее улучшение, в том числе в сфере инклюзивности.

В День открытых дверей школу посетили руководители Интерната для слепых и слабовидящих, Военно-антоновского детского дома и других интернатов, а также директора школ города Бишкек и регионов Кыргызстана. Руководители школ были заинтересованы проектом «Безопасная школа», путями его реализации  и вопросами, как можно стать участником данного проекта.

Как сообщила газете «Кут Билим» директор школы-интерната, Заслуженный работник образования КР Эркингуль Сатывалдиева, безопасная школа включает в себя четыре основных элемента безопасной среды: физическую, экологическую, психологическую и информационную. Соответствие школы этим параметрам позволит улучшить образовательную среду. Таким образом, безопасная школьная среда – это среда, ориентированная на потребности ученика и обеспечивающая полноту безопасности и минимизацию всех видов рисков.

От того, будут ли наши дети чувствовать себя в безопасности – физической, экологической, психологической, информационной – зависит их комфорт и качество обучения.  Создав современную и безопасную образовательную среду, мы обеспечиваем возможность каждому ребенку получить качественное образование вне зависимости от того, имеет или нет он особые возможности здоровья.

Очень важно также  обеспечение психологической безопасности учеников. Школьная среда, как ни печально это признавать, является для некоторых учеников сильнейшим стрессогеном, что, в свою очередь, приводит к негативным последствиям. Факторами стресса могут являться и взаимоотношения между учениками и учителями, и взаимоотношения между самими детьми. В нашем интернате повелось так, создана такая здоровая атмосфера и хороший психологический климат, что соответственно нет так назывемой, «дедовщины», рекэтирства,  и даже наоборот старшие дети стараются помогать младшим ученикам.

Конечно, когда мы говорим о детях с особыми возможностями здоровья, все названные выше проблемы усиливаются многократно.  Поэтому, когда речь зашла об апробации элементов Стандарта безопасности, в качестве пилотной была выбрана наша  школа-интернат № 21. Современная школьная среда должна быть не только безопасной, но и развивающей. Она должна быть инклюзивной, то есть соразмерной каждому учащемуся, должна давать возможности проявиться способностям и талантам каждого ребенка. Она должна стимулировать социальное взаимодействие как между детьми, так и между детьми и взрослыми, поддерживать обучение и давать возможность учителям использовать новые технологии на уроках и вне их.

Республиканская специальная общеобразовательная  школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей была построена и сдана в эксплуатацию в 1972 году. В Интернате учатся, воспитываются и живут 297 детей.

По словам Эркингуль Сабывалдиевой: Стратегическая задача школы направлена на создание образовательной среды для развития творческой, социально-адаптированной личности, коммуникативной компетенции, становление общечеловеческих ценностей.

Школа-интернат имеет четко сформулированную миссию, на ее основе и утвержденных стратегических и текущих планов, соответствующих потребностям заинтересованных сторон. Наличие разработанных и принятых на основе миссии школы-интернатаобразовательных целей и ожидаемых результатов обучения: Высокое качество знаний отмечается по следующим предметам:

Математика – 43 %, Русский язык– 40 %, Физика– 42%.

Педагогический коллектив состоит из 87 учителей и воспитателей. Каждый учитель имеет соответствующее педагогическое образование: с высшим образованием – 72 педагога, бакалавр – 4 педагога, не законченное высшее — 3педагога, средне-специальное (педагогическое) — 5 педагогов, средне-специальное — 3 педагога. Общий стаж работы учителей следующий: более 40 лет – 17, более 15 лет – 37, от 11 до 15 лет – 6, от 5 до 10 лет – 9педагогов, а также молодых специалистов со стажем менее 5 лет — 18педагогов.

Большое внимание уделяется повышению профессионального мастерства учителей. Основными формами является курсы повышения квалификации, проведение предметных декад, проведение методических советов, круглых столов, семинар –тренингов.

Все учителя на должном уровне владеют хорошими знаниями своего предмета, умеют передавать свои навыки учащимся в ходе учебного процесса.

В День открытых дверей – гости знакомятся со школой. Интернат представляет собой большое, уютное здание, со светлыми чистенькими ухоженными коридорами, аналогично – уютные и комфортные классные кабинеты. Радует обилие домашних цветов и в коридорах и в кабинетах для оздоровления атмосферы. Спальные комнаты тут же в соседнем крыле, в спальнях безукоризненная чистота, аккуратно заправленные кровати где-то обычные, где-то для экономии места – двуярусные. Воспитанные, вежливые детки, всегда спешащие куда-то, (вероятно, подготовка к концерту) здороваются, улыбаются гостям.

Следует отметить, что учащиеся Интерната успешно занимают первые места в различных соревнованиях и конкурсах для детей ограниченными возможностями здоровья. Так, 1 место – по Прикладному искусству, 1 место – в спортивных соревнованиях, 1 место – занимают и художники.

Библиотека интерната — гордость Эркингуль Сатывалдиевой, имеется дактильна азбука – так как к каждому ученику школы нужен индивидуальный особый подход. В библиотечном фонде  насчитывается 18611 книг. Из них художественной – 5505 экземпляров, научно-популярной и методической литературы – 3502 экземпляра, фонд учебников – 9604 экземпляра. В школе ведется планомерная работа по пополнению библиотечного фонда современной учебно-методической литературой, так в 2016 году-133 экземпляра; 2017 году-250 экземпляров. — В свое время мы получили российские книги в качестве дара, когда Галина Куликова была заместителем министра образования, — отметила Эркинуль Сатывалдиева.

— В 2016 году РСШИ выиграла проект, благодаря которому  благотворительный фонд «LDSCharities» и столовая оснащена современным оборудованием (три больших промышленных холодильника, картофелечистка, тестомеситель, мясорубка, электроплита, плита для приготовления вторых блюд, большой водонагревательный котел).

Ну и как было сказано, в ноябре 2017 года школа выиграла совместный проект Министерства образования и науки КР по «Безопасной школе».

Наши партнеры — Отдел по сотрудничеству представительства Европейского Союза Кыргызской Республики Госпожа Шарлот Адриен. Экологическое движение «БИОМ» Коротенко В.А. Благодаря этому проекту в школе было установлено видеонаблюдение, заменено всё освещение в коридорах и актовом зале, сделан ремонт и оборудован кабинет естественных наук из экологически чистого оборудования и материалов, озеленили фойе первого этажа и коридоры 1 и 2 этажа.

В 2017 году Минобразования КР  выделило 2 400 000 сомов на приобретение звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и 2 индукционные петли для актового зала и кабинета ритмики.  В школе имеется 13 компьютеров, 3 интерактивных доски, 3 больших телевизора, 1 цветной принтер, 4 принтера,  1 копировальный аппарат, 3 сканера.

Все учебные кабинеты оборудованы школьной возрастной мебелью, классными досками, книжными шкафами. В школе установлено видеонаблюдение (внутреннее и внешнее). Школа имеет доступ в Интернет.

 Стремясь привлечь инвестиционные средства школа имеет партнерские отношения с 2013года по сегодняшний день с такой международной организацией как, «Маданий жана каада – салтык ѳнүгүү фонду – CTDF»(Си ТДФ) «СTDFCulturaland Traditiona lDevelopment Foundation» во главе с JenisSCombs, благодаря, которой были приобретены слуховые аппараты индивидуального пользования.

У интерната есть одна большая проблема – душевые. Всего их две на весь интернат, одна душевая на 8 человек, то есть одновременно принять душ могут только 16 человек. Но не это главная проблема. Главная проблема  – старая, ветхая канализации, из-за чего, иногда после помывки, использованная вода имеет неприятное обыкновение вновь подниматься и заполнять пол душевых, так как канализация работает очень плохо.

Эркингуль Мамытовна руководит интернатом уже долгие годы. Интернат попал в ее ведение еще тогда, когда интернат имел прохудившуюся крышу, когда во время дождей на пол ставили кастрюли и тазики, чтобы дождевая вода худо-бедно капала туда хотя бы туда, а не на пол. Все это давным-давно в прошлом и с тех пор, под руководством Эркингуль Мамытовны было проделано очень многое для укрепления материально-технической базы интерната, Учебное заведение уже многие годы не напоминает то старое обветшавшее здание с дырявой капающей крышей. Кровля основательно отремонтирована, в интернате неоднократно делали ремонт. Как было сказано, будучи долгие годы директором интерната Эркингуль Сатывалдиева знает каждый уголок, каждую проблему, каждый камешек на территории вверенного ей учебного заведения.

Есть у нее две мечты. Я бы назвала их мечта-минимум и мечта-максимум. Во-первых, она мечтает, благо территория учебного заведения позволяет, построить нормальную баню, как положено с прачечной.

— По сути, душевые – это не совсем то, что нужно детям, зимой, несмотря на то, что мы ставим для дополнительного тепла в душевые обогреватели, бывает холодно. Полноценная баня – вот, что нужно нашим деткам. Но, к сожалению, на это нет необходимых средств, — говорит Эркингуль Сатывалдиева.

Мечта-максимум–требует гораздо больше средств усилий и терпения. Эркингуль Сатывалдиевой хотелось бы на базе интерната построить учебно-производственный комплекс, чтобы воспитанники интерната выпускались в самостоятельную жизнь уже с приобретенной профессией – профессией швеи, столяра, электрика, прикладника, строителя и др.

— Это позволило бы нашим детям лучше адаптироваться в самостоятельной взрослой и трудной жизни, имея какую-то начальную профессию, они смогут быть независимы в обществе, будут социально адаптированы и уже со временем на свое усмотрение, смогут овладеть по желанию и другой профессией. Согласитесь, это было бы очень здорово для наших социально уязвимых воспитанников. Мы хотим готовить наших детей и к жизни и к труду, хотим, чтобы по мере возможности они стали успешными и полноправными членами общества», — говорит Эркингуль Сатывалдиева.

В рамках Дня открытых дверей перед гостями выступили ученики школы, как старших, так и младших классов, они показали различные сказки, танцы, Чувствовалось, что к приему гостей готовились основательно, старались и педагоги и дети.

В планах интерната  — продолжить работу по дальнейшему совершенствованию учебно-

воспитательного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Вести планомерную работу по созданию кабинетов, оснащённых современной компьютерной техникой и техническими средствами обучения, а также наглядными пособиями и лабораторным оборудованием, отвечающим современному уровню развития.

Повысить темпы обновления книжного фонда современной литературой по всем областям учебного плана, а также новыми стандартами, нормативной документацией и другой информационно справочной литературой.

В обязательном порядке продолжить работу по повышению квалификации учителей.

Расширять сотрудничество с Кыргызским Государственным Университетом им.

И. Арабаева, факультетом педагогики, кафедрой специальной педагогики и психокоррекции.

Стремиться к оснащению кабинетов слуховыми аппаратами коллективного пользования.

Во время Дня открытых дверей, участники – руководители других интернатов, детских домов обсудили возможности участия в проекте «Безопасная школа». Обсудили  также общие проблемы, характерные для их учебных заведений, звучали жалобы на необоснованные и слишком частые проверки со стороны прокуратуры, налоговой, пожарной безопасности и др.

Айнура КАНИМЕТОВА «Кут Билим»

Поделиться

Комментарии