ДВЕНАДЦАТИЛЕТКА – РАВНЕНИЕ НА МИРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • 09.04.2022
  • 0

Обсуждаемой темой дня стал вопрос: зачем Кыргызстану переходить на 12-летнее школьное образование? Граждане Кыргызстана обеспокоены цифрой 12, которая, по мнению родителей, сокращает детство и удлиняет юность.

Но тем не менее это обдуманное решение. В чём особенность 12-летнего обучения?

В стране идет демографический рост. Этот факт требует особой социализации, а именно экономического роста, рабочих мест, наличие детских садов и школ. Вынести решение для всех взаимосвязанных проблем одним махом  не получится, значит нужно начинать поэтапно, безболезненно и с самого начала. А начало – это детские сады, которых у нас мало. Выходом для разгрузки детских учреждений является переходное звено, т.е. выпускная группа – дошкольники.

Логично то, что  дети-шестилетки отличаются выразительным чутьём, поразительной памятью и способностью к познаванию. Почти 70% детей 6-летнего возраста посещают детские сады, и участвуют в программе дошкольной подготовки 480 часов «Наристе», но есть и та часть населения, которая не участвует в этой программе и это в цифровом охвате немалое количество. Это говорит о том, что нужно выравнивание посещения детьми-шестилетками школ. Таким образом, разгружаются детские сады, и соответственно перегружаются школы.

Система образования сейчас получает очень хорошую поддержку: повышение заработной платы учителям, преподавателям и работникам сферы образования дает надежду на то, что данная модель будет поддержана государством. Естественно наш бюджет немного увеличился. Главный наш принцип – мы в рамках нашего бюджета стараемся осуществить эту модель поэтапно, — сказала Надира Джусупбекова, зам. министра образования.

Процесс внедрения двенадцатилетнего образования будет разрабатываться, дополняться, планироваться до следующего 2023-2024 учебного года.

В отличие от программы «Наристе» в первом классе будут добавлены часы по элементарным математическим знаниям, по развитию речи, развитию грамотности в порядке нарастания, так будет составлен базовый учебный план. Социализация модели будет с учётом санитарно-эпидемиологических норм, в интересах развития ребёнка, — поделилась Айнагуль Ниязова, директор центра дошкольного и школьного образования КАО КР.

Актуальна и интересена  проблема школьной формы, содержание учебников, продолжительность уроков.  Президент КАО Назира Дюшеева:

Хочу начать с того, что уровень подготовки к школе очень важный момент в жизни школьника. Уже на пороге первого класса ощущается разница подготовки детей, что вызывает недоумение учителей в том, что программа по подготовке одна, а уровень знаний разный. К тому же поступают дети, которые не посещали детские сады и даже программу «Наристе».  Зачастую у тех детей, которые проходили подготовку в негосударственных организациях уровень знаний на много ниже. Учителям приходится проходить этап выравнивания знаний. Что касается содержания учебной литературы и других моментов, то все сейчас на стадии обсуждения, разработки, так как нужно учитывать нормы санитарно-эпидемиологических требований  веса, размера и содержания и других особенностей детей этого возраста.

По поводу вопроса  о переросте ребенка в стенах школы, сидя за партой 12 лет дал пояснение Марат Усеналиев,  начальник Управления школ и дошкольных учреждений МОиН КР:

Программа, объём часов, возраст так и остается. Выпускники также будут оканчивать обучение в школах в 17 лет. 12-летним образованием называется за счет переименования «0»класса в первый класс, который будет учиться в школе, а не в детском саду по подготовительной программе. А главной особенностью 12-летнего образования является возможность поступать в зарубежные ВУЗы или получить начальное профессиональное образование, учась в школе.

А. Асаналиева «Кут билим»

 

 

 

 

Поделиться

Комментарии