ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ: ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА ГОД (2 ЧАСТЬ)

  • 19.09.2020
  • 0

Информация о деятельности Министерства образования и науки за прошедший год

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ: ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА ГОД (2 ЧАСТЬ)

  1. IV. МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка достижений учащихся  и обеспечение качества образования являются ключевыми моментами в любой ситуации. В связи с невозможностью проведения IV этапа Республиканской олимпиады в режиме реального времени было принято решение объявить победителями 483 учащихся, занявших I, II, III места в региональных турах. 160 учеников заняли – I место, 281 победитель получил льготы на вступительных экзаменах в высших учебные заведения в соответствии с профильными предметами.

Также в онлайн режиме прошел международный конкурс “Мы – интеллектуалы XXI века”. Победители конкурса вместе с участниками предметной олимпиады получили возможность учиться на грантовой основе в технических вузах Кыргызстана.

В текущем году в Общереспубликанском тестировании приняло участие порядка 44 тысяч учащихся, 53 получили “Золотые сертификаты”.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ: ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА ГОД (2 ЧАСТЬ)

 

  • ПОДГОТОВКА К PISA

Как известно, важным моментом является подготовка к PISA, которая определяет качество знаний учащихся в соответствии с международными стандартами. В связи с этим было опубликовано методическое пособие для учителей на кыргызском и русском языках “Участие в международном исследовании PISA”, а также организовано онлайн тестирование для учащихся 5-6 классов по математике, естественным наукам, кыргызскому и русскому языкам,  физическому воспитанию, биологии. Следует отметить, что эти тесты были разработаны на основе новых стандартов.

30 инновационных школ было оснащены 300 видами лабораторного оборудования, новой мебелью, современными компьютерами, интерактивными досками, серверным оборудованием, системами видеоконференц-связи для того, чтобы трансформировать отечественные школы в эффективные учебные заведения. Эта работа реализована “Программой развития сектора: Укрепление системы образования”, финансируемой Азиатским банком развития. В 2020 году на базе 8 колледжей будут открыты учебно-производственные комплексы в рамках “Программы развития сектора: Навыки для инклюзивного роста”, также финансируемого Азиатским банком развития. Будут построены здания для учебно-производственных комплексов, предоставлено необходимое оборудование.

 

  • УПРАВЛЕНИЕ ОЦЕНКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

В связи с тем, что имеется необходимость внедрения механизмов оценки деятельности руководителей системы образования, были разработаны критерии оценки деятельности директоров школ, заведующих дошкольными образовательными организациями, начальников управлений и отделов городских и районных отделов образования.

 

  1. V. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ: ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА ГОД (2 ЧАСТЬ)

Поскольку инклюзивное образование является одним из требований времени, были разработаны и утверждены Концепция и программа развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике на 2019-2023 гг.  Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 декабря 2019 года №718 внесены изменения в макет государственных стандартов для среднего и высшего профессионального образования. Согласно поправкам, образовательные организации должны создать условия для обучения лицам с ограниченными возможностями здоровья по основным образовательным программам на основании приложений, принимая во внимание психофизические и индивидуальные особенности, помогая им адаптироваться.

Для детей, неимеющих возможности слышать, видеть, интеллектуально развиваться, по стране в данное время функционирует 14 специальных дошкольных образовательных организаций (обучается 1 775 детей) и 18 специальных общеобразовательных организаций (обучается 3 496 детей). Общее количество охваченных детей – 5 271.

Для 1 353 детей с особыми потребностями организовано надомное обучение, для 347 детей с ограниченными возможностями здоровья в 6 школах г.Бишкек и 4 школах Иссык-Кульской области открыты коррекционные классы. Всего обучается 6 971 ребенок в возрасте от 3 до 18 лет.

 

    1. VI. ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ В ШКОЛАХ

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ: ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА ГОД (2 ЧАСТЬ)

Обеспечение школьников горячим питанием рассматривается как один из важнейших приоритетов. С 2013 года Министерство образования и науки в сотрудничестве со Всемирной продовольственной программой ООН, организацией “Мерсико” и местными органами власти апробирует новый подход к организации горячего школьного питания. В декабре 2019 года принят Закон “Об организации питания учащихся общеобразовательных организаций”.

С нового учебного года к 1 485 школам, которые уже предоставляли горячее питание, добавились еще 150 школ (1-е классы), в результате чего охват горячим питанием в республике составил 1 635 школ.

 

VII. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ: ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА ГОД (2 ЧАСТЬ)

Министерство образования и науки КР проводит большую работу по борьбе с коррупцией и предотвращению коррупционных рисков. С октября 2019 года заработная плата всех учителей республики независимо от педагогического образования выросла на 30%.

Из государственного бюджета на повышение зарплаты за три месяца 2019 года было выделено 1,7 млрд. сомов, на 2020 год – 6,9 млрд. сомов.

Заработная плата была увеличена 120 тысячам работников системы образования, в том числе 77 860 учителям общеобразовательных организаций, 7 694 воспитателям дошкольных образовательных организаций. 3 680 мастерам организаций начального профессионального образования, 7 427 педагогам организаций среднего профессионального образования, 23 339 сотрудникам административного персонала, организаций внешкольного образования, методистам, воспитателям, сотрудникам домов-интернатов, библиотекарям, поварам, бухгалтерам и помощникам воспитателей.

 

Динамика роста ежемесячной заработной платы в 2010-2019 гг.:

 20102011201520182019
Заработная плата учителям с высшим образованием с 20-часовой нагрузкой3832661410 30113 78917 925

 

Еще одна задача – рациональный расчет заработной платы и ее выдача сотрудникам. В этой сфере имелся ряд проблем и противоречий. Для решения этой проблемы перевод заработной платы педагогам был автоматизирован. Таким образом, обеспечив прозрачность расчета заработной платы, можно избавиться от практики “отсутствующих людей” (получения заработной платы путем приема на работу лишних людей) в учреждениях, являющихся частью системы образования. Также был разрешен вопрос о недопущении ошибок при расчете выплат в Социальный фонд и налоговых отчислениях.

 

  • ПРОЗРАЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА СЕРТИФИКАТ ОСОБОГО ОБРАЗЦА “АЛТЫН ТАМГА”

Учитывая, что сертификация “Алтын тамга” была одним из препятствий для абитуриентов, желающих получить сертификат особого образца, в текущем году она стала прозрачной. Для этого Национальный центр оценки качества образования и информационных технологий при Министерстве образования и науки КР разработал специальный программный продукт для проведения тестирования в цифровом формате, закупил 180 планшетов и провел оценку знаний. Процесс подведения итогов был также автоматизирован, учащиеся могли сразу увидеть свои оценки.

Из 1250 кандидатов 234 учащихся подтвердили свои знания. Это на 2% больше чем в прошлом году, когда знания подтвердили 182 из 1055 школьников (17%).

 

  • ЗАПУЩЕНА ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА “ЭЛЕКТРОННОЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ”

Лицензирование является одним из самых проблемных вопросов в министерстве. В целях обеспечения прозрачности выдачи лицензий, устранения бюрократических барьеров и коррупционных рисков в тестовом режиме была запущена система “Электронное лицензирование”, доступная по ссылке http://license.edu.gov.kg. Система содержит реестр ранее выданных лицензий, подключена к системе межведомственного взаимодействия “Түндүк”, предоставляет информацию другим государственным органам.

В настоящее время в электронном формате было подано 132 заявки на лицензирование.

Сборы средств в детских садах и школах всегда негативно воспринимались родителями. Одним из основных решений проблемы стал запрет сбора денежных средств с учащихся и их родителей руководителями образовательных организаций, директорами школ, завучами, классными руководителями. Можно сказать, была предложена специальная цифровая система для обеспечения прозрачности средств, собираемых общественными фондами школ. Также были уволены аудиторы, имевшие плохую репутацию, наняты новые сотрудники службы внутреннего аудита на конкурсной основе.

 

  • ОБЕСПЕЧЕНА ПРОЗРАЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫЕ ВУЗЫ, УСТРАНЕНО СОЦИАЛЬНОЕ НЕДОВОЛЬСТВО

Страны-партнеры ежегодно выделяют квоты для граждан Кыргызстана для обучения на бюджетной основе. В текущем году обеспечена прозрачность вступительных экзаменов в зарубежные вузы. Для этого прием проводился в цифровом формате, был обновлен состав приемных комиссий, введены в состав представители общественности. Своевременно были объявлены процедуры конкурса, опубликованы списки участников. Конкурсы проводились посредством компьютера, итоги немедленно распечатывались кандидатам в бумажном виде.  Ведь процесс интервью записывался на видео, был продемонстрирован при подаче апелляций.

170 человек приняли участие в конкурсе на обучение в вузах Венгрии, в вузах Китая – 95 на бакалавриат и 30 – на языковые курсы, 15 человек – в вузах Казахстана.

Соглашения Кыргызской Республики об обучении граждан в зарубежных вузах:

  1. Беларусь

В соответствии с соглашением (27 ноября 2006 г.) Республика Белоруссия предоставляет 10 бюджетных мест в высших учебных заведениях по программам бакалавриата/специалитета, магистратуры, аспирантуры, докторантуры и стажировок.

Прием осуществляется Посольством Беларуси в Кыргызской Республике.

  1. Венгрия

Согласно Соглашению между Министерством образования и науки КР и Министерством человеческих ресурсов Венгрии (21 сентября 2016 г., Нью-Йорк), в 2019-2020 гг. в вузах Венгрии были выделены 25 мест по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры, на 2020-2021 гг. квота была увеличена до 75 мест (30 мест – бакалавриат, 30 мест – магистратура, 15 мест –докторантура).

Достигнуты предварительные договоренности о выделении 150 квотных мест. Первый тур отбора проводит Министерство образования и науки КР.

  1. Казахстан

В рамках межправительственных соглашений между двумя странами выделяется пять бюджетных мест в вузах Казахстана. Проводится работа по увеличению квот. Первый тур отбора проводит Министерство образования и науки КР.

  1. КНР

В рамках Соглашения, подписанного министрами образования в г.Пекин 16 декабря 2015 года, и Соглашения о сотрудничестве в области образования государств-членов ШОС, китайская сторона ежегодно выделяет места для граждан Кыргызстана. По двухстороннему соглашению – 30 мест, по соглашению ШОС – 40 мест.

  1. Латвия

Согласно договоренностям, достигнутым между правительствами Латвии и Кыргызстана 17 октября 2016 года, для граждан КР предусмотрены бюджетные места. Конкретные цифры не указаны, но, по латвийскому законодательству, квота для страны не должна превышать 10% от общего количества выделенных мест. Прием осуществляется через онлайн-платформу, администрируемую латвийской стороной.

  1. Россиийска Федерация

В рамках межправительственного соглашения между КР и РФ в сфере высшего образования (29 марта, 1996 г., Москва) ежегодно гражданам Кыргызстана выделяется 370-400 бюджетных мест. С 2014 года в рамках решения, принятого российской стороной, отбор претендентов осуществляет представительство Россотрудничества в КР.

  1. Тажикстан

Согласно договоренности, достигнутый 15 марта 2007 года, для граждан КР в вузах Таджикистана выделяется 50 бюджетных мест.

  1. Турция

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в сфере высшего образования между правительствами Кыргызстана и Турции от 3 марта 1992 года ежегодно выделяется  80-100 бюджетных мест по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

С 2012 года осуществляется прием в школы Турции через платформу: www.turkiyeburslari.gov.tr сайтында каттоо аркылуу.

 

VIII. ИНДЕКС ДОВЕРИЯ К МИНИСТЕРСТВУ

С 2012 года Национальный статистический комитет КР систематически составляет Индекс доверия населения на основе опроса 3,6 тысяч. человек. На основании ответов граждан индексу доверия определяется деятельность государственных органов, качество их работы, взаимодействие граждан.

В первом полугодии 2019 года МОН занял 7-е место с рейтингом 24,9%, годом позже, в первой половине 2020 года – 37,3% и 3-е место среди госорганов.

Это самый высокий показатель с 2012 года. Повышение общественного доверия говорит об усилении подотчетности гражданам, повышении информированности о положительном влиянии деятельности ведомства на жизнь граждан.

 

Пресс-служба МОН КР

Поделиться

Комментарии