ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
- 16.06.2020
- 0
В связи с объявленным в Кыргызстане режимом ЧП, ученики школ Кыргызстана обучались в дистанционном формате, благодаря усилиям МОН КР, разрабатывающих видеоуроки, телевизионные учебные передачи и другие методы обучения с использованием информационных технологий и электронных ресурсов.
Дистанционное обучение уже вполне серьезно заявляет о себе как новый, самый современный и перспективный вид образовательного процесса. Перед современным учителем стоит проблема, которая заключается в том, чтобы найти наиболее приемлемую форму обучения в период дистанционного обучения, с помощью новых технологий, учитывая при этом, особенности современного школьника, а также, удовлетворяя социальный заказ государства в сложившейся ситуации.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это форма образования, способ получения образования через опосредованную (на расстоянии) интерактивную коммуникацию с определённой дидактической системой, которая предусматривает, прежде всего, самостоятельную деятельность обучаемых.
Я попытался систематизировать те результаты, которые я получил при анализе работ, посвящённых исследованиям проблем дистанционного обучения в современном обществе и пришел к выводу, что наиболее приемлемой для современной школы является Британская модель, т.к. она предполагает смешанное обучение, доступное большому числу участников образовательного процесса, которое способствует формированию и развитию универсальных информационных компетенций учащихся и способность пополнять свои знания самостоятельно. Последнее формирует навыки обучающихся пополнять свои знания на протяжении всей своей жизни, т.е. их готовность к самообразованию. Именно такая задача ставится нашим обществом перед современным школьником, с тем, чтобы, будучи взрослым, он свободно адаптировался в современном обществе и совершенствовал любыми доступными способами качество и уровень своего профессионализма.
Реалии современного мира трактуют социально-экономическое развитие государств через призму цифровой трансформации, посредством внедрения и использования цифровых технологий, которые пришли на смену компьютеризации и информатизации. Не является исключением и Кыргызская Республика.
В период дистанционного обучения, моя главная цель была создать благоприятные условия для активного развития познавательной и информационной деятельности учащихся, успех которой в значительной мере зависит от разнообразия познавательного пространства.
Информационная технология обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника (технические средства) и программные средства. С этой целью, в нашей гимназии №64 активно применяется методика учителя с электронными учебниками, презентациями, раздаточным материалом. В электронных носителях хранится огромное количество информации, готовые разработки уроков, на сайтах есть возможность использовать мультимедиа учебники, энциклопедии, справочники, тестовые программы.
В своей работе, я использовал интернет — тренажеры для проведения уроков по истории Кыргызстана и мировой истории, которыми пользуются желающие учителя города Бишкек:
- тренажеры- презентации по классам, разработанные мною лично;
- тренажеры- программы — предназначенные для работы в онлайн режиме, содержат краткую информацию по изучаемой теме, серию заданий;
- тренажеры на сайтах- предлагает работу с ними в онлайн режиме. Учащиеся регистрируются на сайте и выполняют серию заданий. Итоги выполнения работы сохраняются на сайте, и учитель может проверить результаты работы учащегося.
Компьютер, а точнее мои разработанные презентации уроков, смогли решить проблему дистанционного обучения. Для успешного достижения цели, необходимо создать гибкую систему, в которой применение компьютерных технологий было бы целесообразно. Поэтому при создании презентации необходимо учитывать следующие моменты:
- психологические особенности учащихся данного класса;
- цели и результаты обучения; структуру познавательного пространства;
- местоположение учащихся;
- выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока;
- цветовую гамму оформления учебного материала.
Построение компьютерной презентации урока истории на основе психологических исследований учащихся позволило не только повысить успеваемость, но и способствовало развитию интереса к предмету (в 9-11 классах интерес к истории занимает лидирующее положение), а самое важное: формирует у детей ценностное отношение к истории.
В период дистанционного обучения я применял следующие образовательные технологии, наиболее приспособленные для использования в дистанционном обучении:
- Материалы, рекомендованные МОН КР;
- видео-лекции, презентации;
- электронные учебники;
- компьютерные обучающие и тестирующие системы;
- консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств.
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении — обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно.
В ходе организации работы с дистанционным обучением истории, учащиеся должны:
- Основываясь на текстах, видеофрагментах и иллюстрациях пособия, уметь доказывать свою точку зрения;
- Проиллюстрировать умения и навыки работы с картами:
- Показать умения работы с контурными картами.
- Используя таблицы пособия, учащиеся должны уметь проводить сравнительный анализ.
- Основываясь на видеофрагментах, иллюстрациях пособия, учащиеся должны уметь анализировать.
- Составлять рассказы по иллюстрациям, видеофрагментам пособия.
- Отвечать на вопросы о событиях, при затруднении уметь найти ответы в пособии.
- Делать выводы о событиях. Самостоятельно находить материал.
Таким образом, дистанционное обучение должно работать так, чтобы автоматизировать все этапы обучения, от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал должен быть переведен в яркую, увлекательную мультимедийную форму, способствующую его глубокому усвоению.
В современных условиях быстрого устаревания знаний важно научить учащихся самостоятельно добывать знания для освоения современных производственных технологий. Поэтому пособие рассчитано на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную деятельность учащихся.
Дистанционные технологии формируют у учащихся собственный социальный опыт, на основе которого обучающийся сможет управлять собой, самостоятельно и свободно выбирать цели и способы деятельности, одновременно развивая себя и совершенствуя свои способности. Использование данных технологий приводят к самостоятельному анализу и обобщению исторического материала, что позволяет учащимся ощутить себя исследователями-историками. Только учебников и учителей для формирования самостоятельного мышления недостаточно, необходим широкий спектр информации, включающий текст, графику, звук, видео, анимацию. Все это богатство информации невозможно представить на бумаге. И с этой точки зрения роль мультимедийного пособия очевидна.
Опыт применения технологии дистанционного обучения подтверждает педагогическую целесообразность, что выражается, прежде всего, в повышении качества освоения предмета, и позволяет обеспечить на уроках истории мотивацию детей, эффективность их подготовки.
Таким образом, электронное обучение истории имеет преимущество над традиционной формой обучения. Кроме того электронное обучение привлекает особых детей в образовательный процесс, оказывает помощь в получении ими полноценного образования и их успешной социальной адаптации, если по каким-то причинам детям недоступен традиционный вариант обучения. Практически на любом школьном предмете можно использовать электронное обучение. Применение учителем «дистантов» в процессе обучения влияет на рост его профессиональной компетентности, что способствует повышению качества образования в нашей стране.
видеоуроки, презентации к урокам истории учителем истории разработанны ШГ №64 Ивановым А.И.
Примечание: С целью обмена опытом предлагаю, желающим для работы в дистанционном формате, свои разработанные презентации, тестовые тренажеры к урокам истории Кыргызстана и мировой истории по программам для 5х-11х классов, КТП. Все желающие могут обратиться ко мне через электронную почту: [email protected]
Комментарии