ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

  • 16.06.2020
  • 0
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ  ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ  ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

В связи с объявленным в Кыргызстане  режимом ЧП, ученики школ Кыргызстана  обучались в дистанционном формате, благодаря усилиям МОН КР,  разрабатывающих видеоуроки, телевизионные учебные передачи и другие методы обучения с использованием информационных технологий и электронных ресурсов.

Дистанционное обучение уже вполне серьезно заявляет о себе как новый, самый современный и перспективный вид образовательного процесса. Перед современным учителем стоит проблема, которая заключается в том, чтобы найти наиболее приемлемую форму обучения в период дистанционного обучения, с помощью новых технологий, учитывая при этом, особенности современного школьника, а также, удовлетворяя социальный заказ государства в сложившейся ситуации.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это форма образования,  способ получения образования через опосредованную (на расстоянии) интерактивную коммуникацию с определённой  дидактической системой, которая предусматривает, прежде всего, самостоятельную деятельность обучаемых.

Я попытался систематизировать те результаты, которые я получил при анализе работ, посвящённых исследованиям проблем дистанционного обучения в современном обществе и пришел к выводу, что наиболее приемлемой для современной  школы  является Британская модель, т.к. она предполагает смешанное обучение, доступное большому числу участников образовательного процесса, которое способствует формированию и развитию  универсальных информационных компетенций учащихся и способность пополнять свои знания самостоятельно. Последнее формирует навыки обучающихся пополнять свои знания на протяжении всей своей жизни, т.е. их готовность к самообразованию. Именно такая задача ставится нашим обществом перед современным школьником, с тем, чтобы, будучи взрослым, он свободно адаптировался в современном обществе и совершенствовал любыми доступными способами качество и уровень своего профессионализма.

Реалии современного мира трактуют социально-экономическое развитие государств через призму цифровой трансформации, посредством внедрения и использования цифровых технологий, которые пришли на смену компьютеризации и информатизации. Не является исключением и Кыргызская Республика.

В период дистанционного обучения, моя  главная цель была  создать благоприятные условия для активного развития познавательной и информационной деятельности учащихся, успех которой в значительной мере зависит от разнообразия познавательного пространства.

Информационная технология обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника (технические средства) и программные средства. С этой целью, в нашей  гимназии №64 активно применяется методика учителя с электронными учебниками, презентациями, раздаточным материалом. В электронных носителях хранится огромное количество  информации, готовые разработки уроков,  на сайтах есть возможность использовать мультимедиа учебники, энциклопедии, справочники, тестовые программы.

В своей работе, я  использовал интернет — тренажеры для проведения уроков по истории Кыргызстана и мировой истории, которыми пользуются желающие  учителя города Бишкек:

  • тренажеры- презентации по классам, разработанные мною лично;
  • тренажеры- программы — предназначенные для работы в онлайн режиме, содержат краткую информацию по изучаемой теме, серию заданий;
  • тренажеры на сайтах- предлагает работу с ними в онлайн режиме. Учащиеся регистрируются на сайте и выполняют серию заданий. Итоги выполнения работы сохраняются на сайте, и учитель может проверить результаты работы учащегося.

Компьютер, а точнее мои разработанные  презентации уроков, смогли решить проблему дистанционного обучения. Для успешного достижения цели, необходимо создать гибкую систему, в которой применение компьютерных технологий было бы целесообразно. Поэтому при создании презентации необходимо учитывать следующие моменты:

  • психологические особенности учащихся данного класса;
  • цели и результаты обучения; структуру познавательного пространства;
  • местоположение учащихся;
  • выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока;
  • цветовую гамму оформления учебного материала.

Построение компьютерной презентации урока истории на основе психологических исследований учащихся позволило не только повысить успеваемость, но и способствовало развитию интереса к предмету (в 9-11 классах интерес к истории занимает лидирующее положение), а самое важное: формирует у детей ценностное отношение к истории.

В период дистанционного обучения я применял  следующие образовательные технологии, наиболее приспособленные для использования в дистанционном обучении:

  • Материалы, рекомендованные МОН КР;
  • видео-лекции, презентации;
  • электронные учебники;
  • компьютерные обучающие и тестирующие системы;
  • консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств.

Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении — обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно.

В ходе организации работы с дистанционным обучением истории, учащиеся должны:

  • Основываясь на текстах, видеофрагментах и иллюстрациях пособия, уметь доказывать свою точку зрения;
  • Проиллюстрировать умения и навыки работы с картами:
  • Показать умения работы с контурными картами.
  • Используя таблицы пособия, учащиеся должны уметь проводить сравнительный анализ.
  • Основываясь на видеофрагментах, иллюстрациях пособия, учащиеся должны уметь анализировать.
  • Составлять рассказы по иллюстрациям, видеофрагментам пособия.
  • Отвечать на вопросы о событиях, при затруднении уметь найти ответы в пособии.
  • Делать выводы о событиях. Самостоятельно находить материал.

Таким образом, дистанционное обучение должно работать так, чтобы автоматизировать все этапы обучения, от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал должен быть переведен в яркую, увлекательную мультимедийную форму, способствующую его глубокому усвоению.

В современных условиях быстрого устаревания знаний важно научить учащихся самостоятельно добывать знания для освоения современных производственных технологий. Поэтому пособие рассчитано на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную деятельность учащихся.

Дистанционные технологии формируют у учащихся собственный социальный опыт, на основе которого обучающийся сможет управлять собой, самостоятельно и свободно выбирать цели и способы деятельности, одновременно развивая себя и совершенствуя свои способности. Использование данных технологий приводят к самостоятельному анализу и обобщению исторического материала, что позволяет учащимся ощутить себя исследователями-историками. Только учебников и учителей для формирования самостоятельного мышления недостаточно, необходим широкий спектр информации, включающий текст, графику, звук, видео, анимацию. Все это богатство информации невозможно представить на бумаге. И с этой точки зрения роль мультимедийного пособия очевидна.

Опыт применения технологии дистанционного обучения подтверждает педагогическую целесообразность, что выражается, прежде всего, в повышении качества освоения предмета, и позволяет обеспечить на уроках истории мотивацию детей, эффективность их подготовки.

Таким образом, электронное обучение истории имеет преимущество над традиционной формой обучения. Кроме того электронное обучение привлекает особых детей в образовательный процесс, оказывает помощь в получении ими полноценного образования и их успешной социальной адаптации, если по каким-то причинам детям недоступен традиционный вариант обучения. Практически на любом школьном предмете можно использовать электронное обучение. Применение учителем «дистантов» в процессе обучения влияет на рост его профессиональной компетентности, что способствует повышению качества образования в нашей стране.

видеоуроки, презентации к урокам истории учителем истории разработанны ШГ №64 Ивановым А.И.

Примечание:  С целью обмена опытом  предлагаю,  желающим для работы в дистанционном формате, свои разработанные презентации, тестовые тренажеры  к урокам истории Кыргызстана и мировой истории по программам для 5х-11х классов, КТП. Все желающие могут обратиться ко мне через электронную почту: [email protected]

 

 

Поделиться

Комментарии