ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ О РОЛИ УЧИТЕЛЯ

  • 16.10.2018
  • 0

ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ О РОЛИ УЧИТЕЛЯ

Наргиса Карасартова — учитель английского языка школы-гимназии №33 г. Бишкека, член союза писателей КР

 

«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние».

                                                                                                                                   Генри Адамс

 

Имя Чингиза Айтматова неразрывно связано с нашим народом потому, что в своих произведениях он талантливо, художественно, со свойственной ему человечностью, с великим уважением и состраданием обрисовывал жизнь и быт простого народа, его чаяния и надежды, показывая, что в ежедневных трудах и заботах куется нелегкое счастье. Именно в реальных картинах повседневности он черпал вдохновение, как из родника. Может быть поэтому его творчество в моем воображении ассоциируется с могучим дубом, корнями уходящее в недра земли, питающееся влагой. Ведь читая его книги можно насладиться тенистой прохладой, найти умиротворение, услышать шелест забытых чувств, или наоборот, загудит листва, налетит ветер мыслей автора — встрепенешься, очнешься, вскарабкаешься на высотное дерево и оглядевшись, задашься   вопросом: «А что будет со мной, с моим народом, с человечеством?», или же после долгих мытарств, придешь опустошенным путником, обнимешь широкий ствол и проникнешься простой, человеческой мудростью, будто исходящей от земли.

И надо сказать, что Чингиз Айтматов не только выдающийся писатель, но и талантливый публицист и журналист. Круг интересующих его вопросов был обширен: мировая культура, отношение человека к природе, научно-технический прогресс, освоение космоса и многое другое. В своих статьях он часто размышлял о развитии и создании культурных традиций и литературы, которые способствовали бы качественному совершенствованию человеческой личности: сетовал, что большая часть населения подвергается пагубному воздействию массовой культуры, способствующей стандартизации личности. И какой бы тематики он ни касался, его взгляд отличался глубиной мысли и гуманистическим настроем. Он соглашался с Максимом Горьким, который говорил, что писатель должен слушать не эхо собственной души, а он сам должен быть эхом мира. И именно так наш соотечественник осознавал историю и все в ней происходящие события, поднимая и разнося эхо общечеловеческих и глобальных вопросов.

В своих статьях он нередко размышлял и об учительском труде.  «Мы должны вернуть профессии учителя ее прежний, высокий авторитет. Вспоминаю, каким был учитель в мои школьные годы, — фигура значительная, по большому счету уважаемый человек — мудрец, помощник, советчик, его мнение становилось главным не только в вопросах обучения и воспитания детей, но именно к нему обращались, когда нужно было решить серьезную жизненную проблему. Не боюсь сказать — это был своего рода культ.  Думается, что всем надо хорошо подумать, как возродить непререкаемый авторитет учителя».

Одной из первых учительниц Ч. Айтматова в Шекерской школе была Инкамал Жолоева, по её воспоминаниям, будущий писатель был живым, любознательным и целеустремленным мальчиком с красивым почерком и поэтому его часто привлекали к работе над выпуском школьных стенгазет. С Инкамал апа мы встречаемся на первых страницах повести «Ранние журавли», где на уроке географии она рассказывает ученикам о сказочном Цейлоне, находящемся близ берегов Индии и озябшие дети в зимний холод, несмотря на то, что у них стыли руки и ноги, и даже спины, в нетопленой, сырой школе затаившись слушали об удивительном острове.

Также яркий образ коммуниста двадцатых годов писатель создал в повести «Первый учитель». Герой Дюйшен страстно борется, как с природными прихотями, так и с суровыми, а иной раз и жестокими людьми, которые то и дело насмехаются над ним, а он упорно изо дня в день совершать свой подвижнический труд. Он понимает, как важно быть образованным, верит в прекрасное будущее детей. И потом, много лет спустя, его ученица, ставшая академиком Алтынай Сулайманова напишет в письме, что этот малограмотный парень, не имевший под рукой ни единого учебника, не имевшего представления о методике преподавания, сам того не ведая, совершал подвиг, открывая ученикам новый не слыханный и не виданный прежде мир. Все её письмо пронизывает благодарность — первому учителю.

Писатель, по большому счету тоже учитель, посредством слова проникающий в сердца, поднимающий больные темы человечества, дающий пищу для разума, волнующий своими высказываниями — таков и есть Чингиз Айтматов, умеющий с художественной точностью раскрыть диалектику внутреннего мира своих героев. В своих интервью Наталья Аринбасарова, сыгравшая Алтынай делится: «У меня были прекрасные учителя, в том числе и в большом театре, и когда у Герасимова во ВГИКе училась, но Чингиз Торекулович занимает особое место, считаю его главным своим учителем». Такого же мнения придерживается и Канта Ибрагимов, председатель союза писателей Чеченской Республики: «Чингиз Айтматов был, есть и навсегда останется моим первым учителем в литературе. Его книги бесспорно, достойны быть в списке 100 самых лучших книг всех времен. Потому что он сам и его литература, которая базируется на устном народном творчестве, — это учебник гуманизма, духовной стойкости и нравственности для любого человека». И невозможно даже вообразить скольким людям во всем мире произведения писателя, помогали в жизни, стали своего рода уроками человечности и добра.

К образу учителя наш знаменитый соотечественник вернулся и в пьесе «Восхождение на Фудзияму» написанной в соавторстве с казахским автором Калтаем Мухамеджановым. В начале 70-х годов спектакль начал свое триумфальное шествие в московском театре «Современник». Он был поставлен не только в союзных республиках, но и в Лондоне, Вашингтоне, и конечно, в Токио. Герои спектакля — компания старых друзей с женами и их пожилая учительница — Айша апа. В этой пьесе она имеет наиболее высокий и цельный характер, является нравственным камертоном, духовным наставником героев, но возвышается над ними, видя роковые ошибки их прошлого, а слова «Как человеку человеком быть» рефреном звучат в этом спектакле. Это пьеса: о дружбе и предательстве, о преступном молчании и том, что у каждого поколения своя «Фудзияма» на которой предстоит еще открыться.

Размышляя над ролью учителя Ч. Айтматов писал: «Я думаю, что пришла пора изменить правила приема в педагогические ВУЗы: наличие случайных людей — внутренняя проблема этой профессии. И именно потому, что учитель готовит тех, кому через двадцать лет определять нашу духовную жизнь и вообще все, что вокруг нас будет происходить, равнодушным в педвузах не место».

И нам, учителям школ дана большая наука — дидактика с её неизменной задачей: чему учить и как учить. И мы должны каждый раз мучиться, задавать себе вопросы, искать оптимальные пути обучения, находить более совершенные методические приемы. Как выразился Чингиз Торекулович: «Современные педагоги — эрудированные, у них у всех высшее образование, но если раньше учитель был олицетворением знаний и интеллигентности, то сейчас он на общем фоне почти не выделяется. А учитель должен быть по-прежнему в авангарде культуры».

И чтобы оставаться в «авангарде культуры» педагог должен модифицировать свою деятельность, переходить от шаблонных приемов к новым, ранжировать свою деятельность в ином, новом ключе, а главным стимулом в работе должно быть самообразование.  Как писал К. Д. Ушинский: «Учитель живет до тех пор пока учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Чингиз Торекулович с неизменным трепетом и уважением в статьях о педагогах отмечал: «Учительство — великая сила страны. Духовный потенциал учительства определяет в нашей жизни очень многое. Истоки знаний, культуры, патриотизма закладываются в сознании детей при непосредственном, повседневном радении учителя. Мы все обязаны помочь поднять профессиональный и социальный престиж этой профессии, если мы хотим, чтобы воспитателем был учитель большой буквы, а не случайный человек, не имеющий призвания, тяготящийся ношей педагога».

Не случайно эпиграфом к статье были выбраны слова Генри Адамса, что учитель прикасается к вечности и никто не может сказать, где кончается его влияние. Даже Уинстон Черчилль писал, что школьные учителя обладают властью о которых премьер-министры могут только мечтать, но только мы, педагоги, должны подумать о том, как правильно распределить эту власть,      посеяв добрые семена, дав детям только положительное влияние, ведь  с учащимися мы должны быть: решающими, читающими, играющими, психологически подкованными, строгими и добрыми, требовательными и терпеливыми,  а главное не быть равнодушными к своему благородному делу и соответствовать званию Учителя.

 

Поделиться

Комментарии