ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

  • 23.11.2020
  • 0
ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

Фото: Kazpravda.kz/Адильбек Тауекелов и Талгат Аханов

В связи с пандемией коронавируса, с марта в системе образования Казахстана было введено дистанционное и онлайн-обучение. Данное событие застало врасплох преподавателей и учащихся, которые не были к этому готовы. Многие «на ходу» учились пользоваться платформами для обучения, проводить уроки или учиться. Усугубляло положение и отсутствие техники – многие учащиеся остались без компьютеров по той или иной причине.

Были проблемы и с подключением к стабильному интернету. А трансляция порнографических роликов во время школьных уроков чуть не поставила под угрозу все онлайн-обучение в стране.

Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов заявлял, что дистанционное и онлайн-обучение, действительно, стало серьезным вызовом для системы образования в Казахстане. Но насколько формат онлайн-образования является проблемой, если все мировое сообщество неминуемо движется к концепции всеобщей цифровизации?

Чтобы разобраться в проблеме, прежде всего, необходимо понять, существует ли она на самом деле? Дело в том, что многие люди не понимают, в чем различие дистанционного и онлайн-обучения. Ассоциированный профессор Высшей школы образования Назарбаев Университета, доктор Дуйшон Шаматов разъяснил и ответил редакции  Kazpravda.kz на самые популярные вопросы, связанные с онлайн образованием, а также дал небольшие рекомендации по выбору программы обучения тем, кто планирует повышать квалификацию и осваивать новые полезные для профессии навыки.

ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

фото с сайта gse.nu.edu.kz

Итак, в чем разница дистанционного и онлайн-обучения

Почему одни курсы называют дистанционными, а другие — онлайн? В чем их принципиальная разница и есть ли она вообще? Доктор Шаматов объясняет, что когда в Казахстане перешли на онлайн-обучение, то данный формат образования начали называть по-разному и использовать множество терминов.

Дистанционное обучение – это форма получения образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий, телевидения, радио или почтовой службы. Во время дистанционного обучения студент в основном занимается самостоятельно, обучаясь по заданной программе.

Из истории известно, что бывший президент ЮАР Нельсон Мандела, обучаясь дистанционно, находясь еще в тюрьме, получил степень бакалавра юридических наук в Лондонском университете. С развитием интернета и информационно-коммуникационных технологий появились новые формы дистанционного обучения, в частности, онлайн-обучение.

В отличие от дистанционного, онлайн-обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас» (синхронно) или «когда студенту удобно» (асинхронно). Этот формат обучения еще называют e-learning или «электронное обучение». И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово «онлайн» лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со студентом.
ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ
Как упоминалось ранее, онлайн-обучение делится на два вида – синхронное и асинхронное. Синхронное – это интерактивное обучение и заключается в том, что занятия проводятся в режиме реального времени с использованием электронных инструментов Zoom, Google Meet, Google Classroom, Adobe Connect. Преподаватель заранее планирует совместные часы работы, чтобы получить и дать обратную связь, ответить на вопросы.

При асинхронном онлайн-обучении, преподаватель готовит и загружает на электронный портал, например в программе Moodle, учебные материалы для самостоятельного изучения; учащийся заходит на портал в удобное для него время и выполняет задания по индивидуальному графику, не находясь в режиме синхронного онлайн-занятия. Письменные задания выполняются и отправляются преподавателю или загружаются на портале до указанного срока.

На сегодня в разных странах есть университеты, которые полностью обучают студентов дистанционно и онлайн, так, например, Открытый Университет в Англии (основан в 1969 году), Университет Атабаска (1970 г.), Открытый Университет в Нидерландах (1984 г.).

В то же время нельзя утверждать, что в будущем онлайн-обучение может полностью заменить классическое дистанционное образование. Например, многие австралийские семьи живут в отдаленных малонаселенных регионах, где нет традиционной школы. Иногда ближайшая школа находится в сотнях километров от дома, и тогда хоумскулинг (обучение ребенка в семье силами родителей или других родственников – прим. автора) является единственной возможностью для получения образования.

ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

В 1951 году в Австралии была создана School of the Air («Школа по радио») — своеобразная система заочного обучения. Уроки, соответствующие программе начальной и средней школы, транслировались в установленные часы по радио. Каждому ученику присваивалась своя радиоволна. На сегодня данная форма получения образования продолжает существовать. Только сейчас на смену радио пришла интернет-технология.

Сколько должны длиться уроки во время онлайн-обучения

Изначально некоторые преподаватели планировали и пытались проводить уроки полностью синхронно на 100%. Но на сегодня существует ряд проблем, которые не позволяют реализовать это. Например, проблема с качественным и доступным интернетом в отдаленных регионах и селах. Еще одна ошибка заключалась в недооценке асинхронного онлайн-обучения, а также длительности нахождения учащихся за экраном компьютеров. В первые дни пандемии была и такая проблема, когда многие преподаватели проверяли, чтобы студенты были в режиме онлайн. Это неминуемо вело к ухудшению зрения и проблемам со здоровьем. После того, как в Казахстане была сформирована собственная концепция, базирующаяся на лучших мировых практиках, процесс дистанционного обучения значительно сократился.

ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ
Эксперты советуют проводить основную часть обучения в асинхронном формате. То есть, в синхронном режиме учащиеся занимаются 20 минут с преподавателем, а в остальное удобное время выполняют задания самостоятельно.

В онлайн-формате не рекомендуется читать длинные лекции. Наоборот, лучше заранее предоставить лекционный материал для самостоятельного ознакомления.

Большой экономический эффект и экономия времени

Преимуществ в онлайн-образования достаточно. Например, экономия времени — вам не нужно будет подстраиваться под группу или преподавателя. Можно учиться где угодно и как угодно. Вы можете получить специализацию в любой сфере в американском вузе, например, на Сoursera, не покидая пределов родного города, с любого доступного устройства. Также многие считают, что онлайн-обучение — очень затратное дело, но с другой стороны, преимущества в том, что студенты и преподаватели не платят за транспорт и аренду квартиры. В этом отношении сохраняется баланс.

Недостаток живого общения и онлайн-обучение без компьютеров

В то же время недостатков в онлайн-обучении достаточно. Во-первых, сказалась неподготовленность. По всему миру никто не был готов к переходу к такому формату работы. Тем не менее, многие преподаватели начали самостоятельно искать разные ресурсы и работать над собой.

Во-вторых, онлайн-обучение никогда не заменит живое общение. В этом отношении данный вид образования может помешать развитию командных навыков общения. Например, в образах воспитания и восприятия, так как студенты и ученики постоянно находятся дома и за экраном компьютеров. В дальнейшем работать в команде будет возможно, но трудновато.

ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

Профессор объясняет, что есть творческие преподаватели, которые любят общаться с учениками вживую. Когда учитель привык вести урок в традиционном формате на протяжении 20 лет, то ему сложно почувствовать ауру класса и аудитории через экран монитора. Поэтому многие учителя не могут воодушевленно преподавать.

Кроме того, как показала практика, для части детей дистанционное образование оказалось практически недоступно из-за того, что в их семьях нет денег на компьютеры и телефоны. Это особенно заметно в сельской местности. Всем известно, что если не применять меры для качественного учебного процесса, то онлайн-образование может негативно сказаться на качестве всего образования, которое получают дети из разных слоев населения. Более того, ученики столкнулись не только с нехваткой компьютеров и телефонов, но и с незнанием компьютерных программ, которые используются во время онлайн-обучения.

ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

Получается, что ситуация выглядит таким образом: если у кого-то есть доступ к интернету и наличие современной техники, то этот «кто-то» будет в преимуществе перед теми, у кого этого нет.

Синдром высокого мака

Однако традиционное обучение не всегда может быть полезным и эффективным. Есть и негативный оттенок, и важно понимать, что живое общение не всегда позитивно влияет на учеников. Как известно, многие дети подвержены групповому мышлению и поведению. Нередки и школьные издевательства, которые могут проявляться различным образом. Это может быть физическое насилие, например, толчки, удары или таскание за волосы. Это может быть также обзывание, изолирование из круга товарищей или размещение в интернете обидно отредактированных фотографий. Жертвой издевательств может стать кто угодно, а причины буллинга бывают абсолютно разные.

В частности, оффлайн может привести и к стигматизации процессов образования и негативно сказаться на обучении. Например, когда ученик успешен в учебе, то на него могут оказывать давление, чтобы он не учился. Зачастую успешные в учебе ученики могут подвергаться нападкам и насмешкам не только со стороны одноклассников, но и даже учителей. Такие факторы плохо влияют и приводят к тому, что культ знаний перестает быть важным направлением в жизни молодых людей.

По-научному это явление называется Синдромом высокого мака (англ. «tall poppy syndrome»). Это понятие используют для описания социального феномена, выражающегося в неприязни и нападках на людей, которые выделяются из толпы благодаря своим редким талантам или выдающимся успехам — схож с такими понятиями, как зависть, обида или ревность к чужому успеху.

Данный термин был распространен и использован в Австралии. Но на территории постсоветских стран это явление также сильно распространено.

В онлайн-обучении, напротив, нет негативного влияния. Более того, когда ученик находится дома, то он может сам раскрываться в позитивном направлении. Были случаи, когда некоторые ученики с плохой успеваемостью стали учиться лучше во время онлайн-обучения.

ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМПри этом важно понимать, что онлайн-обучение на сегодня является лишь временным этапом образовательного процесса. Дети все равно вернутся к традиционному обучению, а хулиганство и травля в школах может так и остаться повсеместной и большой проблемой. Поэтому необходимы дальнейшие планы по решению ситуации. Вполне возможно, что придется принять четкие законы, определяющие не только право ребенка на обучение, но и обязанности соблюдать нормы и правила общеобразовательного учреждения.

Вопросы оценивания в формате онлайн

Как соблюдать кодекс академической честности при дистанционном обучении, когда студенты учатся из дома, а не в классе? Шаматов предложил некоторые рекомендации. По его словам, невозможно все время следить за студентами, но можно постараться сделать так, чтобы они не исчезали из поля зрения. Зачастую возникает такая ситуация: студент исчезает и не контактирует с руководителем, а по окончанию сдает работу очень хорошего качества. В итоге неизвестно, написал ли студент работу сам или воспользовался помощью посторонних лиц. Проводить регулярные встречи посредством платформ и программ для организации видеоконференций – одно из решений. Таким образом, руководители смогли бы видеть прогресс, давать комментарии о ходе работы и задавать вопросы студентам. Также необходимо в срок предоставлять прогресс дипломных работ.

ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

Эксперт считает, что необходимо работать над тем, чтобы задания не были на 100% в письменном виде. 20-30% презентации можно провести в устной форме. В это время можно убедиться, насколько студенты владеют материалом, и минимизировать моменты с использованием шпаргалок.

В конечном итоге каждый вуз использует систему антиплагиат, которая автоматически вычисляет на подлинность.

Оценивание школьников в формате онлайн

В Министерстве образования и науки РК сообщили, что в период дистанционного обучения учителя будут давать задания школьникам во время уроков и ставить четвертные оценки на основе общей успеваемости учеников.

На каждом уроке учитель будет давать задание, которое ученик должен будет выполнить самостоятельно или вместе с педагогом. При этом дополнительно к этому заданию учителя ничего задавать не будут. В ведомстве отметили, что подобная система была выработана по итогам анализа обучения в четвертой четверти прошлого учебного года.

«Учитель будет оценивать то задание, которое уже было задано для выполнения учащимся. Четвертная оценка складывается из нескольких переменных: формативное оценивание — 25%, суммативное оценивание за раздел (СОР) — 25%, еще 50% – это суммативное оценивание за четверть. Из этого складывается общая картина и четвертная оценка, которая будет выставляться нашим детям», – сообщили в ведомстве.
ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

Подобная шкала оценивания — временная, применяется лишь на период дистанционного обучения.

Ранее в МОН РК заявили о решении отказаться от домашних заданий в период онлайн-обучения. Школьники будут получать одно учебное задание, размещенное на платформе Kundelik.kz.

Будущее за смешанным обучением?

Смешанное (комбинированное, гибридное) обучение – это форма образования, которая сочетает в себе элементы очного и дистанционного обучения (онлайн/ электронного). Такая форма проводится, когда есть очные занятия «лицом к лицу» с преподавателями в учебном заведении, которые сочетаются с электронным обучением в синхронном или асинхронном режиме.

Преимущество смешанного обучения заключается в том, что оно позволяет развивать связь между студентом и преподавателем через непосредственное общение и в то же время обеспечивает гибкость учебного ритма (студенты учатся в своем собственном ритме, не находясь на рабочем месте или в кругу своей семьи) и пространства (студенты учатся в независимости от местоположения).

В Высшей школе образования Назарбаев Университета такая программа существует с 2014 года. Это подход по-другому называется «blended learning». На сегодня таким методом обучения в основном пользуются магистранты. Они обучаются без отрыва от своей работы, имеют возможность работать у себя в школах или университетах, но при этом три-четыре раза в год по две недели посещают вуз. Остальное время занятия проводятся самостоятельно, но в определенное время студенты контактируют в онлайн-режиме с учителями.

ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМСмешанное обучение тем и хорошо, что достаточно гибко и позволяет работающим студентам качественно учиться. Как правило, большинство магистрантов и докторантов — уже взрослые и семейные люди, и не у всех есть возможность уезжать из своих городов на длительное время. Поэтому смешанное обучение популярно не только среди казахстанцев, но и во всем мире.

Есть польза смешанного обучения и для школьников. Уже известно, что к обучению в режиме карантина легче приспособиться ученикам школ, где до начала карантина использовался формат смешанного обучения.

Почему онлайн-обучение должно изменить процессы образования?

Разнообразие форматов, возможность выбора преподавателя, удобное время изучения – все это приводит нас к тому, что онлайн-обучение становится не просто очередным трендом, который захватил рынок, — сегодня это еще и новая веха развития дополнительного образования.

Безусловно, онлайн-обучение может изменить качество отобранного материала, который смогут получать дети и взрослые люди.

ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

Во-вторых, изменится структура, а образование станет смешанным – онлайн и оффлайн. Оффлайн можно будет посвящать более качественному взаимодействию людей, совместному решению проблем, коммуникациям и пониманию многообразия образовательного пространства применительно к каждому возрасту, что требует реакции педагогической науки и системы образования на уровне детского сада, школы, университета.

Третий момент – это демократизация и большая доступность образования, изменение учебной траектории и изменение качества жизни. Онлайн-обучение может помочь и в организации инклюзии. И самый большой плюс онлайн-образования – это гораздо большие шансы познать опыт не только зарубежья, но и других регионов Казахстана.
ЧЕМУ НАС УЧИТ ОНЛАЙН И ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЗА СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМПри любой из этих форм обучения важно, чтобы для студентов существовала служба педагогической и академической поддержки. Выбор формата обучения зависит от поставленных целей и результатов обучения, содержания и учебной среды. Каждому необходимо дать возможность учиться в любое время и в любом месте, с помощью любого преподавателя, используя любое конечное устройство: компьютер, ноутбук, планшет или смартфон. Можно с уверенностью сказать, что с каждым годом роль электронного обучения будет только расти.

https://www.kazpravda.kz/news/obshchestvo/chemu-nas-uchit-onlain-i-pochemu-budushchee-za-smeshannim-obucheniem

Жанат Тукпиев

 

Поделиться

Комментарии