Ч.АДАМКУЛОВА: ДОКТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ PhD — КАРДИНАЛЬНО РЕШИТ ПРОБЛЕМУ “СТАРЕНИЯ” НАУЧНЫХ КАДРОВ
- 29.03.2016
- 0
В Европейском Союзе преобладает подготовка высших научных кадров с присуждением им наивысшей и единственной ученой степени — доктора философии (Doctor of Philosophy — PhD), которая свидетельствует о наличии у ее обладателя фундаментальных знаний в узкой отрасли наук (доктор философии в математике, доктор философии в медицине и др.). В Кыргызстане принята двухуровневая система аттестации научных кадров. Соискателям присуждается научная степень кандидата и доктора соответствующих наук.
Актуальностью внедрения третьего цикла образования – докторских программ PhD является то, что ученую степень доктора наук PhD студент может получить до 30-35 лет, и в дальнейшем заниматься исследовательской работой в течение всей жизни. А при двухуровневой подготовке высших научных кадров, докторант получает степень доктора наук в лучшем случае к 50 годам, практически на закате своей научной и трудовой деятельности. Это отталкивает молодежь от научной – исследовательской деятельности, посвятить всю свою молодость на написание кандидатской и докторской диссертаций большинство и не хотят, и не могут из- за отсутствия финансовых средств.
Казахстан завершил переход на новую модель подготовки научных кадров — докторантуру РhD в 2011 году. Узбекистан вместо устаревшей двухступенчатой системы послевузовского образования (кандидат наук и доктор наук) с 1 января 2012 ввел одноступенчатую систему с присуждением степени доктора наук.
В Кыргызстане 31 мая 2013 года на основании приказа министра образования и науки Кыргызской Республики была начата экспериментальная реализация докторских программ PhD, в качестве пилотных вузов были отобраны университеты, в которых шла реализация Европейских проектов по внедрению третьего цикла образования в сотрудничестве с ведущими Европейскими университетами. Были запущены пилотные программы:
- Возобновляемые источники энергии и экологические технологии
- Машиностроение
- Электроэнергетика
- Государственное и муниципальное управление
- Общественное здравоохранение
- Менеджмент, Менеджмент/АгроМенеджмент
- Экономика, Экономика/Агро Экономика
- Управление Бизнесом
Основные отличия реализации докторских программ PhD от существующей подготовки высших научных кадров:
1. Образовательная программа PhD состоит из теоретического обучения (60 кредитов) и самостоятельной индивидуальной научно-исследовательской работы (120 кредитов). Обязательной частью академической подготовки аспирантов (лиц, обучающихся в аспирантуре и претендующих на получение ученой степени кандидата наук) является сдача трех экзаменов: по иностранному языку, по философии и истории науки и дисциплине по специальности. Программа подготовки кандидатов и докторов наук это в основном индивидуальная научно-исследовательская работа, система кредитов не применяется.
2. Теоретическое обучение по программам PhD реализовывается как местными преподавателями, так и зарубежными (минимум 2 человека из дальнего зарубежья). Теоретическое обучение по существующей подготовке научных кадров отсутствует.
3. Докторант, который обучается по программе PhD должен иметь двух руководителей, первый руководитель из нашей страны, а второй руководитель обязательно должен быть зарубежным. Поэтому докторант обязан владеть английским языком. При существующей системе подготовки научных кадров достаточно одного руководителя и знание английского языка не обязательно.
4. Образовательная программа PhD обязательно включает в себя прохождение научной исследовательской практики в зарубежном университете, которая позволяет учитывать опыт мировых научных исследований, а не только республиканских ученых. Существующая программа подготовки научных кадров не содержит в себе подобную практику.
5. Образовательная программа PhD завершается защитой диссертации в самом образовательном учреждении. Для этого создается Диссертационная комиссия, которое состоит из 5 человек, два представителя самого вуза и три представители из других вузов (как минимум 2 из университетов дальнего зарубежья). Существующая система защиты диссертационных исследований имеет другой формат. Работы защищаются в диссертационных советах, в которые входят представители нескольких вузов. Эти советы, как правило, в составе 12-15 докторов (если это докторские советы) или докторов и кандидатов наук (если это кандидатские советы) утверждаются ВАК (Высшим аттестационным комитетом), функционирующим при Правительстве Кыргызской Республики.
Проблемы реализации:
1. Ввиду того что докторские программы PhD реализовываются как пилотные программы, отсутствует нормативно правовая база, так в Законе об образовании прописаны только два уровня (цикла): бакалавриат и магистратура, третий уровень — докторские программы PhD не прописаны. Необходимо внести поправки в Закон об образовании и заложить третий уровень (цикл) образования докторские программы PhD.
2. Нормативные документы реализации докторских программ PhD (государственные требования к докторским программам PhD, государственные требования в докторским диссертациям PhD, государственные требования к защите докторских диссертаций PhD, регламент обучения по докторским программам PhD) были рассмотрены на Коллегии министерства образования и науки КР и утверждены приказом министра образования и науки КР. Для полно-масштабной реализации докторских программ PhD все выше перечисленные документы должны быть утверждены Постановлением Правительства Кыргызской Республики, но это станет возможным только при внесении поправок в Закон об образовании.
3. Необходимо разработать и утвердить Государственный образец документа об образовании – Диплом доктора философии PhD, для выдачи выпускнику докторской программы, прошедшему в установленном порядке защиту докторской диссертации.
В целом нельзя не признать того, что современное высшее образование в нашей стране претерпевает серьезные изменения. Направлены эти изменения, в соответствии с принятыми программами модернизации, на его совершенствование и максимально полную интеграцию в международную систему высшего образования. Внедрение третьего цикла образования –докторских программ PhD, сочетающие оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью позволит сократить сроки подготовки и присуждение высшей ученой степени, что повысит интерес молодежи к научной работе и кардинально решит проблему «старения» научных кадров. Средний возраст ученых Национальной Академии наук составляет 73 года, мы склоняем голову перед нашими выдающимися учеными, но нужно думать о завтрашнем дне, кто будет поднимать науку завтра?
Чинара Адамкулова, ректор Кыргызского национального университета им. Ж.Баласагына
Комментарии