Итоги 2024 – 2025 учебного года: основные достижения

  • 10.06.2025
  • 0

Министерство просвещения Кыргызской Республики,  подводя итоги учебного 2024 – 2025 года, отмечает, что этот год стал важным этапом в реализации национальной программы всесторонней трансформации системы образования «Алтын Казык», ориентированной на повышение качества обучения, модернизацию учебных программ, внедрение передовых образовательных технологий и развитие школьной инфраструктуры. Об этом сообщила заместитель министра просвещения Кыргызской Республики Надира Джусупбекова во вторник, 10 июня т.г., на пресс-конференции.

Итоги 2024 – 2025 учебного года: основные достижения

 Программа «Алтын Казык»  создает светлое будущее для детей,

учителей и страны Кыргызстана

Основное внимание Министерства было сосредоточено на поэтапном переходе к 12-летней системе школьного образования, являющейся ключевым элементом масштабной трансформации системы образования Кыргызстана. Как и в развитых странах, эта модель даёт детям больше времени для освоения знаний, развития навыков и подготовки к жизни, учёбе и профессии.

В течение года утверждены важнейшие нормативно-правовые документы:

  • Концепция перехода на 12-летнее образование,
  • Новый Государственный образовательный стандарт,
  • Обновлённые предметные стандарты и учебные программы.

На их основе с 2025 – 2026 учебного года:

  • 6-летние дети (2019 г.р.) начнут обучение в 1 классе,
  • Дети, прошедшие предшкольную подготовку, будут обучаться во 2 классе,
  • 5 и 7 классы перейдут на обучение по новым программам и учебникам.

Подготовка учителей и цифровизация

Для поддержки этих изменений были реализованы обширные программы подготовки учителей:

  • 80 мастеров- тренеров подготовили около 16 000 учителей по предметам STEM.
  • Более 37 000 педагогов прошли курсы повышения квалификации.
  • По данным Национального статистического комитета, в школах работают 93 696 учителей, из которых 87 385 — в государственных учреждениях.

Усилия по цифровой трансформации включали:

  • Закупка 1000 компьютеров и планов по закупке 27 000 ноутбуков для учителей в 2025–2026 годах.
  • Запуск цифровых платформ, таких как «Санарип Кампа» , «Балалык» , электронная регистрация в школе, цифровые дневники и электронные сертификаты.

 Инфраструктура и финансирование

  • Министерство провело инвентаризацию школьной инфраструктуры через систему «Мектеп» , выявив 489 000 доступных мест в 1 534 школах, но нехватку в 163 000 мест в 577 школах. Планы на 2025 год включают строительство, реконструкцию и проектирование почти 500 образовательных учреждений. Государство выделило 68,8 млрд сомов (4,2% ВВП) на образование, подчеркнув его приоритетность.
  • Итоги 2024 – 2025 учебного года: основные достижения

Новые учебные программы и учебники

Переход на 12-летнее обучение предполагает комплексную перестройку учебных материалов. Новые государственные образовательные стандарты и 38 обновленных предметных стандартов делают акцент на практическом обучении, основанном на навыках, особенно в области STEM, математики и английского языка. Разрабатываются современные учебники, рабочие тетради и мультимедийные ресурсы, на что выделено 744 млн сомов на 2025 год. Достижения включают:

  • 1 262 420 учебников английского языка для 3–9 классов на сумму 272,7 млн ​​сомов.
  • Дополнительно 158 700 учебников были приобретены при поддержке посольства Великобритании.
  • Текущие обзоры учебников по математике и естественным наукам для 1, 2, 5 и 7 классов.
  • Итоги 2024 – 2025 учебного года: основные достижения

Расширение доступа к дошкольному образованию

Дошкольное образование показало значительный рост: 257 000 детей посещают детские сады полного дня и 1 997 учреждений по всей стране, что на 85 больше, чем в прошлом году. Охват дошкольным образованием достиг 44,3%, а в ближайшие годы планируется достичь 60%. Инновации включают:

  • Новый стандарт дошкольного образования и упрощенные правила.
  • 560 детских садов краткосрочного пребывания и 257 учреждений надомного пребывания.
  • Система ваучерного финансирования и льготные кредиты на строительство детских садов.

Электронная регистрация в школе

Процесс зачисления в 2025 году был адаптирован к 12-летней системе, что позволило одновременно поступать в 1-й и 2-й классы. Система электронного зачисления в школы предлагала 151 000 мест для 1-го класса и 164 000 для 2-го класса. На первом этапе было зачислено 47 592 ребенка в 1-й класс и 66 404 во 2-й класс, в том числе 20 632 в Бишкеке. Второй этап, запущенный 2 июня, позволяет родителям выбирать школы со свободными местами через платформу «Түндүк», https://1mektep.edu.gov.kg/ или банковские приложения. По состоянию на 9 июня осталось 148 000 мест, в том числе 4 699 в Бишкеке.

Высокий спрос в Бишкеке напряг систему, с 9000 одновременных пользователей и 90 регистраций в минуту 2 июня. Министерство и мэрия Бишкека выделили дополнительные квоты, но такие проблемы, как мошеннические регистрации, привели к 86 отменам в одной школе. Группа мониторинга обеспечивает прозрачность.

Взгляд в будущее: цели на 2025–2026 годы

Министерство ставит перед собой следующие цели:

 Увеличение охват дошкольным образованием до 60%

  • Внедрение новых стандартов и учебников в школе
  • Углубление цифровизацию – от электронных учебников до онлайн-услуг
  • Запуск первой государственной онлайн-школы «Тунгуч»
  • Поддержка школьников, участвующих в международных олимпиадах
  • Связь школ и профессиональных учебных заведений при поддержке работодателей
  • Внедрение персональных цифровых портфолио учителей в системе Mugalim
  • Онлайн-обучение педагогов с обязательной программой не менее 100 часов в год.

С.Алпыспаев

Поделиться

Комментарии