Государственный образовательный стандарт общего образования Кыргызской Республики
- 20.02.2025
- 0
Глава 1. Общие положения
- Настоящий Государственный образовательный стандарт общего образования Кыргызской Республики (далее – Государственный образовательный стандарт) является нормативно-правовым актом, устанавливающим и регулирующим отношения в сфере общего образования, реализующим основные требования Конституции Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики «Об образовании», Указа Президента Кыргызской Республики от 13 ноября 2020 года № 39 «О Концепции развития гражданской идентичности Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021-2026 годы», Указа Президента Кыргызской Республики «Об утверждении Концепции цифровой трансформации Кыргызской Республики на 2024-2028 годы», Указа Президента Кыргызской Республики от 18 декабря 2024 года № 369 «О Доктрине (Унгужол) «Национальный дух – мировые высоты», Концепции перехода на двенадцатилетнее школьное образование в Кыргызской Республике, утвержденной постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 30 октября 2024 года № 654 и Программы трансформации системы образования Кыргызской Республики «Алтын Казык», утвержденной приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 20 марта 2024 года № 451/1.
- Государственный образовательныйстандарт обеспечивает:
‒ социальное гарантирование и сохранение единого образовательного пространства;
‒ разработку базисного учебного плана, предметных стандартов, общеобразовательных программ и учебно-методических комплексов для всех общеобразовательных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;
‒ преемственность предметных стандартов и общеобразовательных программ всех ступеней общего образования;
‒ управление качеством образования;
‒ установление эквивалентности документов об основном общем и среднем общем образовании в Кыргызской Республике;
- основу для определения требований к образовательным организациям, реализующим Государственный образовательный стандарт, а также к образовательным организациям среднего профессионального и высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров.
- Государственный образовательный стандарт разработан с целью:
- построения национальной системы школьного общего образования, интегрированной и признанной в международном образовательном пространстве;
- обеспечения общего охвата общим образованием и равных стартовых возможностей для обучения;
- установления согласованной совокупности требований формального образования, определяющей минимум содержания образовательной программы, базовых требований к подготовке по уровням начального общего, основного общего и среднего общего образования на компетентностной основе, определяющих цели и результаты обучения;
- усиления роли учебных предметов естественно-научного и математического направленияна основе междисциплинарного подхода, обеспечивающих: единство воспитания, развития и обучения; формирование компетенций, необходимых для жизни в постиндустриальном обществе в глобализирующемся мире; формирование культуры бережного, рационального использования природных богатств и умения жить в гармонии с ней;
- усиления воспитательного и социально-гуманитарного потенциала, способствующего формированию гражданского патриотизма, общегражданского сознания, ответственности за свою безопасность, безопасность семьи, общества и государства, таких качеств, как справедливость, совестливость, доброта, опирающиеся на национальные нравственные основы;
- введения профильного обучения;
- закрепления сферы ответственности участников образовательного процесса (представителей органов управления образованием, руководителей и учителей общеобразовательных организаций, обучающихся и их родителей/законных представителей) в достижении целишкольного общего образования и образовательных результатов воспитания, развития и обучения.
- Пересмотр и обновление Государственного образовательногостандарта производятся по мере необходимости дляобеспечения соответствия подготовки обучающихся приоритетам, закрепленным в документах государственного и стратегического значения Кыргызской Республики, потребностям работодателей, запросам обучающихся и их родителей (законных представителей).
Глава 2. Философия общего образования
- 5. Система общегообразования Кыргызской Республики направлена на формирование личности, способной к самостоятельному и ответственному жизненному выбору, творческому самовыражению, эффективному взаимодействию в обществе и активному участию в жизни страны:
Самостоятельная, ответственная и адаптивная личность, способная осознавать и нести ответственность за своё образование (воспитание, развитие и обучение), адаптироваться к изменениям, критически мыслить, принимать взвешенные решения и эффективно взаимодействовать в социуме.
Творчески созидательный и трудолюбивый человек, способный к саморазвитию и стремлению к познанию, изобретательству, инновациям и самосовершенствованию, направленный на улучшение жизни общества и государства.
Открытый, чуткий и уверенный в собственной значимости человек, готовый к эффективному сотрудничеству, качественному решению задач, постоянному обучению на основе опыта, командной работе, инициативности, ответственности за свои действия, способный проявлять сочувствие, неравнодушие.
Гражданин Кыргызстана, преданный и любящий Кыргызстан, обладающий гражданским самосознанием, приверженный Кыргызстану, ответственный перед своей семьёй, обществом и государством, а также осознающий свою роль в развитии и процветании страны.
Главными ценностями, формируемыми на этапе общего образования, являются:
- патриотизм – любовь к своему Отечеству и желание способствовать его процветанию играют важную роль в сплоченности общества и развитии страны;
- честность и справедливость – это фундаментальные моральные принципы, на которых строятся доверие и взаимоуважение в обществе. Честность и справедливость определяют моральный облик человека и его способность взаимодействовать с окружающими;
- ответственность – это основа успешной и гармоничной жизни. Ответственный человек выполняет свои обязательства и принимает последствия своих поступков, что важно для личной зрелости и общества в целом;
- доброта и сострадание – эти качества создают основу для здоровых и поддерживающих отношений между людьми. Способность заботиться о других, проявлять эмпатию и помощь чрезвычайно важна для социальной гармонии;
- трудолюбие и добросовестность – способность работать на качественный результат, быть усердным и честным в труде, является необходимой для достижения успеха в жизни и для общества в целом;
- бережное отношение к природе – это ценность, которая отражает осознание важности природы как основы жизни человека и всего живого на Земле;
- следование принципам устойчивого развития – это актуальная ценность, поскольку мир сталкивается с экологическими и социальными вызовами. Способность учитывать интересы будущих поколений и действовать с учетом долгосрочных последствий крайне важна для глобального благосостояния.
Глава 3. Цель, задачи, принципы и результаты общего образования
- Цельюобщего образованияявляется обеспечение качественного образования (воспитания, обучения и развития) для приобретения обучающимися ценностей, ключевых и предметных компетентностей, необходимых для устойчивого развития и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни.
- Задачи общего образования:
- обеспечение равного и справедливого доступа к образованию всех детей на принципах инклюзии и гендерного равенства;
- создание безопасной и развивающей среды обучения;
- обеспечение соответствия воспитания культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям народа Кыргызстана;
- формирование и пропаганда здорового образа жизни;
‒ забота о развитии и постоянном использовании государственного языка во всех сферах общественной жизни;
- формирование у обучающихся этнотолерантности к языкам, истории и культуре близких и дальних народов-соседей.
- формирование ключевых и предметных компетентностей;
- обеспечение качественного усвоения обучающимися фундаментальных основ (фундаментального ядра) научных и практических достижений человечества, формирование основ целостного и современного научного миропонимания;
‒ обеспечение сознательного понимания обучающимися современных экологических проблем, хрупкости мира, гармоничного сосуществования человека и природы; использование возможностей зеленой энергетики; защита источников экосистем и бережное отношение к каждому составляющему ее виду и явлению;
– воспитание экологически ответственного поколения, осознающего важность сохранения ледников, водных ресурсов и горных экосистем Кыргызстана, готового внедрять устойчивые природоохранные практики и инициативы в повседневной жизни; освоение знаний и правил поведения по адаптации к климатическим изменениям, а также безопасной жизнедеятельности.
- Государственный образовательныйстандарт основывается на принципах государственной политики в сфере образования, принципах дидактики, а также, основываясь на принципе преемственности, направлен на продолжение формирования у обучающихся компетентностей, которые начинают развиваться на этапе дошкольного образования, обеспечивая целостность образовательного процесса и его последовательность на всех уровнях непрерывного образования.
- Государственный образовательныйстандарт определяет перечень и уровни сформированности ключевых компетентностей.
Ключевые компетентности ‒ измеряемые результаты образования, определяемые в соответствии с социальным, государственным, профессиональным заказом, обладающие многофункциональностью и надпредметностью, реализуемые на базе учебных предметов и базирующиеся на социальном опыте учащихся.
Рамка ключевых компетентностей основана на «модульно-гнездовом» подходе, представлена 4 видами ключевых компетентностей:
- познавательно-деятельностная компетентность – это интегративная характеристика личности, отражающая способность и готовность обучающегося к самостоятельному, осознанному и продуктивному познанию окружающего мира и практической деятельности на основе систематизированных знаний, развитых умений и навыков, а также ценностно-смыслового отношения к процессу и результатам своей познавательной активности;
- социально-коммуникативная компетентность – это интегративная характеристика личности, отражающая способность и готовность обучающегося к эффективному межличностному взаимодействию в различных социальных и профессиональных контекстах на основе развитых коммуникативных навыков, социальной эмпатии и этических норм поведения;
- эмоционально-личностная компетентность – это интегративная характеристика личности, отражающая способность и готовность обучающегося осознавать, регулировать и конструктивно использовать собственные эмоции и эмоции других людей в процессе межличностного взаимодействия, самореализации и адаптации к изменяющимся условиям социальной среды;
- информационно-цифровая компетентность – это интегративная характеристика личности, отражающая способность и готовность обучающегося эффективно использовать цифровые технологии, информационные ресурсы и медиа для поиска, анализа, обработки, создания, представления и распространения информации, а также для решения профессиональных, образовательных и личностных задач в условиях цифровой среды.
- Внутренняя структура каждой компетентности не ограничивается набором знаний, навыков и установок. Группа ключевых компетентностей не устроена иерархически. Учебные ситуации, как ситуации в реальной жизни, должны проектироваться так, чтобы задействовать знания, навыки и установки из всех 4-х ключевых компетентностей. Формирование ключевых компетентностей наряду с предметными – новая важнейшая задача массового общего образования, добавляющаяся к другим актуальным задачам, в том числе воспитательным, ориентированная на формирование комплексной способности обучающегося принимать решения, действовать в определенной ситуации, решать повседневные задачи, учиться самостоятельно, адаптируясь к новым вызовам в различных ситуациях.
- Основанием для определения уровней сформированности компетентностей является способность действовать определённым образом, достигая определённого результата (решая задачу/проблему), способность, которая опирается на соответствующие знания, навыки и установки.
- Выделяются три уровня сформированности ключевых и предметных компетентностей,которые должны учитываться при планировании результатов обучения и оценивании учебных достижений:
1) репродуктивный уровень характеризуется умением обучающихся следовать образцу (заданный алгоритм выполнения действия);
2) продуктивный уровень характеризуется способностью осуществлять простую по составу деятельность, применять усвоенный алгоритм деятельности в новой ситуации;
3) креативный уровень подразумевает осуществление сложносоставной деятельности с элементами самостоятельного конструирования и обоснования.
- На каждой ступени обучения, обучающиеся овладевают как ключевыми, так и предметными компетентностями в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями с учетом образовательных условий.Процессы формирования ключевых, предметных компетентностей, личностных качеств, ценностей требуют соответствия с предметным содержанием и форматами занятий, мероприятий (обучающие, воспитательные, развивающие, дополнительные и др.), в которые вовлечены обучающиеся.
- 14. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/особыми образовательными потребностями необходимо разработать адаптированную индивидуальную образовательную программу (далее — ИОП), которая должна содержать: перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных занятий, мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья/особыми образовательными потребностями, их интеграцию в образовательный процесс; мониторинг динамики их развития, успешности в освоении адаптированной ИОП, корректировку образовательных процессов; описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья/особыми образовательными потребностями.
Глава 4. Организация образовательного процесса
- 15. Для общеобразовательных организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования, разрабатывается базисный учебный план (далее – БУП) – документ, устанавливающий перечень обязательных предметов, последовательность их изучения, объем учебной нагрузки, рассчитанный на 12-летний нормативный срок освоения основных общеобразовательных программ по следующим уровням:
– начальное общее образование: 1-6 классы (шесть лет);
– основное общее образование: 7-9 классы (три года);
– среднее общее образование: 10-12 классы (три года).
- БУП устанавливает по начальному общему, основному общему и среднему общему образованию перечень учебных предметов и объёмы учебной нагрузки обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями, реализует требования к организации и проведению целостного педагогического процесса.
- БУП фиксирует по классам недельную и предельную учебную нагрузку обучающихся в следующем объёме (в часах) при пятидневной учебной неделе:
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Недельная учебная нагрузка | 21 | 23 | 23 | 23 | 28 | 29 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Предельная учебная нагрузка | 21 | 23 | 23 | 23 | 29 | 30 | 32 | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 |
- 18. В Государственном образовательномстандарте выделяются следующие образовательные области, каждая из которых состоит из предметов, закрепленных в базисном учебном плане:
— филологическая;
— социальная;
— математическая;
— естественнонаучная;
— искусство и технологии;
— культура здоровья.
- 19. На старшей ступени общего образования обучающимся предоставляется возможность выбора направления профильного обучения, направленного на дифференциацию и индивидуализацию обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса учитывать интересы, склонности и способности обучающегося в соответствии с его профессиональными интересами и потребностями в отношении продолжения образования или выхода на рынок труда.
Глава 5. Система оценивания
- Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности ключевых и предметных компетентностей, личностных качеств.
- 2 Для измерения индивидуальных образовательных достижений и прогресса учащихся в классе применяются три вида оценивания: диагностическое, формирующее (формативное) и суммативное.
Диагностическое оценивание используется для определения исходного уровня развития компетентностей, знаний или навыков в определенной области для адаптации учебного процесса и последующей оценки прогресса учащегося. Результаты диагностического оценивания регистрируются в виде описаний, которые обобщаются и служат основой для внесения корректив и совершенствования процесса обучения путем постановки задач обучения для учителя и учебных задач для учащегося.
Формирующее (формативное) оценивание — это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения и сбора информации о процессе обучения учащегося с целью своевременной корректировки процесса обучения, внесения изменений в планирование и оказания своевременной поддержи учащегося в процессе обучения посредством предоставления конструктивной обратной связи.
Суммативное оценивание — установление соответствия знаний обучающихся нормам и требованиям стандартов обучения, констатация уровня освоения запланированных результатов обучения. Суммативное оценивание систематически проводится как внутриклассное для определения результатов по завершении учебного раздела, темы, учебного периода (четверти, полугодия, года). Также проводится в виде внешних экзаметов, итоговых аттестаций и тестирований.
- Особенности оценивания по уровням (ступеням) обучения
В 1-3 классах действует безотметочная система – оценивание достижений осуществляется в виде качественных характеристик, позволяющих педагогу выбрать оптимальную методику обучения. Допускается лишь качественная описательная оценка в письменном или устном виде. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). В 3-6 классах вводится балльная система, позволяющая отслеживать академические достижения, сравнивать их с результатами независимых оценочных исследований, а также определить уровень готовности обучаться на следующем уровне образования.
По завершению начального общего образования проводится тестирование выпускников начальной общеобразовательной организации, которое позволяет оценить индивидуальные достижения в соответствии с планируемыми результатами обучения по основным видам грамотности: языковая, читатательская, математическая и естественно-научная. Результаты тестирования выпускников начальной общеобразовательной организации также используются для оценки качества начального общего образования на национальном уровне.
Показатели личностного развития учащегося фиксируются в виде описательной характеристики с рекомендациями для учащегося, родителей и педагогов средней общеобразовательной организации.
Внутриклассное оценивание в 7-12 классах критериальное, направлено на определение прогресса относительно образовательных результатов, стимулирование внутренней мотивации учения, формирование навыков самооценки, самоанализа и взаимооценки.
В целях профориентационной работы в 8 классе проводится диагностика способностей учащихся, результаты которой не влияют на итоговые отметки по предметам. По завершению 9 класса проводится итоговая госсударственная аттестация в формате, определяемом уполномоченным органом в области образования.
По окончанию 12 класса проводится итоговое оценивание (экзамены), формат и содержание которой учитывает направления профилизации. Итоговые баллы обучения и выпускных экзаменов учитываются в виде суммарного балла по профильным предметам при поступлении в колледжи и вузы.
Учащиеся, которые планируют поступление в высших учебных заведениях Кыргызской Республики сдают Общереспубликанское тестирование.
- Нормы и критерии оценивания, а также основные виды и формы суммативных оцениваний регламентируются предметными стандартами, утверждаемые уполномоченным органом в области образования.
Приложение 1 к Государственному образовательному стандарту
общего образования Кыргызской Республики
Приложение 2 к
Государственному образовательному стандарту
общего образования Кыргызской Республики
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
В настоящем Государственном стандарте используются следующие понятия:
базисный учебный план ‒ документ, устанавливающий перечень обязательных предметов, последовательность их изучения, объем учебной нагрузки;
воспитание ‒ деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
диагностическое оценивание – процесс определения начального уровня сформированности компетентностей обучающегося для последующей оценки его прогресса;
«зеленые навыки» – знания, ценности и установки, необходимые для овладения экологически безопасными способами жизни, развития и поддержки устойчивого и ресурсоэффективного общества, выявления, решения и предупреждения экологических проблем;
интеграция – процесс установления связей и обеспечения взаимодействия между структурными компонентами содержания в рамках отдельных предметов, образовательных областей, образовательного процесса в целом, направленный на формирование у обучающихся целостного восприятия мира и развития ключевых компетентностей;
ключевые компетентности ‒ измеряемые результаты образования, определяемые в соответствии с социальным, государственным, профессиональным заказом, обладающие многофункциональностью и надпредметностью, реализуемые на базе учебных предметов и базирующиеся на социальном опыте учащихся;
компетентностный подход – это концептуальная основа образовательного процесса, ориентированная на формирование у обучающихся таких компетентностей, которые обеспечивают их успешное функционирование в различных сферах жизни; основным принципом компетентностного подхода является ориентация на реальные результаты обучения, которые измеряются не просто количеством знаний, а способностью обучающегося применить их в нестандартных ситуациях, используя умение адаптироваться к изменениям и работать в условиях неопределенности;
критериальное оценивание – оценивание, основанное на сравнении учебных достижений обучающихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию компетентностей учащихся;
модульно-гнездовой подход – представляет собой методологическую основу для систематизации образовательного содержания, ориентированного на формирование ключевых компетентностей. Его структура базируется на «гнёздах», объединяющих широкие компетентности и связанные с ними основные навыки, с возможностью дополнения новыми элементами знаний и умений. Отдельные навыки могут быть взаимосвязаны с несколькими компетентностями, что создаёт гибкую и адаптивную систему. Основной акцент на базовых компетентностях, а не на фиксированном перечне компонентов, что обеспечивает устойчивость и применимость данного подхода в условиях динамично меняющихся образовательных требований и условий;
образовательная область ‒ содержание образования, относящееся к определенной сфере человеческой деятельности, представленное в виде педагогически адаптированного опыта научной и практической деятельности;
образовательная (учебная) программа ‒ документ, разработанный на основе предметного стандарта и распределяющий содержание предмета по темам, разделам и периодам обучения, регламентирующий организационно-педагогические условия, включая примерное календарно-тематическое планирование и формы оценивания достижений обучаемых;
обучение ‒ целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетентностями, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
оценивание ‒ процесс измерения, интерпретации и анализа познавательной деятельности обучающихся, направленной на их этическое и интеллектуальное развитие и приобретение ими жизненно необходимых компетентностей, а также осуществления обратной связи с обучающимися, учителями, родителями (законными представителями) для определения соответствия результатов данной деятельности требованиям Государственного стандарта с целью улучшения качества образования;
общее образование ‒ система воспитания и обучения, обеспечивающая соответствующие ее ступеням знания, умения, ценности и практические навыки, достаточные для активной деятельности выпускника в обществе.
предметные компетентности ‒ компетентности, определяемые на материале отдельных предметов в виде совокупности образовательных результатов;
предметный стандарт ‒ документ, регламентирующий образовательные результаты обучающихся, способы их достижения и измерения в рамках предмета;
суммативное оценивание ‒ определение степени достижения обучающимися результатов обучения, которые выражаются в отметке; суммативное оценивание может быть текущим, промежуточным и итоговым;
формирующее оценивание – оценивание, которое обеспечивает учителя важной информацией о том, на каком уровне находятся обучающиеся в процессе обучения, где они испытывают трудности и какие последующие шаги следует предпринять обучающемуся и учителю, чтобы улучшить процесс обучения;
функциональная грамотность – способность использовать постоянно приобретаемые в процессе обучения знания, умения и навыки для решения широкого диапазона практических и жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношениях;
ценности — это традиционная и современная, духовная и материальная, национальная и глобальная устойчивая бытийность, имеющая определяющую и направляющую силу в формировании и развитии сознания, мыслей, мнений, вкусов и общей культуры граждан, тем самым положительно влияющая на прогресс общества.
Комментарии