ШКОЛЫ ЮНЕСКО УЧАТ КУЛЬТУРЕ МИРА

  • 10.06.2019
  • 0

О деятельности Ассоциированных школ ЮНЕСКО в Кыргызстане рассказывает директор образовательного комплекса “Илим” Гайша Ибрагимова.

 ШКОЛЫ ЮНЕСКО УЧАТ КУЛЬТУРЕ МИРА

Что такое «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»

 

В середине XVII века, в разгар политических и религиозных междоусобиц, великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский предложил духовную концепцию нового миропорядка, который объединил бы усилия всех прогрессивно мыслящих людей по сохранению мира и налаживанию диалога. Спустя века эта идея была воплощена в 1953 году, в создании международных организаций ООН и ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры).

ЮНЕСКО –это крупнейший в мире межправительственный форум по вопросам сотрудничества в интеллектуальной сфере.

ШКОЛЫ ЮНЕСКО УЧАТ КУЛЬТУРЕ МИРА

Основная цель организации – содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры. Не случайно и одним из первых широкомасштабных проектов ЮНЕСКО стал проект, ориентированный на школу, – UNESCO Associated School Project Network (ASPnet). В преамбуле к уставу ЮНЕСКО сказано: «Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». Но уже изначально было очевидно, что задача «научить миру» вызывает серьезный пересмотр образовательной политики: миростроительство посредством образования требует подготовленных учителей, интерактивных методов обучения, новых учебных планов, объективной учебной литературы, атмосферы взаимного уважения и ненасилия в классе, в школе, в семье и в обществе.

Движение «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» (АШЮ) имеет свою историю. Она начиналась в 1953 г., когда ЮНЕСКО организовала встречу экспертов 33 средних школ из 15 стран – Бельгии, Великобритании, Голландии, Коста-Рики, Норвегии, Пакистана, США, Уругвая, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Эквадора, Югославии, Японии – с целью разработать концепцию «образования для жизни в мировом сообществе». Экспериментальная деятельность в учебных заведениях государств-членов должна была заключаться в запуске национальных пилотных программ, с акцентом на международное сотрудничество при поддержке Министерств образования и Национальных комиссий по делам ЮНЕСКО. Были согласованы и определены первые темы для изучения в школах: права женщин, другие культуры, прав человека и системы ООН.

Сегодня ASPnet – глобальная сеть ЮНЕСКО, один из самых продолжительных и удачных проектов организации. На данный момент он работает в 181-й стране и насчитывает 10 тысяч образовательных учреждений, среди которых дошкольные учреждения, начальные и средние школы, профессионально-технические училища, а также организации профессиональной подготовки учителей. Образовательные учреждения ASPnet являются частью национальных систем образования в каждой стране.

 

— Гайша Джусупбековна, когда начали сотрудничать наши школы с этой организацией?

— Ассоциированные школы ЮНЕСКО в Кыргызстане ведут свою историю из СССР с 1956 года. Но сертификация школ началась в конце 90-х годов 20 века, с суверенным Кыргызстаном. В настоящее время насчитывается 18 сертифицированных школ ЮНЕСКО по всему Кыргызстану, но в активной деятельности, по разным причинам, находятся 6 школ и 2 профессиональных учебных заведений. Вначале 2000-х годов принятие в члены ASPnet было приостановлено, в настоящее время возобновлено.

— Что памятного сделано членами ASPnet Кыргызстана?

— Если не перечислять семинары и конференции, в которых участвовали члены ASPnet, наиболее яркими можно назвать Ассамблею Ассоциированных школ ЮНЕСКО (2002 г. «Кыргызское Взморье»), которая имела международный статус, в ней участвовали все страны ЦА и все школы–члены ASPnet. Члены ASPnet принимали активное участие в международной конференции ЮНЕСКО по нематериальному наследию ЮНЕСКО в 2003 году с участием генерального секретаря ЮНЕСКО. Также значимыми являются события 2010-2011 годов, когда в первые дни после кровавых событий на юге Кыргызстана, членами ASPnet ОК «Илим» и ОК «Илим-Ош» на собственные средства и ресурсы был организован прием детей из Оша, им была оказана медицинская, психологическая и физическая помощь, из Бишкека детей и взрослых отправляли на Иссык-Куль, в детский дом «Мээрим Булагы», где они проходили реабилитацию.

Также были организованы площадки безопасности для детей, пострадавших в трагедии в г. Ош и Кара-Суйском районе. Проект поддержали Фонд Сорос-Кыргызстан и Чрезвычайный Фонд ЮНЕСКО в Париже. Помощь пришла очень быстро благодаря тому, что обратились за помощью члены ASPnet при поддержке Национальной Комиссии ЮНЕСКО.

Кроме площадок безопасности для детей, благодаря ЮНЕСКО помощь получили учителя юга страны, для них была организована психологическая и профессиональная реабилитация на Иссык-Куле в санатории «Кыргызское Взморье», караваном автобусов выезжали педагоги на Иссык-Куль полным составом коллективов школ, более 600 учителей прошли через реабилитацию и смогли приступить к работе в сентябре месяце. Те педагоги из узбекских школ, кто опасался ехать на Иссык-Куль, прошли реабилитацию на курорте Жалал-Абада.

Благодаря ЮНЕСКО и мировой сети ASPnet, а также при поддержке правительства Германии, в Кыргызстан приехали члены ASPnet, сотрудники международного фонда «Друзья Вальдорфской педагогики», по ходатайству члена ASPnet Благотворительного Фонда «Умут-Надежда» (руководители Карла-Мария и Игорь Ильич Шелике), они работали на юге в течении 2-х недель.

 

Для членов школьных парламентов всех школ города Ош в 2011 году был проведен Молодежный Форум «Когда мы едины – мы не победимы!», а для директоров и завучей – тренинг под тем же лозунгом. Названные проекты были признаны лучшими проектами года в Париже. По результатам проектов было предложено создать в Кыргызстане Центр посттравматической педагогики. А в проекте «Школа будущего» приняли участие от каждой страны по три школы. Проект ориентирован на внедрение IT в школьное образование и требовалось хорошее техническое оснащение школ-участниц.

ШКОЛЫ ЮНЕСКО УЧАТ КУЛЬТУРЕ МИРА

В марте-июне 2018 года был проведен Республиканский Фестиваль Малых эпосов Кыргызского народа «Малые эпосы как духовное наследие кыргызского народа», приняли участие все регионы Кыргызстана, ребята ставили драму, делали презентации с комментариями, почему выбрали именно этот эпос, чему учит каждый эпос, что оставили предки ценного своим потомкам.

В марте 2019 года в рамках ASPnet была проведена международная конференция «Девочки и женщины в науке» с участием регионального представительства ЮНЕСКО. В настоящее время стартует проект ЮНЕСКО в рамках ШОС по нематериальному наследию с использование IT в образовании по межнациональному культурному обмену.

— Что в перспективе ожидает сеть Ассоциированных членов ЮНЕСКО в Кыргызстане?

— Членами ASPnet могут быть все желающие образовательные учреждения, приверженные ценностям миропорядка, толерантности, миролюбия, прав человека, ценностям культурного наследия и намерения его сохранить. Это не просто слова, этим надо пропитать всю жизнь образовательного учреждения, во всех его аспектах: в отношениях между студентами, между студентами и педагогами в процессе учебной и вне учебной деятельности. Этими ценностями надо жить всем вместе и каждому в отдельности.

ШКОЛЫ ЮНЕСКО УЧАТ КУЛЬТУРЕ МИРА

Это очень важно и ценно для Кыргызстана. К сожалению, есть один барьер – на системную деятельность нет финансирования, все осуществляется за счет самих школ. Поэтому региональным школам, у которых нет доступа к интернету, связь и возможность общения затруднена – невозможно все осуществлять через телефон. В решении этой проблемы мы надеемся на МСУ, они стали очень активно вовлекаться в работу школ.

Мы намерены, при моральной и политической поддержке Национальной Комиссии ЮНЕСКО, активизировать прием и деятельность членов ассоциированных школ ЮНЕСКО, изыскивать возможность поддерживать ресурсами проекты ASPnet. Ближайший проект готовим к Международному Дню Учителя. Запущен конкурс эссе «Учитель в моей жизни…». Готовим Форум, с целью поднять престиж и статус профессии Учителя. Приглашаем к сотрудничеству всех желающих и неравнодушных людей и организации. Надеемся, что все пройдет отлично!

 

Члены ASPnetКыргызстана:

Учебно-воспитательный комплекс №6. Бишкек, пр. Эркиндик 20. 0312 690912, ф. 0312 664556.

Образовательный комплекс “Илим”. 0312 541379; director@ilim. kg

Образовательный комплекс ”Илим – Ош”. Ош, ул. Петрова

ПТУ №17. Бишкек, пр. Чуй 6, 031236 01 35, дир. 0773 612 437, зам. дир. 996 554 388820. Pl17. 00@mail. ru

Школа искусств при Академии искусств КР. Бишкек, ул. Циолковского 98. 0312 21-16-89. xshi96@mail. ru

Центр детской реабилитации “Умют”(“Надежда”). Бишкек, ул. Репина 210. 0312 484485, факс 481955. foundgertm@saimanet. kg

Школа-гимназия №13. Бишкек, ул. Московского 174. 0312 31-88-01. julmed9513@mail. ru

Лицей КГТУ. Бишкек, пр. Мира 66. 0312 56 34 82. aigul_lic@rambler. ru

СШ №70. Бишкек, ул. Боконбаева 153. 0312 219676 (факс), 219875 (секретарь) моб. 0557370213. Dzhunushevach@gmail. com

Авторская школа. Бишкек, м-н. Аламедин 1. 0312 631133, 236758. Ask76-1@mail. ru

СШ №2 им. Чкалова. Нарын, ул. Ленина 46. 0352250 9 50. Sh. g. chkalov@gmail. com

СШ Алыш. Нарынская обл. , с. Алыш

СШ №3 им. Ломоносова. Ош. 0 3222 28333, 21367

СШ №5 им. Боконбаева. Ош, ул. Исанова

СШ №10 им. Элебаева. Тюпский район, с. Талды-Суу. 722336, Усупбекова 22

СШ №14. Базар-Коргонский район, Кенеш — 715632 ул. А. Маматжанова 13

Урмаральская СШ, ресурсный центр. Бакай-Атинский район, с. Маданият. 723805 ул. Казак

Манасская школа. Кара-Бууринский район, с. Кызыл-Адыр. 722700, ул. К. Осмоналиева. 03422 2 12 13; 0773 78 79 45 – номер директора

 

Жолдош Турдубаев, “Кут Билим”

Поделиться

Комментарии