ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУДЕСНЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ)
- 27.01.2022
- 0


Назгуль Атамкулова, учитель русского языка и литературы, СОШ №1 им Т. Мойдунова, Тогуз-Тороуский район, Джалал-Абадская область
Предмет: Русский язык
Класс: 7 класс
Тема урока: Путешествие в страну чудесных деепричастий (с применением игровой технологии)
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “депричастие”, с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении, уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, прилагательного.
Задачи урока:
- Дать определение понятию “Деепричастие”.
- Узнать лексическое и грамматическое значение деепричастия.
- Научиться видеть деепричастие в тексте и использовать его в речи.
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Оборудование урока: Компьютер, мультимедийный экран, раздаточный материал, учебник.
- Организационный момент.
Карта погоды своего состояния
(солнце, туча, гроза).
- Слово учителя. Работа с текстом. (1-й этап).
Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный. Мы отправляемся в путешествие в страну чудесных деепричастий, с применением игровой технологии. Постараемся открыть мир новой части речи, которая соединила в себе некоторые глагольные признаки и признаки наречия. Но, так как у нас продолжается учебный год, и каникулы ещё не скоро, мы будем путешествовать по этапам, где нам встретятся различные преграды, которые мы будем их преодолевать.
- Теперь помогите мне определить тему урока. Для этого прослушайте стихотворение:
Я — часть речи непростая,
И меня не каждый знает.
Добавляю к действию,
Очень часто, к месту я.
Если кто-то засыпает,
Обязательно зевая.
Ну, а двойку, получая,
Ученик (увы!) рыдает.
У меня есть друг глагол.
И к нему я прикреплён.
Но при этом непременно,
Запятыми окружён.
Сколько действий можно сразу
Просто взять и спрессовать!
Это же элементарно!
Только нужно много знать
“Прыгая, играем, пляшем;
Лёжа пишем и едим;
Напевая что-то красим
И на корточках сидим”.
Не глагол, а что-то вроде,
Действую отчасти я.
Экслюзив в каком-то роде
Я – деепричастие.
Пожалуйста, посмотрите внимательно на тему нашего урока. Какую цель мы с вами должны поставить? Сформировать представление о деепричастии (запись в тетрадь).
Исходя из поставленной цели, сформулируйте задачи урока.
(На экране появляется правило деепричастия).
Деепричастие как особая форма глагола
Признаки глагола:
Признаки наречия:
- Совершенный и несовершённый вид;
- Переходность и непереходность;
- Управление зависимыми словами
- Неизменность формы;
- Синтаксическая функция (обстоятельство).
2-й этап «Открытие нового знания».
— На экране предложение:
- Ребёнок растёт и радостно познаёт мир.
- Ребёнок растёт, радостно познавая мир.
Сравните предложения. Что изменилось во втором предложении? От какого слова и какой вопрос надо задать к слову познавая? Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какие добавочное? (записать в тетрадях)
На экране:
Снежинки ложатся, засыпав. (что сделав?)
Снежинки ложатся, стирая. (что делая?)
— Определите, от каких глаголов образованы деепричастия?
Засыпа + в засыпать
Стира + я стирать
3-й этап. «Подскажи словечко»
Тестовая работа на сайте Plikers
Восстановить пословицу подобрав подходящее по смыслу деепричастия
— Дружба как стекло… не сложишь (разбив) , разбить,бить
— Не… броду, не суйся в воду (зная) знать, узнал
— Не… несчастья, счастья не увидишь (узнав), узнал, узнавать
— Не… семени, хлеба не добудешь (посеяв) посеять, посеял
— … человек, уважаешь себя (уважая) уважать, уважал
4-й этап. Угадай-ка будем работать на сайте (Learning apps).
5-й этап. Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.
- Оглядываться (д.НСВ).
- Сверкая
- Спешить
- Купить
- Прыгать
- Увидеть
- Распечатать (д.СВ)
- Оторваться
- Остановить
- Стучать
- Играть
- шествовать
1 | о | г | л | я | д | ы | в | а | я | с | ь | ||||
2 | с | в | е | р | к | а | я | ||||||||
3 | с | п | е | ш | |||||||||||
4 | к | у | п | и | в | ||||||||||
5 | п | р | ы | г | а | я | |||||||||
6 | у | в | и | д | е | т | ь | ||||||||
7 | р | а | с | п | е | ч | а | т | а | в | |||||
8 | о | т | о | р | в | а | в | ш | и | с | ь | ||||
9 | о | с | т | а | н | о | в | и | в | ||||||
10 | с | т | у | ч | а | ||||||||||
11 | и | г | р | а | я | ||||||||||
12 | ш | е | с | т | в | у | я |
Какое слово получилось?
- 6-й этап “Минутка вежливости
Задание: Вы небездумно слушайте эти советы, а постарайтесь ответить на вопрос:
- Есть ли в этих советах слова, связанные с сегодняшней темой урока? Запишите их.
- На экране:
Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым.
Садясь в автобус, мальчик должен пропустить девочку вперёд . Нельзя перебивать говорящего, потому что глупо отвечать человеку, ещё не зная, что он хотел сказать.
- Для чего нужны нам в речи деепричастия?
- (Конечно же, деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Дописывает, дорисовывает основное действие.)
7-этап.Составление интеллект-карты с помощью сайта Mindomo .
|
| ||||
|
|
|
|
Подведение итогов. Рефлексия.
Вот и заканчивается наше путешествие, давайте подведём итоги. Поделитесь своим впечатлением об уроке, используя для этого неоконченные предложения.
Мне стало известно, что…
Меня особенно привыкло и заинтересовало…
Я полностью понимаю, что…
То, что мне стало известно может повлиять на …
Считаю нужным сделать следующее…
Спасибо ребята, за творчество, глубину понимания нашего совместного исследования.
Домашнее задание: «Самое сложное для человека – быть человеком каждый день!» (Ч.Айтматов)
Согласны ли вы изречением известного писателя. Напишите свои размышления по этому поводу, используя в своей работе одиночные деепричастия и деепричастные обороты.
Оценка знаний учащихся. Всего доброго! Любите русский язык! Уважайте и берегите его!
Комментарии