ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУДЕСНЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ)

  • 27.01.2022
  • 0
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУДЕСНЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ)
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУДЕСНЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ)

Назгуль Атамкулова, учитель русского языка и литературы, СОШ №1 им Т. Мойдунова, Тогуз-Тороуский район, Джалал-Абадская область

 Предмет:          Русский язык

Класс:               7 класс

Тема урока:      Путешествие в страну чудесных деепричастий (с применением игровой технологии)

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “депричастие”, с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении, уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, прилагательного.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУДЕСНЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ)

Задачи урока: 

  • Дать определение понятию “Деепричастие”.
  • Узнать лексическое и грамматическое значение деепричастия.
  • Научиться видеть деепричастие в тексте и использовать его в речи.

Тип урока:                      Урок изучение нового материала.

Оборудование урока:    Компьютер, мультимедийный экран, раздаточный материал, учебник.

  1. Организационный момент.

Карта погоды своего состояния

(солнце, туча, гроза).

  1. Слово учителя. Работа с текстом. (1-й этап).

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУДЕСНЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ)

Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный. Мы отправляемся в путешествие в страну чудесных деепричастий, с применением игровой технологии. Постараемся открыть мир новой части речи, которая соединила в себе некоторые глагольные признаки и признаки наречия. Но, так как у нас продолжается учебный год, и каникулы ещё не скоро, мы будем путешествовать по этапам, где нам встретятся различные преграды, которые мы будем их преодолевать.

  • Теперь помогите мне определить тему урока. Для этого прослушайте стихотворение:

Я — часть речи непростая,

И меня не каждый знает.

Добавляю к действию,

Очень часто, к месту я.

Если кто-то засыпает,

Обязательно зевая.

Ну, а двойку, получая,

Ученик (увы!) рыдает.

У меня есть друг глагол.

И к нему я прикреплён.

Но при этом непременно,

Запятыми окружён.

Сколько действий можно сразу

Просто взять и спрессовать!

Это же элементарно!

Только нужно много знать

“Прыгая, играем, пляшем;

Лёжа пишем и едим;

Напевая что-то красим

И на корточках сидим”.

Не глагол, а что-то вроде,

Действую отчасти я.

Экслюзив в каком-то роде

Я – деепричастие.

Пожалуйста, посмотрите внимательно на тему нашего урока. Какую цель мы с вами должны поставить? Сформировать представление о деепричастии (запись в тетрадь).

Исходя из поставленной цели, сформулируйте задачи урока.

(На экране появляется правило деепричастия).

Деепричастие как особая форма глагола

Признаки глагола:

Признаки наречия:

  • Совершенный и несовершённый вид;
  • Переходность и непереходность;
  • Управление зависимыми словами  
  • Неизменность формы;
  • Синтаксическая функция (обстоятельство).

2-й этап «Открытие нового знания».

— На экране предложение:

  1. Ребёнок растёт и радостно познаёт мир.
  2. Ребёнок растёт, радостно познавая мир.

Сравните предложения. Что изменилось во втором предложении? От какого слова и какой вопрос надо задать к слову познавая? Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какие добавочное? (записать в тетрадях)

На экране:

Снежинки ложатся, засыпав. (что сделав?)

Снежинки ложатся, стирая. (что делая?)

— Определите, от каких глаголов образованы деепричастия?

Засыпа +  в             засыпать

Стира + я            стирать

3-й этап. «Подскажи словечко»

Тестовая работа на сайте Plikers

Восстановить пословицу подобрав подходящее по смыслу деепричастия

— Дружба как стекло… не сложишь (разбив) , разбить,бить

— Не… броду, не суйся в воду (зная) знать, узнал

— Не… несчастья, счастья не увидишь (узнав), узнал, узнавать

— Не… семени, хлеба не добудешь (посеяв) посеять, посеял

— … человек, уважаешь себя (уважая) уважать, уважал

4-й этап. Угадай-ка будем работать на сайте (Learning apps).

5-й этап. Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

  1. Оглядываться (д.НСВ).
  2. Сверкая
  3. Спешить
  4. Купить
  5. Прыгать
  6. Увидеть
  7. Распечатать (д.СВ)
  8. Оторваться
  9. Остановить
  10. Стучать
  11. Играть
  12. шествовать

 

1оглядываясь 
  2сверкая 
 3спеш  
 4купив   
 5прыгая
 6увидеть  
 7распечатав
8оторвавшись 
  9остановив
10стуча 
 11играя 
12шествуя 

 

Какое слово получилось?

  • 6-й этап “Минутка вежливости

Задание: Вы  небездумно слушайте эти советы, а постарайтесь ответить на вопрос:

  • Есть ли в этих советах слова, связанные с сегодняшней темой урока? Запишите их.
  • На экране:

Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым.

Садясь в автобус, мальчик должен пропустить девочку вперёд . Нельзя перебивать говорящего, потому что глупо отвечать человеку, ещё не зная, что он хотел сказать.

  • Для чего нужны нам в речи деепричастия?
  • (Конечно же, деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Дописывает, дорисовывает основное действие.)

 

7-этап.Составление интеллект-карты с помощью сайта Mindomo .

Признаки наречия
Особая форма глагола

 

Признаки глагола
обстоятельством
Деепричастие

 

Что сделав?

Что делая?

Подведение итогов. Рефлексия.

Вот и заканчивается наше путешествие, давайте подведём итоги. Поделитесь своим впечатлением об уроке, используя для этого неоконченные предложения.

Мне стало известно, что

Меня особенно привыкло и заинтересовало

Я полностью понимаю, что

То, что мне стало известно может повлиять на

Считаю нужным сделать следующее…

Спасибо ребята, за творчество, глубину понимания нашего совместного исследования.

Домашнее задание: «Самое сложное для человека – быть человеком каждый день!» (Ч.Айтматов)

Согласны ли вы изречением известного писателя. Напишите свои размышления по этому поводу, используя в своей работе одиночные деепричастия  и деепричастные обороты.

Оценка знаний учащихся.                                                                                                                                            Всего доброго! Любите русский язык! Уважайте и берегите его!

 

 

 

 

Поделиться

Комментарии