«МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ – ДЛЯ ДУШИ ИЛИ ДЛЯ ДЕНЕГ?»

  • 09.03.2021
  • 0
«МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ – ДЛЯ ДУШИ ИЛИ ДЛЯ ДЕНЕГ?»

Сансызбаева Чинара Каныбековна

«МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ – ДЛЯ ДУШИ ИЛИ ДЛЯ ДЕНЕГ?»

Иссык-Кульская область, Тонский район, село Барбулак,  СШ. имени Н.Мамбетова

Тема «Моя будущая профессия – для души или для денег?» (_11_- класс)

Форма проведения: дебаты

Цель:

  1. Познакомить обучающихся с новой формой проведения дискуссии – дебаты, особенностями  его проведения,  ролями в дебатах, регламентом и оцениванием.
  2. Развивать  устную речь, умение приводить аргументы и доказательства, научить пользоваться речевыми клише.
  3. Прививать нормы вежливого общения, культуры поведения и уважения чужого мнения.

Оборудование: проектор, экран.

Ход мероприятия

  1. Вводный этап. Знакомство команд со своей позицией.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья, прежде чем начать наш урок, я предлагаю послушать одну поучительную притчу (слайд 1 – притча «Всё в твоих руках»).  Пусть слова мастера станут эпиграфом к нашему  уроку (слайд 2).  Наши  выпускники пригласили к себе в гости учащихся 9-класса, чтобы пообщаться по поводу выбора будущей профессии  в рамках раздела школьной программы «Планирование профессиональной карьеры».  И пройдёт наш урок тоже в необычной форме — это дебаты (слайд 3,4, 5). Попытаемся сформулировать цели нашего урока (слайд 6 цели урока)

Каждый выпускник по окончании школы стоит перед выбором профессии. И от этого выбора зависит вся его жизнь. Какую же профессию выбрать из огромного числа существующих и не ошибиться при этом? Одни  ребята прислушиваются к советам родителей. Другие – обсуждают этот вопрос с друзьями. Третьи – выбирают ВУЗ или колледж, находящийся рядом с домом. Есть такие ребята, которые еще не определились. Для того, чтобы продолжить наш разговор,  я напомню присутствующим что же такое профессия? (слайд 7) Предлагаю обсудить эту важную для нас с вами тему.  Итак, прежде чем  мы познакомимся с позицией каждой команды,  уважаемые участники, ответьте, пожалуйста, каждый на вопрос: «Что вы считаете важным при выборе профессии?» (Слайд 8):

  • престижность
  • интерес к профессии
  • высокая оплата
  • приносит удовольствие
  • по силам человека
  • востребованность на рынке труда
  • нормированный рабочий день
  • безопасность
  • хорошие условия
  • соответствие склонностям и способностям
  • возможность карьерного роста
  • возможность работать творчески
  • близко к месту жительства
  • работа в коллективе или индивидуально

Видите, сколько людей – столько и мнений.  Их озвучили участники наших дебатов  учащиеся 11 класса  наши выпускники, и учащиеся 9 класса. Оценивать наше общение будет жюри …. по следующим позициям: содержательность выступления, аргументированность, конкретность, культура общения.

  1. Вводный этап. Знакомство команд со своей позицией (1 минута)

Ведущий: Прошу команды озвучить свою позицию. Регламент 1 минута

Команда __ «Оптимисты»:

_Сырга_:  Мы считаем, что сегодня необходимо поговорить о нашей будущей профессии и думаем, что она  должна быть выбрана по душе, поэтому мы назвали себя «Оптимистами».  Когда мы говорим, что профессия должна быть выбрана по душе, то мы имеем в виду, чтобы она приносила человеку удовольствие и радость.   Не зря говорится, что счастлив тот человек, который утром  с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой.  Это возможно, если профессия соответствует его склонностям и умениям. Чтобы это был выбор самого человека, а не чужое навязанное мнение.

 Команда __«Скептики»:

_Гулянда»_: В отличие от наших оппонентов, мы считаем, что будущую профессию человеку надо выбирать не для удовольствия, а для того, чтобы она могла удовлетворить его материальные потребности, поэтому мы назвали себя «Скептиками».  Нам кажется, что сегодня профессия должна быть, прежде всего,  престижной и хорошо оплачиваемой. У молодого поколения большие запросы. Каждый хочет хорошо одеваться, иметь модный сотовый телефон, ездить на шикарном автомобиле, отдыхать у моря и за границей.  Для всего этого нужен высокий материальный достаток.   При выборе профессии надо учитывать не только удовольствие и радость, которые она может принести, но и ответственность, и возможные жизненные трудности.

Ведущий:  Итак, на наших дебатах речь пойдет о выборе будущей профессии – для души или для денег (Слайд 9 – название темы)

Команды обозначили основные моменты своих выступлений:

  1. Профессия должна быть выбрана самим человеком, соответствовать его склонностям и умениям, приносить удовольствие и радость – утверждает команда  «Оптимисты».
  2. Профессия должна быть престижной и хорошо оплачиваемой, соответствовать материальным потребностям и обеспечивать  будущую семью так высказалась команда «Скептики».

В ходе подготовки к уроку мы провели анкетирование «Мотивы выбора профессии»  с 11 классом. Всего было опрошено 12 человек. Результаты опроса вы видите на экране (Слайд 10) 

2.Основной этап.   Развернутая аргументация командами (5 минут)

Ведущий:  Каждая команда должна дать развёрнутую аргументацию своей позиции – регламент до 5 минут. Слово нашим участникам. Пожалуйста.

Команда «Оптимисты»:

_Алия__: Во все времена люди по-разному относились к своей работе. Вспомним известную легенду о том, что давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый жаловался на проклятые камни и мозоли от них. Второй объяснил, что зарабатывает на кусок хлеба для семьи.  А третий сказал, что строит прекрасный собор. Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. В ответах каждого прозвучало их отношение к одной и той же деятельности.

__Ыйман_: Не секрет, что и в наше время – время развития науки и техники далеко не все люди получают от труда удовлетворение и радость, не каждый испытывает любовь к своей профессии.  Главная причина этого кроется в выборе, не отвечающем интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.  Для выбора профессии существует такая формула, выраженная словами  (слайд 11 )Хочу…  Могу…   Надо…

_Алтынай__: Я продолжу, одна из наиболее существенных причин, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес  к её содержанию, это все что мне нравится, к чему лежит душа. Это первое требование к профессии (ХОЧУ). Второе – то, что я МОГУ вложить: свои способности и силы. И в- третьих,  – какие специальности нужны стране сегодня (НАДО)   Таково наше мнение.

Команда «Скептики»:

_Бекбол_: Успешные профессионалы, которые довольны своей профессией и зарабатывают много денег, сформулировали три главных требования, которым должна соответствовать профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:  (Слайд 12)

  1. Профессия должна быть интересной.
  2. Профессия должнапользоваться спросом на рынке труда.
  3. Профессия должна соответствовать собственным возможностям 

__Нурзада__: Выбор той или иной специальности должен учитывать спрос на рынке труда, иначе человек не сможет устроиться на работу по своей профессии, и он будет либо безработным или работать не по своей специальности, где зарплата может быть меньше. Например, я хочу поступить в  автотранспортный техникум (Слайд 13)

3.Прения.  Обмен мнениями между командами.

       Ведущий: Обе команды сходятся во мнении, что профессия должна  заинтересовать человека. Человек должен обладать определенным набором способностей. Профессия должна быть востребована в обществе. А теперь, приступим к прениям,  команды  могут задать вопросы друг другу (регламент: до 3х минут)

_Сырга__:_Гулянда, как вы объясните, что при выборе профессии не учитывается желание, мнение самого выпускника?

__Гулянда_: В данном случае, это бывает из-за того, что у молодого человека не сформировался интерес к какой-либо профессии. Он плохо соотносит свои желания и способности. И за него «решают» родители или другие родственники. Для того, чтобы этого не произошло, считаю нужным усилить в школах работу с выбором профессии с учениками и родителями. Чтобы расширить кругозор в мире профессий и требований к ним. И это должно также помочь ребятам с выбором выпускных экзаменов.

_Нурзада_:  У меня вопрос к_Алия_.  Не кажется ли вам, что сегодня молодые люди, едва окончив учебное заведение, предъявляют слишком высокие требования к работе. То есть работать мало, но чтобы платили много.

_Алия_: Да, я поняла ваш вопрос. Так могут поступать, наверное, только слишком разборчивые или  ленивые люди. Если не хочешь работать на других – крутись сам. Организуй свое дело. То есть займись развитием своего подсобного хозяйства, стань индивидуальным предпринимателем. Ни для кого не секрет, что в нашем селе есть такие люди. Одни занимаются выращиванием сельхозпродукции, другие – животноводством, т.е. сдают молоко и мясо.  Они не только зарабатывают сами, но и дают рабочие места местным жителям.

_Сезим__: У меня вопрос к__Алтынай_. Кого из знакомых  вы можете привести в пример того, что он выбрал профессию по душе.

_Алтынай_: Спасибо за вопрос. В качестве примера я могу привести семью наших медиков- это  Почетный директор Национального хирургического центра Кыргызской Республики,действительный член Национальной Академии наук.Вошел  в книгу рекордов Гиннесса, как самый пожилой работающий хирург в мире- Мамбет Мамакеевич Мамакеев.Биография М.М.Мамакеева –это не только его личная биография,это биография его времени,его современников,его научной и хирургической школы,это,наконец,биография становления Кыргызстана как суверенного государства.Его сыновья Мамакеев Бакыт Мамбетович-канд.мед.наук и Мамакеев Канат Мамбетович доктор мед.наук,профессор. Можно с уверенностью сказать, что это династия.

__Адеми_: Я хочу спросить у_Назара_.  Как вы относитесь к тому, что некоторые ребята выбирают модные профессии (экономист, юрист, менеджер) поступают учиться в престижные учебные заведения, а потом не могут найти работу.

_Назар__: Я согласен, что сегодня на рынке труда переизбыток молодых экономистов, юристов и менеджеров. Кроме этого, везде требуются специалисты с опытом работы. Тут можно предложить несколько вариантов. Первый вариант – можно заняться частной практикой (например, юридической). Второй – пройти курсы и поменять профессию. Еще вариант – заняться Фрилансом, то есть самостоятельно искать при помощи Интернета заказы на работу,  после ее выполнения получить оплату и искать новый заказ. Но это самый трудный вариант. Он требует самодисциплины и ответственности. Поэтому так важно правильно выбрать будущую профессию и учебное заведение.

Ведущий: Действительно, выбор профессии очень ответственный шаг. Какие же профессии предлагают учебные заведения в нашей республике? Внимание на экран.

В нашей Республике Кыргызстан 50 высших учебных заведений, из них 31 республиканские, негосударственных -19.Среди государственных вузов 2 вуза(Кыргызско-Российский славянский университет и Кыргызско-Турецкий университет «Манас»)являются межгосударственными вузами двойного подчинения . А также много училищ и колледжей. Проведем небольшую экскурсию по ним  (по слайдам 14-16   учебные заведения Кыргызстана)

Ведущий: А теперь послушаем краткое резюме команд, своего рода итог выступлений (регламент 1 минута) Вам слово…

_Ыйман_: Да, выбор профессии – важное  решение. Нужно  знать хорошо свои способности, понаблюдать за тем, чем тебе хочется и интересно заниматься, чтобы выбранная профессия была по душе.

_Бекбол_: Чтобы жить в достатке, надо иметь такую профессию, которая может обеспечить твои потребности и потребности твоей семьи.

Ведущий: Я думаю, что позиции наших команд понятны всем. На мой взгляд, обе они правильные. Очень важно найти такую профессию, которая сочетала бы в себе духовную и материальную стороны. У нас в Кыргызстане есть такие учебные заведения, где можно получить самые разные профессии и найти достойное место в жизни. Всё в ваших руках.

Я думаю, что это не последний разговор о профессиях. Желаю вам сделать правильный выбор. Пока жюри оценивает  ваши выступления (слайд 17), мы с вами подведём итог урока.

  1. Рефлексия (слайд 18):

— Понравилась ли вам форма урока?

— Комфортно ли вы себя чувствовали в роли участника дебатов?

— Узнали ли вы что-нибудь новое для себя?

— Где вы сможете  применить полученные знания?

— На какую тему вы хотели бы подискутировать?

— Приемлема  ли такая форма урока? (слайд 18)

  1. Выступление жюри по протоколу дебатов.  Итоги дебатов. Награждение участников сертификатами и буклетами (слайд 19)
Критерии

(от 1 до 5 баллов)

 «Оптимисты» «Скептики»
Эрнис кызы Сырга_Кыдыкбекова АлияТалантбек уулу Ыйман__Туратбек кызы Алтынай_Карыпбекова ГуляндаКенжебек уулу БекболАлмамбетова Нурзада_Сыдыков Назар
Содержательность  выступления
Аргументированность
Конкретность
Логичность
Культура общения
итог

 

Критерии

(от 1 до 5 баллов)

 «Оптимисты» «Скептики»
_Алмаз кызы Адеми___Камчыбеков Кутман__________________________________________Абдиев Руслан___Бейшенова Сезим_______________________________________
Содержательность  выступления
Аргументированность
Конкретность
Логичность
Культура общения
итог

Учитель: Вы – будущий выпускник, но еще не определились с выбором профессии. Вам надоело слушать советы учителей, родителей и друзей. Так может пора прислушаться к космосу? Узнаем, что советуют нам звезды.

  • Родившиеся под знаком Рыбы (_Сырга_и_Бекбол_) либо слишком молчаливы, либо очень любят «поговорить». Для первых звезды советуют обратить внимание на профессии  программиста и бухгалтера.  Для других – на профессии врача, юриста или … детектива.
  • Овнам (_Гулянда_,Сезим_,_Руслан_), которые любят много «выступать», отстаивая свое мнение перед учителями и одноклассниками, звезды рекомендуют выбрать профессию учителя, актера, юриста или журналиста.
  • Тельцам (_Назар), которые выносливы физически, наш совет – выбирай спортивную карьеру. Ну, а если вы работаете не покладая рук, то работа в сфере социального обслуживания то, что надо.
  • Для Близнецов (Ыйман) звезды говорят о нелегком выборе. Что им предпочесть: военную карьеру в авиации или стать инженером. В любом случае, надо хорошо владеть иностранным языком, который преподаёт_Алымбеков Нурбек_.
  • Девушкам и юношам, родившимся под знаком Стрельца (Алтынай,Нурзада) звезды советуют обратить внимание на профессии учителя, психолога, журналиста или юриста.  Так как эти молодые люди достаточно общительные, с чувством собственного достоинства, активной жизненной позицией.
  • Козерогам (Адеми,Алия,Кутман_) следует прислушаться к зову собственного сердца, а не к советам посторонних. Какой он сделает выбор: станет программистом или адвокатом? А может… кто знает?

Использованная литература:

  1.  Деловая игра для подростков «Дебаты/Психологические упражнения для тренингов. – Режим  доступа:  http://www.trepsy.net/world/?stat=205 (дата обращения 10.10.2016г.)
  2. Легенда/Яндекс. Картинки. – Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D0% (Дата обращения 02.10.2016)
  3. Микотина Т.С. Сценарий дебатов «Доброта спасет мир»/ Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/08/26/stsenariy-debatov-dobrota-spaset-mir (Дата обращения 09.10.2016 г.)
  4. Фадеева Н. Н. Методическая разработка классного часа в 9-м классе на тему «Радуга профессий»/Открытый урок «Первое сентября». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/509805/ (Дата обращения 10.10. 2016)

 

Приложения:

  1. debaty.pptx.zip.. 8,0 МБ

 

 

 

Поделиться

Комментарии