КАКАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ?

  • 09.03.2021
  • 0
КАКАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ?

Камалова Фатима

Джалал-Абадская область, Сузакский район

СШ№ 4 им.Бурханалы Шамшиев

  Цели:Ожидаемые результаты:
1.Узнают о гласных в корне.

2.Научатся проверять безударную гласную в корне.

3.Воспитать любовь и интерес к русскому языку.

1.Ученики находят гласные в корне.

2.Ученики умеют находить родственные слова.

3.Ученики любят русский язык.

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тема Урока: Какая гласная в корне?

Тип урока: Объяснение нового материала

Метод урока: Комбинированный

Средства наглядности: Карточки, рисунки, ватман, маркер, проектор.

Ход урока: Этап урока

Орг.момент: время 2 мин.

Деятельность учителя:

Звонко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Здравствуйте ребята.

-Ребята, я хочу, чтоб сегодня вы необычно приветствовали друг друга. *Слайд 1*

Ученики поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

— желаю *соприкасаются большими пальцами*;

-успеха *указательными*;

-большого *средними*;

-во всём *безымянными*;

-и везде *мизинцами*;

-Здравствуй! *прикосновение всей ладонью*.

-Садитесь и приготовились к уроку.

-Какое ваше настроение?

-Вы готовы к уроку?

-Тогда начинаем урок.

Деятельность ученика: — Здравствуйте.

-Несмотря на погоду наше настроение отличное. Ученики улыбаются друг другу и здороваются.

-Мы готовы.

-Да, начинаем урок.

  1. Актуализация: время: 3 мин. Деятельность учителя: — Ребята, наша сегодняшняя новая тема, написано на доске. Давайте, прежде чем начать новую тему, вспомним прошлую тему о корне. *Слайд 2*

-В русском языке есть слова близкие по смыслу, скажите эти слова какие?

-Какие слова называются корнем?

-Приведите примеры.

Минутка чистописания: на экране появляются буквы- а, н, о, р, и, ш, е, х, я.

— Назовите гласные буквы?

-Какая буква лишняя? Почему?

-Запишите только гласные буквы.

а, о, и, е, я. *Слайд 3*

Игра : * Будь внимателен*.

Найдите лишнее слово и зачеркните его, а в остальных выделите корень и поставьте ударение.

1.Белка, беленький, белеть.

2.Водный, вода, водить.

3.Корень, корневой, коржи. *Слайд 6*

Деятельность ученика: Ученики пишут в своих тетрадях число и новую тему. Ребята отвечают на вопросы учителя:

-В русском языке есть родственные слова-эти слова близкие по смыслу.

-Общая часть родственных слов называется корнем слово.

Например: Гриб, грибок,

грибной.

Ученики находят лишнюю букву и пишут в тетрадях только гласные.

Играют в игру очень внимательно, находят лишнее слово.

1.Белка.

2.Водить.

3.Коржи.

  1. Объяснение нового материала: время: 12 мин. Деятельность учителя:

-Очень хорошо ребята. — Вот и вспомнили о корне, а теперь перейдём к новой теме. -Сегодня на уроке, мы с вами научимся проверять безударную гласную в корне. Я хочу вам рассказать историю о двух друзей. Послушайте её. * Саша написал своему другу Денису записку: * Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем*. Денис прочитал записку и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

*- Мяч будет, — сказал товарищам Саша, — Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол*.

-Ребята, почему так случилось?

-Какое правило не знал Саша?

-Как правильно записать это слово?

С м…чом – мяч — с мячом.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная была под ударением. *Слайд 4*.

Если это правило знал Саша, тогда он написал бы слово правильно с безударным гласным. Денис тоже прочитал правильно и принёс мяч. Например:

гора-горный, бегут-бег, леса-лес.

Горный, бег, лес-это проверочные слова.*Слайд 5*.

-Посмотрите на доску, на доске висит плакат. На ней написаны слова, в которых пропущены безударные гласные. Вам нужно найти эти буквы и написать их.

Слова: Кр…чать, л…тать, в…ренье, х…дить, гр…чи, д…жди, ш…ры, ст…на.

— Очень хорошо, вы молодцы ребята. Все буквы отгадали правильно.

-Эти буквы какие гласные? Да, правильно- безударные гласные.

Физкультминутка: — Ребята, наверно вы уже устали, все дружно встали и выполняем  вместе физ. минутку.

-Поставьте руки перед грудью. Внимательно смотрите и слушайте слова. Когда называю слова с корнем –лет-, вы разводите руки в стороны, а если слова с корнем –лес-, то подтягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.

Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет.

Деятельность ученика: Ученики внимательно слушают историю о друзьях и отвечают на вопросы учителя. Ребята выходят к доске и находят в словах безударную гласную букву в корне. Выполняют физ. минутку.

  1. Интерактивные упражнения: время: 20 мин. Деятельность учителя:

Работа по учебнику: Упр.1.Вспомните, что называется корнем слова. Спишите слова, выделите корень. Спишите, пишет, спешите, спешка.

Упр.2.Прочитайте текст по ролям.

Упр.3.Прочитайте стих. Подумайте, какую букву надо написать. Спишите.

Упр.4.Объясните устно по образцу. Образец: Бедняк, потому что бедный.

Упр.5.Вставьте нужную букву. Напишите проверочное слово. Подчеркните гласную в корне слова. *Слайд 7*.

Физкультминутка для глаз.

-Давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

-Внимательно следите глазами за предметами на экране.

* Перестроение фигур*

*Восьмёрка*

*Спираль*.  *Слайд 8*.

Деятельность ученика: Упр.1.Ученики пишут слова и находят корень.

Упр.2.Читают текст по ролям.

Упр.3.Вместо точек вставляют букву и пишут на доске.

Упр.4.Читают по образцу слова и объясняют смысл слов с помощью проверочных слов.

Упр.5.Вставляют нужную букву в словах и пишут проверочные слова. Подчёркивают гласные в корне.

Выполняют физ. минутку для глаз.

  1. Закрепление: время: 6 мин. Деятельность учителя: Закрепляем урок с помощью карточек. Сильные ученики готовятся по карточкам, которые я раздала.

Карточка №1: Найдите в словах корни.

Карточка №2: Подбери пару и выдели корень:

Буква            Гусыня

Ходить         Букварь

Зима             Поход

Гусь               Зимний.

Карточка №3: Найдите гласную в корне: Дети, детский, детвора.

Карточка №4: Найдите лишнее слово и выделите корень: Ветер-ветерок-вихрь-ветреный.

Остальные работают парами. Придумывают и записывают слова с безударными гласными в корне.

1-ряд-слова с безударной гласной * А*

2-ряд-слова с безударной гласной *Е*

3-ряд-слова с безударной гласной *И*. *Слайд 9*.

Деятельность ученика: Ученики готовятся по карточкам и отвечают на них, а ученики, которые работают парами, записывают придуманные слова на доске.

  1. Итог урока. Выставление оценок: время :2 мин. Деятельность учителя:

-Давайте подведём итог и расскажем, что нового мы сегодня узнали? Ответим на этот вопрос дружно и все вместе хором. На экране появляется вопрос с ответами, и дети хором читают:

-Что надо проверить? Безударные гласные.

-Где надо проверять? В корне.

-Как? Ударением.

И не забывайте наш стишок- помощник:

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение. *Слайд 10*.

-Молодцы!

-Вам понравился урок?

— У каждого из вас на парте лежит смайлики, поднимите те смайлики, которые выражают ваше настроение.

-За отличную работу на уроке, я хочу наградить вас с золотой медалью * Самый умный *. Остальные ученики, которые не получили медаль, постарайтесь получить на следующем уроке.

Домашнее задание: выучить определение и выполнить письменно упражнение №7. *Слайд 11*

Деятельность ученика: Поднимают смайлики, которые выражают их настроение.

Записывают домашнее задание в дневник.

 

 

 

Поделиться

Комментарии