КАКАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ?
- 09.03.2021
- 0
Камалова Фатима
Джалал-Абадская область, Сузакский район
СШ№ 4 им.Бурханалы Шамшиев
Цели: | Ожидаемые результаты: |
1.Узнают о гласных в корне. 2.Научатся проверять безударную гласную в корне. 3.Воспитать любовь и интерес к русскому языку. | 1.Ученики находят гласные в корне. 2.Ученики умеют находить родственные слова. 3.Ученики любят русский язык. |
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Тема Урока: Какая гласная в корне?
Тип урока: Объяснение нового материала
Метод урока: Комбинированный
Средства наглядности: Карточки, рисунки, ватман, маркер, проектор.
Ход урока: Этап урока
Орг.момент: время 2 мин.
Деятельность учителя:
Звонко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Здравствуйте ребята.
-Ребята, я хочу, чтоб сегодня вы необычно приветствовали друг друга. *Слайд 1*
Ученики поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
— желаю *соприкасаются большими пальцами*;
-успеха *указательными*;
-большого *средними*;
-во всём *безымянными*;
-и везде *мизинцами*;
-Здравствуй! *прикосновение всей ладонью*.
-Садитесь и приготовились к уроку.
-Какое ваше настроение?
-Вы готовы к уроку?
-Тогда начинаем урок.
Деятельность ученика: — Здравствуйте.
-Несмотря на погоду наше настроение отличное. Ученики улыбаются друг другу и здороваются.
-Мы готовы.
-Да, начинаем урок.
- Актуализация: время: 3 мин. Деятельность учителя: — Ребята, наша сегодняшняя новая тема, написано на доске. Давайте, прежде чем начать новую тему, вспомним прошлую тему о корне. *Слайд 2*
-В русском языке есть слова близкие по смыслу, скажите эти слова какие?
-Какие слова называются корнем?
-Приведите примеры.
Минутка чистописания: на экране появляются буквы- а, н, о, р, и, ш, е, х, я.
— Назовите гласные буквы?
-Какая буква лишняя? Почему?
-Запишите только гласные буквы.
а, о, и, е, я. *Слайд 3*
Игра : * Будь внимателен*.
Найдите лишнее слово и зачеркните его, а в остальных выделите корень и поставьте ударение.
1.Белка, беленький, белеть.
2.Водный, вода, водить.
3.Корень, корневой, коржи. *Слайд 6*
Деятельность ученика: Ученики пишут в своих тетрадях число и новую тему. Ребята отвечают на вопросы учителя:
-В русском языке есть родственные слова-эти слова близкие по смыслу.
-Общая часть родственных слов называется корнем слово.
Например: Гриб, грибок,
грибной.
Ученики находят лишнюю букву и пишут в тетрадях только гласные.
Играют в игру очень внимательно, находят лишнее слово.
1.Белка.
2.Водить.
3.Коржи.
- Объяснение нового материала: время: 12 мин. Деятельность учителя:
-Очень хорошо ребята. — Вот и вспомнили о корне, а теперь перейдём к новой теме. -Сегодня на уроке, мы с вами научимся проверять безударную гласную в корне. Я хочу вам рассказать историю о двух друзей. Послушайте её. * Саша написал своему другу Денису записку: * Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем*. Денис прочитал записку и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
*- Мяч будет, — сказал товарищам Саша, — Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол*.
-Ребята, почему так случилось?
-Какое правило не знал Саша?
-Как правильно записать это слово?
С м…чом – мяч — с мячом.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная была под ударением. *Слайд 4*.
Если это правило знал Саша, тогда он написал бы слово правильно с безударным гласным. Денис тоже прочитал правильно и принёс мяч. Например:
гора-горный, бегут-бег, леса-лес.
Горный, бег, лес-это проверочные слова.*Слайд 5*.
-Посмотрите на доску, на доске висит плакат. На ней написаны слова, в которых пропущены безударные гласные. Вам нужно найти эти буквы и написать их.
Слова: Кр…чать, л…тать, в…ренье, х…дить, гр…чи, д…жди, ш…ры, ст…на.
— Очень хорошо, вы молодцы ребята. Все буквы отгадали правильно.
-Эти буквы какие гласные? Да, правильно- безударные гласные.
Физкультминутка: — Ребята, наверно вы уже устали, все дружно встали и выполняем вместе физ. минутку.
-Поставьте руки перед грудью. Внимательно смотрите и слушайте слова. Когда называю слова с корнем –лет-, вы разводите руки в стороны, а если слова с корнем –лес-, то подтягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.
Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет.
Деятельность ученика: Ученики внимательно слушают историю о друзьях и отвечают на вопросы учителя. Ребята выходят к доске и находят в словах безударную гласную букву в корне. Выполняют физ. минутку.
- Интерактивные упражнения: время: 20 мин. Деятельность учителя:
Работа по учебнику: Упр.1.Вспомните, что называется корнем слова. Спишите слова, выделите корень. Спишите, пишет, спешите, спешка.
Упр.2.Прочитайте текст по ролям.
Упр.3.Прочитайте стих. Подумайте, какую букву надо написать. Спишите.
Упр.4.Объясните устно по образцу. Образец: Бедняк, потому что бедный.
Упр.5.Вставьте нужную букву. Напишите проверочное слово. Подчеркните гласную в корне слова. *Слайд 7*.
Физкультминутка для глаз.
-Давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
-Внимательно следите глазами за предметами на экране.
* Перестроение фигур*
*Восьмёрка*
*Спираль*. *Слайд 8*.
Деятельность ученика: Упр.1.Ученики пишут слова и находят корень.
Упр.2.Читают текст по ролям.
Упр.3.Вместо точек вставляют букву и пишут на доске.
Упр.4.Читают по образцу слова и объясняют смысл слов с помощью проверочных слов.
Упр.5.Вставляют нужную букву в словах и пишут проверочные слова. Подчёркивают гласные в корне.
Выполняют физ. минутку для глаз.
- Закрепление: время: 6 мин. Деятельность учителя: Закрепляем урок с помощью карточек. Сильные ученики готовятся по карточкам, которые я раздала.
Карточка №1: Найдите в словах корни.
Карточка №2: Подбери пару и выдели корень:
Буква Гусыня
Ходить Букварь
Зима Поход
Гусь Зимний.
Карточка №3: Найдите гласную в корне: Дети, детский, детвора.
Карточка №4: Найдите лишнее слово и выделите корень: Ветер-ветерок-вихрь-ветреный.
Остальные работают парами. Придумывают и записывают слова с безударными гласными в корне.
1-ряд-слова с безударной гласной * А*
2-ряд-слова с безударной гласной *Е*
3-ряд-слова с безударной гласной *И*. *Слайд 9*.
Деятельность ученика: Ученики готовятся по карточкам и отвечают на них, а ученики, которые работают парами, записывают придуманные слова на доске.
- Итог урока. Выставление оценок: время :2 мин. Деятельность учителя:
-Давайте подведём итог и расскажем, что нового мы сегодня узнали? Ответим на этот вопрос дружно и все вместе хором. На экране появляется вопрос с ответами, и дети хором читают:
-Что надо проверить? Безударные гласные.
-Где надо проверять? В корне.
-Как? Ударением.
И не забывайте наш стишок- помощник:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение. *Слайд 10*.
-Молодцы!
-Вам понравился урок?
— У каждого из вас на парте лежит смайлики, поднимите те смайлики, которые выражают ваше настроение.
-За отличную работу на уроке, я хочу наградить вас с золотой медалью * Самый умный *. Остальные ученики, которые не получили медаль, постарайтесь получить на следующем уроке.
Домашнее задание: выучить определение и выполнить письменно упражнение №7. *Слайд 11*
Деятельность ученика: Поднимают смайлики, которые выражают их настроение.
Записывают домашнее задание в дневник.
Комментарии