ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК/АНГЛИЙСКИЙ в классах с русским языком обучения в средних школах

  • 18.08.2023
  • 0
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК/АНГЛИЙСКИЙ в классах с русским языком обучения в средних школах

Актуальность

В настоящее время в условиях глобализации и цифровизации обучение английскому языку, как иностранному, в средних общеобразовательных учреждениях Кыргызской Республики имеет свои особенности. В связи с чем,  методические рекомендации для учителей английского языка безусловно является большим руководством в их преподавательской деятельности.  Ниже приведены основные принципы обучения английскому языку, рекомендуемые учебные и методические ресурсы (учителя имеют право сами выбирать те или иные ресурсы, не ограничиваясь только приведенными ниже списком), а также нормативные документы на которые можно опираться в построении своей работы.

В Государственном стандарте школьного общего образования Кыргызской Республики заложены ключевые компетентности, которые должны формироваться на всех предметах, что является фактором получения качественного образования. Это информационная, социально-коммуникативная и компетентность самоорганизация и разрешение проблем. Формирование умений работать с информацией, сотрудничества и разрешения проблем предполагают “деятельность школьника по поиску, анализу, синтезу, присвоению, осознание внутренних взаимосвязей и продуктивное использование информации”, что определят задачу обучения в способности личности “к самостоятельному мышлению, осознанного выбора, творчеству, умению принимать решения и нести за них ответственность”.

Предметный стандарт определяет Цель обучения английскому языку в 5-11 классах, которая  состоит в формировании поликультурной многоязычной личности учащихся посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией.

На уроке английского языка у учащихся формируются следующие предметные компетентности:

Языковая компетентность – учащиеся овладевают новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными в соответствии с классом.

Речевая компетентность – учащиеся развивают коммуникативные умения в 4 основных видах речевой деятельности (говорении, слушании, чтении, письме).

Межкультурная компетентность – учащиеся узнают о культуре разных народов, учатся взаимодействовать с людьми, не смотря, на личностные и другие различия средствами изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы; начинают формировать умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

Система основных

нормативных документов

— Конституция Кыргызской Республики (от 5.05.2021 г.)

— Концепция развития гражданской идентичности Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021–2026 гг. (от 13.11.2020 г.);

— Закон Кыргызской Республики «Об образовании» (от 30.04.2003 г.);

— Концепция развития образования в Кыргызской Республике на 2021–2030 гг., утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики №201 от 23.03.2012  г.;

— Концепция поликультурного и многоязычного образования в Кыргызской Республике, (№9 от 29.12.2022 г.);

— Концепция воспитания школьников и учащейся молодежи Кыргызской Республики до 2020 года утверждена приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 22 июля 2014 года №545/1;

— Государственный образовательный стандарт школьного общего образования (Постановление Правительства Кыргызской Республики №393, 22.07.2022 г.);

— Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

— Конвенция «О правах ребенка» (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20. 11.1989 г.);

— Концепция развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике (Приложение 1 к постановлению Правительства Кыргызской Республики от 19.07.2019 г. №360);

— Национальная стратегия Кыргызской Республики по достижению гендерного равенства до 2030 г.;

— Закон Кыргызской Республики «О Государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» (04.08.2008 г. №184);

— Постановление Правительства КР «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики по вопросам повышения безопасности образовательной среды в общеобразовательных организациях» (17.06.2019 г. №295 (в редакции постановлений Правительства КР от 17.01.2020 г. №12, 05.03.2021 №72).

Особенности обучения

английскому языку

На уроках английского языка как и на любом другом предмете предметные и ключевые компетентности могут быть сформированы через применение проектного обучения, как  средства вовлечения учащихся в активную познавательную, коммуникативную, практическую и другие виды деятельности по решению различных проблем. Проектное обучение развивает коллаборацию школьников, педагогов, родителей и консультантов — это возможность реальной трансформации школьного образования.

Существуют разные термины и определения – “проектное обучение”, “метод проектов”, “проект”, “исследовательский проект”.

“Проектное обучение” – педагогическая технология, которая обеспечивает организацию когнитивной, эффективной и поведенческой деятельности обучающихся, ориентированной на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы, предполагающей самостоятельную и групповую деятельность обучающихся.

 «Метод проектов» означает решение какой-либо проблемы с использованием разнообразных приемов и средств обучения, интеграции знаний и умений из различных областей науки, техники и технологии”; способ достижения дидактических целей через детальную разработку проблемы и получение реального практического результата, оформленного тем или иным образом”; пeдaгoгичecкая тexнoлoгия, идyщая oт дeтcкиx пoтpeбнocтeй и интepecoв, вoзpacтныx и индивидyaльныx ocoбeннocтeй дeтeй, cтимyлиpyющим дeтcкyю caмoдeятeльнocть, самостоятельная творческая деятельность обучающихся.

«Проект» – технология сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося по разрешению проблем, комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. Виды проектов: исследовательский, инженерно-конструкторский, социально-экономический, организационный.

«Исследовательская работа» формирует новые знания, направленные на открытие объективных закономерностей профессиональных знаний.

Таким образом, термин “Проект” может относится к разным областям, а не только учебной деятельности, термин «исследовательская работа» является разновидностью проектной работы. может не иметь инженерно конструкторский продукт.

В соответствии с Государственным стандартом школьного общего образования будем руководствоваться термином «Проектное обучение», который может иметь разновидности: исследовательская работа, творческий проект, инженерно-конструкторский проект.

Результатом проектного обучения является кoнкpeтный пpoдyкт, имеющие социальную / содержательную / научную / технологическую /  бизнес и т. п. ценность, а также “измeнeниe ypoвня cфopмиpoвaннocти ключeвыx кoмпeтeнтнocтeй, сформированные знания и универсальные учебные действия.

Взаимодействие учащихся, совместное решение проблем служит формированию групповых норм, ценностей и отношений, лидерства. Проект формирует способность к общению, пониманию и взаимопониманию, кооперации деятельностей, группового и межгруппового сотрудничества, соревнования и соперничества, позитивной конкуренции. Проектная деятельность способствует приобретению «Исследовательской культуры» – умение определить проблему и цель, планирование деятельности, поиск и работа с информацией, создание продукта, публичное выступление.

Проектное обучение в начальной школе должно учитывать уровень владения иностранным языком. В связи с этим, учащиеся 3-4 классов могут работать с источниками на иностранном языке, также на первом языке обучения. Дневник проекта заполняется учащимися на иностранном, т.е. они пишут, что прочитали, с какими специалистами встретились, какие слова они узнали, какие идеи у них появились. Также на иностранном языке представляется продукт – результат проекта. Это может быть коллаж, рисунок, мини-альбом и др. В письменной работе учащиеся начальной школы могут подписать свои рисунки, написать короткие предложения, краткий текст из 3-5 предложений.

Проектная работа должна быть структурирована и имеет пять основных этапов организации:

  1. Определение темы и цели проекта, финального продукта (определить проблему, что детям интересно узнать, в какой форме будут представлены результаты);
  2. Оказание поддержки (таблица, форма наблюдения, словарь);
  3. Сбор информации (работа с источниками, энциклопедии, наблюдения, работа в библиотеке, интернет);
  4. Работа с сообществом (специалисты – библиотекарь, врач, соцпедагог, родители);
  5. Презентация продукта (план, дизайн, презентация, акция и др.);
  6. Рефлексия и оценивание.

На уроках английского языка могут быть реализованы разные виды проектов: исследовательский, творческий, инженерно-конструкторский, социальный. Реализуя проект, следует учитывать какие языковые и речевые умения будут развиваться у учащихся. Таким образом, на уроках английского языка могут быть предложены следующие проекты: (таблица 1)

В большинстве случаев учитель руководит проектом, выбирает тему, сам формирует команду. Данный подход демотивирует учащихся и проект превращается в выполнение заданий учителя. Для того, чтобы проектное обучение достигало своих результатов необходимы следующие условия:

  1. Сформулировать тему/проблему вместе с учащимися, т.е. задать вопрос, чтобы им было интересно узнать, т.к. в зависимости от возраста проблема будет разной.
  2. Проектные команды формируются по выбору учащихся. Темы в одном проекте могут варьироваться. Например, команда 1 будет изучать жанры книг, команда 2 будет исследовать как печатаются книги, команда 3 будет создавать книжку, куда войдут короткие истории написанные учащимися.
  3. Учащиеся распределяют роли, что даст возможность всем участвовать. Например, дизайнер – разрабатывает дизайн продукта; 2 инженера – просчитывают из чего и как будет сделан продукт, конструируют; бухгалтер – считает затраты; презентатор – рассказывает о продукте.
  4. Каждый участник должен внести вклад в проект. Роли в проекте могут варьироваться в зависимости от цели.

При выполнении проектной работы необходимо предоставить поддержку учащимся по содержанию, а также языку. Учитель может дать учащимся таблицу для заполнения, выписать и объяснить новые слова. (таблица 2)

Образовательный результат ценнее, чем оценивание продукта, т.е. важен сам процесс обучения. Тем не менее, за выполнение проекта может быть выставлена отметка. Проект направлен на решение проблемы, исследование содержания, развитие коммуникации, умений работать с информацией. В зависимости о целей, могут быть сформлированы критерии оценивания. (таблица 3)

Использование проектного обучения на уроках английского языка расширет кругозор учащихся, обогащает лексику, развивает критическое и креативное мышление, формирует навыки коммуникации через практическую деятельность, навыки сотрудничества, направленную на исследование интересующего вопроса, решение проблем. Таким образом, проектное обучение формирует не только предметные знания: умение говорить, слушать, писать на англйиском языке, но также формирует ключевые компетентности Государственного стандарта школьного общего образования.

Распределение часов

Согласно Базисному учебному плану на 2023-2024 учебный год учителям английского языка следует обратить внимание на часовые нагрузки. В школах с кыргызским/ русским языками обучения в 5-х классах – 3 часа в неделю, в 6-х классах – 2 часа в неделю, в 7-х классах – 2 часа в неделю. В остальных классах часовая нагрузка не изменилась (по 2 часа).

Дополнительные ресурсы:

  • https://www.prodigygame.com/main-en/blog/project-based-learning/ — Project based learning examples;
  • ps://en.islcollective.com— планы уроков и рабочие листы на любую тему и на любой уровень, можно скачать материалы и изменить их, а можно сразу распечатать,
  • http://www.britishcouncil.org/ru/russia-english-teaching-online-resources.htm– online ресурс для учителей, включая учебные материалы, статьи, дискуссии, публикации ведущих авторов,
  • http://www.britishcouncil.org/learning-teaching.htm– ресурс на английском, включающий планы уроков и задания на отработку всех видов языковой деятельности,
  • http://www.onestopenglish.com/— ресурс для учителей, работающих с учениками любого уровня,
  • www.starfall.com– ресурс для малышей, начинающих изучать английский,
  • www.autoenglish.org– онлайн материалы с возможностью распечатать,
  • www.gogolovesenglish.com– ресурс познакомит ваших учеников с алфавитом,
  • www.bbc.co.uk/schools/starship/english— разнообразные игры со звуком,

Рекомендуемые темы для обсуждения

В целях эффективности августовских совещаний, учителям английского языка рекомендуется проводить семинары, круглые столы, презентации/ публичные доклады о состоянии и результатах развития обучения английскому/иностранному языку и предлагаются следующие актуальные вопросы для обсуждения:

1) Проектное обучение на уроках английского языка;

2) Кружковая работа по английскому языку;

3) Программы углубленного изучения иностранного языка;

4) Развитие читательских навыков учащихся;

5) Стратегии работы с аудированием/ говорением на уроках иностранного языка;

6) Мастерская письма;

7) STEM на уроках английского языка;

8) Реализация принципов инклюзивного образования на уроках иностранного языка;

9) Требования олимпиады по английскому языку;

10) Цифровые образовательные ресурсы;

11) Онлайн инструменты в преподавании иностранного языка.

Таблица 1 – Примерные темы проектов

РазделПроект/ ПроблемаОжидаемые результатыПродуктЯзыковые навыки
3 класс
Жилище, место

жительства

История моего города/ моего селаУзнают историю архитектурных/ природных объектов

Пропагандируют сохранение исторических объектов

ФотографияПриродные и архитектурные объекты
4 класс
Окружающий мирКак выживают животные?Узнают о способах маскировки у животных, условиях обитания

Учатся бережному отношению к животным

Мини-альбомЧасти тела животных, окрас, места обитания
5 класс
Мир науки и техникиЧто такое 3D фильмы?Узнают о технологии 3D фильмов

Узнают об открытиях в науке: звуковые и видео эффекты

ВидеороликЖанры фильмов
6 класс
Окружающий мирЭкологическая школаЗнают характеристики экологической школы

Называют преимущества экологической школы

Разработают проект экологической школы

Дизайн экологической школыЭкологические проблемы
7 класс
Спорт и

здоровье

История олимпийских игрУзнают о вкладе Олимпийских игр в международные отношения (ценности Олимпийских игр)

Осознают значение спорта для жизни человека, страны и мира

ПрезентацияВиды спорта, названия стран, даты
8 класс
Еда, покупки, одеждаМожет ли национальный костюм быть модным?Узнают о современных направлениях в моде

Выявляют взаимовлияние современной моды и национального стиля

Дизайн одеждыНазвания одежды. стилей, цвета
9 класс
Жилище, место

жительства

Безопасный/ Удобный городУзнают об инфраструктуре удобных городов

Формируют толерантное отношение к разным категориям людей

Разрабатывают дизайн удобного города для разных категорий людей

Дизайн удобного городаИнфраструктура, здания, спортивные залы, парки, игровые площадки, зелёные зоны
10-11 классы
Еда.

Покупки.

Одежда

Банки и банковские услугиУзнают виды банковских услуг

Знают правила финасовых сбержений

Инфографика, слайдыБанковские операции, депозит, доход, проценты
Окружающий мирГлобальные проблемы – бедностьУзнают данные о бедности в КР

Узнают о причинах и последствиях бедности

Формируют толерантное отношение к уязвимым группам населения

СлайдыУсловное предложение, согласование времен

Таблица 2

Тема проекта: _____________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________

ФИО учащегося: ____________________________________________________

 

Шаг 1. Что я прочитал/ прочитала?:Что было интересно?Мои мыслиКакие новые слова я узнал/ узнала
    
Шаг 2. С кем я встретился/ встретилась?Что было интересно?Мои мыслиКакие новые слова я узнал/ узнала
    

Таблица 3

КритерийОтлично!Хорошо!Надо учиться
Понимание проблемы: что происходит и почему?Описывает, приводит не менее трех примеров.Описывает, приводит два и менее примеров.Описывает, приводит 1 пример.
Работа с информациейПрочитал/а не менее трех источников, привод не менее тех примеров/ новых словПрочитал/а двух источника, привод не менее двух  примеров, 2 новых словаПрочитал/а 1 источник, привод 1 пример, 1 новое слово
Работа с людьмиПровел/а беседу, записала не менее двух интересных примеров.Провел/а беседу, записала 1 пример.Провел/а беседу, затрудняется привести пример.
Разработка продуктаПродукт соотвествует цели, выполнен аккуратноПродукт соотвествует цели, требует незначительной доработкиПродукт частично соответствует цели, требует доработки

Таблица 4

Предмет3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Английский/

Иностранный язык

223222222

В школах с узбекским/таджикскми языками обучения часы распределены следующим образом:

Таблица 5

Предмет3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Английский/

Иностранный язык

222221111

Д.Орусбаева, КАО, тел.: (0555) 724 901, [email protected]
К.Темирбекова, КАО, тел.: (0559) 904 046, [email protected]

 

Поделиться

Комментарии