Имя числительное как часть речи
- 21.04.2024
- 0
Русский язык, 6 класс
Цель: познакомить с именем числительным как частью речи и научить грамотно употребить в речи.
Задачи:
— формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным;
— наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;
— развивать орфографические умения и критические мышления.
— воспитывать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Оборудование: карточки, ноутбук, учебник.
Ход урока.
- Орг. момент.
Эпиграф к уроку.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен,
Ты с числительным будь дружен!
Приветствие “Здравствуйте, ребята!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- и (средними);
- хорошего (безымянными);
- настроения (мизинцами);
- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
— Садитесь.
Повторение пройденного материала.
— Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфология)
— Напомните, что изучает морфология? (части речи)
— Вы уже многое знаете из этого раздела, поэтому выполните моё задание. Перед вами конверты с надписями. Вам надписи понятны? А к конвертам прилагаются карточки со словами. Распределите их по конвертам. Работаем в парах.
Конверты: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»; слова – тройка, утроить, тройной, трояк, три, троечник, троиться, утроиться, тройственный, треугольный.
— Что общего у этих слов? (Они однокоренные)
— Давайте проверим ваши конверты. Объясните свой выбор. По какому плану вы будете доказывать свою точку зрения? (обозначает…, отвечает на вопросы…). Оцените себя.
— Какое слово не попало ни в один конверт? На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает? (Сколько? Количество)
— Значит это для нас новая часть речи и это Имя числительное.
— Открываем тетради, записываем число и тему урока. Сегодня на уроке мы будем говорить об имени числительном.
Изучение нового материала. Знакомство с количественными и порядковыми числительными.
— Итак, что же такое имя числительное?
Везде и во всём нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Но числа бывают те, которые обозначают количество и отвечает на вопрос сколько? Например: Семь яблок лежат на столе. (Сколько?) Семь. И те, которые обозначают порядок при счете и отвечают на вопрос какой? Например: Сегодня пятое марта. (Какое?) Пятое.
Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи – имя числительное. Хочу обратить ваше внимание на таблицу. Посмотрите внимательно на таблицу и дайте определение, что такое имя числительное. И какими они бывают по составу и по значению?
Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Из них и возникло многообразие числительных, позволяющих не только вести счёт, но и употреблять их в речи, использовать в пословицах, загадках.
— На каких уроках вы встречаетесь с числительными?
-На математике (это числа и их количество)
-На истории (это обозначение дат, веков)
-На физкультуре (при построении, при выполнении нормативов)
-Числительные, отвечающие на вопрос сколько? И на вопрос какой?
-Чем они отличаются и как называются вам поможет узнать ваш верный друг и помощник учебник.
Работа с учебником.
— Открывайте учебники на странице 160.
— Выполняем упр. 274, стр.161
— Чтение правила на стр.160
Многие числительные употребляются в пословицах. Давайте выполним задание на интерактивной доске.
Соедините начало и конец пословиц и поговорок.
https://learningapps.org/view5394444
Продолжаем работу с устным народным творчеством. Отгадайте загадки. Найдите в них числительные. (Слайд 1)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают мухам круг. (Паук.)
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года.)
Три глаза, как три приказа.
А красный – самый опасный. (Светофор.)
Четыре братца друг за другом бегут,
Все никак не догонят. (Колеса.)
— Какие это числительные?
— Количественные.
— Почему? Как определили?
— Отвечают на вопрос сколько?
Закрепление нового материала.
Вставьте в текст имена числительные.
https://learningapps.org/view3358395
Выборочный диктант. Учитель диктует предложения, учащиеся записывают только имена числительные.
В нашей семье пять человек. Сестра Надежда учится в четвертом классе. Брату Саше исполнилось восемь лет. Он – ученик восьмого класса. Я учусь в девятом классе.
Вот уже два года мы живем в большом красивом доме. Наша квартира расположена на третьем этаже. Квартиру выделил завод, на котором пятнадцать лет работают родители.
-Превратите количественные числительные в порядковые числительные.
(Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)
Назовите фразеологизм, в котором упоминалось бы числительное семь. Объясните, как вы понимаете данные фразеологизмы.
Например: Семь раз отмерь – один раз отрежь; у семи нянек дитя без глазу; седьмая вода на киселе; семеро одного не ждут; семь бед – один ответ; за семью печатями; работал до седьмого пота; семеро ворот да все в огород и другие.
«Числительное в слове»
Нужно назвать слова, в составе которых встречается имена числительные.
Например: подвал, одиночество, трибуна, сестрица, стричь, тритон, простой, сторож, вместо, столько, Севастополь, вспять, постоять, столица и другие.
Итог урока. В ожидании подведения итогов предлагаю отгадать ребусы:
7я, 40а, 100л, е2, о5, с3 ж.
Прочитайте предложение: Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.
Подведение итогов урока.
— С какой новой частью речи познакомились на уроке?
— С именем числительным.
— На какие вопросы отвечают имена числительные?
– Оцените свою работу на уроке, выполнив тест при помощи приложения Zip Grade.
Рефлексия.
— Я доволен своей работой на уроке – цифра 5
— Я хорошо работал, но умею лучше – 4
— Работа не получилась, не доволен собой — 3
Запишите домашнее задание Упр: 281 Стр:163
Обратите внимание, что в домашнем задании есть тоже имена числительные.
Наргиза Давлетбаева, учитель русского языка и литературы среднеобщеобразовательной школы имени Э.Гапарова, Иссык-Кульская область Жети-Огузский район
Комментарии