Имя числительное как часть речи

  • 21.04.2024
  • 0
Имя числительное как часть речи

    Русский язык, 6 класс 

Цель: познакомить с именем числительным как частью речи и научить грамотно употребить в речи.

Задачи: 

— формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным;

— наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

— развивать орфографические умения и критические мышления.

— воспитывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Оборудование: карточки, ноутбук, учебник.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Эпиграф к уроку.

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен,

Ты с числительным будь дружен!

Приветствие “Здравствуйте, ребята!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • и (средними);
  • хорошего (безымянными);
  • настроения (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

— Садитесь.

Повторение пройденного материала.

— Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфология)

— Напомните, что изучает морфология? (части речи)

— Вы уже многое знаете из этого раздела, поэтому выполните моё задание. Перед вами конверты с надписями. Вам надписи понятны? А к конвертам прилагаются карточки со словами. Распределите их по конвертам. Работаем в парах.

Конверты: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»; слова – тройка, утроить, тройной, трояк, три, троечник, троиться, утроиться, тройственный, треугольный.

— Что общего у этих слов? (Они однокоренные)

— Давайте проверим ваши конверты. Объясните свой выбор. По какому плану вы будете доказывать свою точку зрения? (обозначает…, отвечает на вопросы…). Оцените себя.

— Какое слово не попало ни в один конверт? На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает? (Сколько? Количество)

— Значит это для нас новая часть речи и это Имя числительное.

— Открываем тетради, записываем число и тему урока. Сегодня на уроке мы будем говорить об имени числительном.

Изучение нового материала.  Знакомство с количественными и порядковыми числительными.

— Итак, что же такое имя числительное?

Везде и во всём нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Но числа бывают те, которые обозначают количество и отвечает на вопрос сколько? Например: Семь яблок лежат на столе. (Сколько?) Семь.  И те, которые обозначают порядок при счете и отвечают на вопрос какой? Например: Сегодня пятое марта. (Какое?) Пятое.

Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи – имя числительное. Хочу обратить ваше внимание на таблицу. Посмотрите внимательно на таблицу и дайте определение, что такое имя числительное. И какими они бывают по составу и по значению?

Имя числительное как часть речи

Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Из них и возникло многообразие числительных, позволяющих не только вести счёт, но и употреблять их в речи, использовать в пословицах, загадках.

— На каких уроках вы встречаетесь с числительными?

-На математике (это числа и их количество)

-На истории (это обозначение дат, веков)

-На физкультуре (при построении, при выполнении нормативов)

-Числительные, отвечающие на вопрос сколько? И на вопрос какой?

-Чем они отличаются и как называются вам поможет узнать ваш верный друг и помощник учебник.

Работа с учебником.

— Открывайте учебники на странице 160.

— Выполняем упр. 274, стр.161

— Чтение правила на стр.160

Многие числительные употребляются в пословицах. Давайте выполним задание на интерактивной доске.

Соедините начало и конец пословиц и поговорок.

https://learningapps.org/view5394444

Продолжаем работу с устным народным творчеством. Отгадайте загадки. Найдите в них числительные. (Слайд 1)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают мухам круг.  (Паук.)

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.  (Времена года.)

Три глаза, как три приказа.

А красный – самый опасный.   (Светофор.)

Четыре братца друг за другом бегут,

Все никак не догонят.    (Колеса.)

— Какие это числительные?

— Количественные.

— Почему? Как определили?

— Отвечают на вопрос сколько?

Закрепление нового материала.

Вставьте в текст имена числительные.

https://learningapps.org/view3358395

 Выборочный диктант. Учитель диктует предложения, учащиеся записывают только имена числительные.

В нашей семье пять человек. Сестра Надежда учится в четвертом классе. Брату Саше исполнилось восемь лет. Он – ученик восьмого класса. Я учусь в девятом классе.

  Вот уже два года мы живем в большом красивом доме. Наша квартира расположена на третьем этаже. Квартиру выделил завод, на котором пятнадцать лет работают родители.

-Превратите количественные числительные в порядковые числительные.

(Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)

Назовите фразеологизм, в котором упоминалось бы числительное семь. Объясните, как вы понимаете данные фразеологизмы.

Например: Семь раз отмерь – один раз отрежь; у семи нянек дитя без глазу; седьмая вода на киселе; семеро одного не ждут; семь бед – один ответ; за семью печатями; работал до седьмого пота; семеро ворот да все в огород и другие.

 «Числительное в слове»

Нужно назвать слова, в составе которых встречается имена числительные.

Например: подвал, одиночество, трибуна, сестрица, стричь, тритон, простой, сторож, вместо, столько, Севастополь, вспять, постоять, столица и другие.

Итог урока. В ожидании подведения итогов предлагаю отгадать ребусы:

7я, 40а, 100л, е2, о5, с3 ж.

Прочитайте предложение: Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

Подведение итогов урока.

— С какой новой частью речи познакомились на уроке?

— С именем числительным.

— На какие вопросы отвечают имена числительные?

– Оцените свою работу на уроке, выполнив тест при помощи приложения Zip Grade.

Рефлексия.

— Я доволен своей работой на уроке – цифра 5

— Я хорошо работал, но умею лучше – 4

— Работа не получилась, не доволен собой — 3

Запишите домашнее задание Упр: 281   Стр:163

Обратите внимание, что в домашнем задании есть тоже имена числительные.

Имя числительное как часть речиНаргиза Давлетбаева, учитель русского языка и литературы среднеобщеобразовательной школы имени Э.Гапарова, Иссык-Кульская область Жети-Огузский район  

Поделиться

Комментарии