ХЛЕБ — ВСЕМУ ГОЛОВА

  • 22.03.2022
  • 0
ХЛЕБ — ВСЕМУ ГОЛОВА

ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА

Сайна Раимкулова,

Учитель русского языка и литературы

СОШ №18 «Манас-1000» г. Жалал-Абад

Класс: 2 класс

Тема урока: Хлеб – всему голова

Тип урока: комбинированный урок

Межпредметные связи: история, география

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей, иллюстрации, колосья в вазе, выставка хлебных изделий.

Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представления о том, как хлеб пришёл к нам на стол;  донести до сознания детей, что хлеб — итог большой работы многих людей

развивать связную речь, обогащать словарь детей;

воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Ход урока

1.Организационный момент:

Приветствие

Проверка домашнего задания

Слово учителя:

                                    Ведь не сразу стали зерна

                                     Хлебом тем, что на столе,

                                     Люди долго и упорно

                                     Потрудились на земле!

 

 

2.Сообщение темы и цели

— Вступительное слово учителя

Дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от тех, которые растут сейчас, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. 

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, их смачивали водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара, и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касаеᴛся происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены.

ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА

Учитель  читает текст, объясняет значение.

Хлеб — всему голова

Хлеб каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни за завтрак, ни обед, ни ужин.

Откуда хлеб берется? Его растят люди. А растить хлеб очень трудно. Люди работают день и ночь, чтобы у нас на столе был хлеб.

Вот идет комбайн по полю. Он косит пшеницу. Потом из зерна сделают муку. Из муки пекарь будет печь хлеб.

Чтение текста по цепочке.

ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА

Составление рассказа по картинке упр.1 стр.74

Ученик: Святое дело вырастить хлеб. Даже при современной технике он не дается легко, а добывается в поте лица. Поэтому тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок.

Физкультминутка: Дети выполняют движения по тексту:
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись!

Учитель:

— А сейчас мы поиграем, и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор. (На доске висят таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, повар, тракторист, пекарь, учитель, комбайнёр, портной, механизатор, мельник, кондитер).

Дети выбирают профессии, и объясняют свой выбор.

Учитель:

В годы войны в блокадном Ленинграде люди получали по 125 граммов хлеба в день. Посмотрите, какой это маленький кусочек! В голодную военную пору кроме этого кусочка, кушать было нечего! Готовили его из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей.

ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА

Работа по загадкам. Учитель показывает загадки на доске:

Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. ( Колосок)

В долг зерно возьмёт,
Каравай вернёт. ( Поле)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)

Учитель:

Сегодня на нашем столе, на самом почётном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, сдобный. Его испекли ваши мамы. Сколько фантазии, души, труда они в него вложили.

Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие стихи  о хлебе вы знаете?(учитель показывает хлебобулочные изделия)

Чтение стихотворения (учащиеся 2 класса)

1.Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

2.В нём — здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

3.В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки!
Вырастай богатырём!

  1. Подведение итога

 Учитель: 

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Ученик: 

Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

-А сейчас угощайтесь, берите сушки, печенье, пряники. Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь и благодарите тех, кто их испек!

Домашнее задание: пересказ текста на стр.73

 

 

 

Поделиться

Комментарии