ХЛЕБ — ВСЕМУ ГОЛОВА
- 22.03.2022
- 0
Сайна Раимкулова,
Учитель русского языка и литературы
СОШ №18 «Манас-1000» г. Жалал-Абад
Класс: 2 класс
Тема урока: Хлеб – всему голова
Тип урока: комбинированный урок
Межпредметные связи: история, география
Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей, иллюстрации, колосья в вазе, выставка хлебных изделий.
Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представления о том, как хлеб пришёл к нам на стол; донести до сознания детей, что хлеб — итог большой работы многих людей
развивать связную речь, обогащать словарь детей;
воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.
Ход урока
1.Организационный момент:
Приветствие
Проверка домашнего задания
Слово учителя:
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
2.Сообщение темы и цели
— Вступительное слово учителя
Дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от тех, которые растут сейчас, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда.
Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, их смачивали водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара, и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касаеᴛся происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены.
Учитель читает текст, объясняет значение.
Хлеб — всему голова
Хлеб каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни за завтрак, ни обед, ни ужин.
Откуда хлеб берется? Его растят люди. А растить хлеб очень трудно. Люди работают день и ночь, чтобы у нас на столе был хлеб.
Вот идет комбайн по полю. Он косит пшеницу. Потом из зерна сделают муку. Из муки пекарь будет печь хлеб.
Чтение текста по цепочке.
Составление рассказа по картинке упр.1 стр.74
Ученик: Святое дело вырастить хлеб. Даже при современной технике он не дается легко, а добывается в поте лица. Поэтому тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок.
Физкультминутка: Дети выполняют движения по тексту:
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись!
Учитель:
— А сейчас мы поиграем, и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор. (На доске висят таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, повар, тракторист, пекарь, учитель, комбайнёр, портной, механизатор, мельник, кондитер).
Дети выбирают профессии, и объясняют свой выбор.
Учитель:
В годы войны в блокадном Ленинграде люди получали по 125 граммов хлеба в день. Посмотрите, какой это маленький кусочек! В голодную военную пору кроме этого кусочка, кушать было нечего! Готовили его из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей.
Работа по загадкам. Учитель показывает загадки на доске:
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. ( Колосок)
В долг зерно возьмёт,
Каравай вернёт. ( Поле)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
Учитель:
Сегодня на нашем столе, на самом почётном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, сдобный. Его испекли ваши мамы. Сколько фантазии, души, труда они в него вложили.
Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие стихи о хлебе вы знаете?(учитель показывает хлебобулочные изделия)
Чтение стихотворения (учащиеся 2 класса)
1.Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
2.В нём — здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
3.В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки!
Вырастай богатырём!
- Подведение итога
Учитель:
Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.
Ученик:
Почет и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
-А сейчас угощайтесь, берите сушки, печенье, пряники. Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь и благодарите тех, кто их испек!
Домашнее задание: пересказ текста на стр.73
Комментарии