ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ в классах с русским языком обучения в средних школах

  • 18.08.2023
  • 0
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ в классах с русским языком обучения  в средних школах

Уроки физической культуры в начальной школе должны формировать основные и предметные компетенции школьника. Под основной компетенцией понимается формирование у учащихся информационных, социально-коммуникативных и проблемно-организационных способностей, а под предметной компетенцией – формирование у учащихся общей физической подготовленности и стремления к укреплению здоровья. В связи с этим следует попытаться сопоставить цель, задачи, средства, методы и ожидаемые результаты урока физической культуры с вышеперечисленными. При определении цели, задач и средств занятия следует руководствоваться обязательным содержанием, указанным в учебном плане (48 часов), и проводить соответствующие мероприятия [1-3]. Требуется, чтобы выбранные средства соответствовали цели всестороннего и гармоничного развития учащегося, укрепления его здоровья, обеспечения воспитания и обучения учащегося, обеспечения его здоровья. Часть средств определяется преподавателем самостоятельно, исходя из региональных особенностей и удовлетворяющих интересы обучающихся, предусмотренных вариативным разделом учебного плана (20 часов).

Необходимо руководствоваться тем, что методы прохождения урока определяются с учетом возрастных и половых особенностей учащихся, что они направлены на реализацию основных задач урока и формирование соответствующих компетенций. Если урок проводится путем ориентации учащегося на самостоятельный поиск, анализ и использование информации, связанной с физической культурой, то обучают информационной компетентности, если урок строится на соединении личных устремлений учащегося с интересами других учащихся, то социально-коммуникативной компетентность, а поведение учащегося характерно для урока физкультуры. Мы рекомендуем ориентироваться на то, что самоорганизация и проблемные компетенции будут формироваться, если урок будет направлен на строгое соблюдение правил поведения, самооценку при работе в группах и командах, а также попытки решения проблем. Необходимо учитывать и оценивать сформированность базовых компетенций на уровнях репродуктивного (умение учащегося выполнить предложенное задание, не изменяя его), продуктивного (умение самостоятельно реализовать простую в композиционном отношении деятельность) и творческого (способность учащегося выполнять сложную деятельность по собственному замыслу) уровней. Если большинство учащихся могут продемонстрировать компетентность на продуктивном и творческом уровнях, то процесс физического воспитания следует оценивать как эффективно организованный.

Предметная компетентность связана с формированием общей физической подготовленности и здоровья учащихся и формируется путем использования основных физических качеств (силы, скорости, ловкости, выносливости и гибкости) и оздоровительных средств и методов. Если учащийся имеет базовую физическую подготовленность, основанную на овладении основными движениями, включенными в учебную программу, и он здоров, то занятие по физической культуре достигло своей цели.

Результат процесса физического воспитания оценивается с помощью критериального оценивания. То есть, уровни сформированности базовых компетенций оцениваются по их репродуктивным, продуктивным и творческим способностям, а уровни сформированности предметных компетенций – с помощью специальных тестов и показателей, характеризующих физическое, эмоциональное (психологическое), социальное здоровье. В учебных планах указаны соответствующие нормы и показатели оценивания в зависимости от пола учащихся и класса, в котором они учатся. При оценке предметной компетентности используется четырехбалльная система оценивания, и преобладает нормативное оценивание. Однако нормативное оценивание не применяется при работе с 1-2 классами и, когда есть проблемы со здоровьем учащегося (должно быть подтверждено медицинской справкой).

Для оценивания учбеных достижений по физической культуре используются диагностический. формативным и суммативные виды оценивания. Диагностическое оценивание используется для оценки прогресса в успеваемости, формативное оценивание – для определения индивидуального прогресса учащегося, а суммативное оценивание – для определения уровня академической успеваемости. Суммативное оценивание сопровождается текущими, промежуточными и итоговыми оцениванием. Текущее оценивание осуществляется в соответствии с подготовительными нормативами и требованиями, установленными учителем физической культуры (или самими учащимися), промежуточное оценивание — на выполнение нормативов и требований, указанных в плане работы, а итоговая оценка — согласно календарному плану (четверть, полугодие и учебный год), утвержденному руководством школы.

Учитель физической культуры обязан следить за тем, чтобы уроки и физкультурно-массовые мероприятия имели оздоровительную направленность, т.е. обеспечение физического, эмоционального (психологического) и социального здоровья обучающихся должно быть в центре внимания.

Мы рекомендуем использовать индекс массы тела (ИМТ) в качестве показателя физического здоровья учащегося, так как отношение роста к массе тела может дать важную информацию. Определение размера индекса и критериев оценки с помощью калькулятора и информации, размещенной на платформе Google, не представляет сложности и позволяет учащемуся персонализировать рекомендуемую нагрузку на тело. Оценка положения тела (осанки) также играет важную роль в оценке физического здоровья. Ведь формирование правильной осанки является серьезной проблемой для младших школьников. Соответствующую информацию можно дополнить способностью учащегося ходить, уверенно двигаться, а также цветом кожи, чистоплотностью и выражением улыбки на лице. Отметим, что основные сведения хранятся в медицинской карте учащихся, и в связи с этим необходимо каждые полгода проходить медосмотр.

Показателем эмоционального (психологического) здоровья являются самоощущение учащегося, его отношение к сверстникам, умение контролировать свои эмоции, способность преодолевать некоторые трудности. В связи с этим предлагаем учителю физической культуры проводить систематическое наблюдение. В качестве предметом наблюдения рекомендуем следить за отношением учащегося к спортивному инвентарю, инструментам, поставленным задачам, другим учащимся, за тем, как он справляется с трудностями.

Показателем социального здоровья являются поведение учащегося, его активность на уроке, в группе (команде), ответственное поведение и стремление к регулярному выполнению физкультурных упражнений. В связи с этим наблюдают и оценивают поведение учащегося, его активность на занятиях, играх и соревнованиях, рекомендуется помнить, что возникновение эгоизма играет отрицательную роль. На основе собранных данных учитель физкультуры вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

 

А.Мамытов,
доктор педагогических наук, профессор,
по совместительству главный научный сотрудник лаборатории дошкольного и начального образования.
Тел.: (0552) 239 842,
e-mail: [email protected]

Поделиться

Комментарии