БИОЛОГИЯ в классах с русским языком обучения в средних школах
- 15.08.2023
- 0

В качестве основного направления концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2020-2040 годов рассматривается вопрос «Разработки стандартов нового поколения, актуализация содержания образования и методов обучения в соответствии с разработанными стандартами». Данная концепция полностью соответствует Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, принятой 31 октября 2018 года. Он предусматривает следующий взгляд на «Систему качественного образования и науки»: «Каждый гражданин будет получать практическую информацию, которая позволит ему быть конкурентоспособным и востребованным в мире, адаптироваться к изменениям в мире».
В государственном образовательном стандарте общего школьного образования Кыргызской Республики, принятого 22 июля 2022 года указано, что «целью общего школьного образования является предоставление качественного образования учащимся для приобретения знаний и компетенций, необходимых для устойчивого развития и возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».
Государственный стандарт общего школьного образования в Кыргызской Республике разработан в соответствии с концепцией «Зеленая экономика» под названием «Кыргызстан – страна зеленой экономики», подписанный президентом КР от 19 марта 2021 года №77 «Меры по обеспечению экологической безопасности и климатической стабильности Кыргызской Республики». Только при этом условии обучение школьника в школе не станет «мертвым грузом», а будет полезным для решения практических задач в различных жизненных ситуациях.
Также, выступая главной ценностью для всестороннего развития человека, он способствует возникновению чувства ответственности за будущее Родины и формированию экологически образованного человека, умеющего правильно использовать природные ресурсы своей страны
Особенности преподавания биологии
Биология как важная часть научного мировоззрения, отвечает на следующие фундаментальные вопросы: Что такое жизнь? Каково происхождение человека, его назначение и сущность в этой жизни, какова его биологическая и социальная природа? Каковы нравственные, искусственные и религиозные истоки человека? Каковы последствия деятельности человека для окружающей среды? Как спасти жизнь на планете?
В решении этих вопросов нужна гуманизация биологической науки, т.е. учить биологию необходимо наряду с понятиями долг, ответственность, добро и благополучие.
Согласно Базисному учебному плану «Биология» 6 класс – «Растения, бактерии, грибы, лишайники», «Биология» 7 класс – «Животные», «Биология» 8 класс – «Человек и его здоровье», «Биология» 9 класс — «Основные законы жизнедеятельности» – от 2 часов, «Биология» классы 10-11 классы – «Общая биология» – от 1 часа преподаются от класса к классу в определенном порядке. Особенностью преподавания курсов биологии в этой последовательности является то, что живые организмы преподаются по систематическим группам. Это, в свою очередь, дает возможность развивать и преподавать биологические понятия в определенной последовательности от простого к сложному. Изучая первый курс биологии учащиеся убеждаются, что строение клеток, строение организмов, их функции, способы размножения становятся все более сложными.
На сегодняшний день стоит остро вопрос о создании в школах виртуальной электронной лаборатории по биологии. В школах лабораторные оборудования не обновлялись на протяжении многих лет. Поэтому в условиях цифровизации пришло время обеспечить школьное естественно-научное образование электронными, виртуальными лабораториями.
В настоящее время для современного обучения предмета биологии рассматриваются бумажно-электронные методические комплексы (ЭМК) и средства их использования, а также инструменты управления ресурсами.
При проверке знаний учащихся не следует уделять много внимания вопросам простого воспроизведения учебного материала, необходимо предлагать учащимся компетентностно-ориентированные задания. Только при этом условии учащиеся будут использовать полученные знания в своей жизни и жизнедеятельности; ставить биологические опыты, объяснять их результаты; самостоятельно находить биологическую информацию в книгах, биологических словарях и справочниках, электронных изданиях и Интернет-ресурсах.
Документы ЮНЕСКО по устойчивому развитию до 2030 г. предусматривают равное внимание к следующим ключевым компетенциям в системе образования:
Знания – приобретение широкого круга общих знаний.
Научиться что-то делать – умение знать свое место в различных ситуациях и работать в команде вместе с профессиональными навыками.
Учиться быть личностью – приобретать способность действовать самостоятельно на основе личностного развития, мышления и принятия на себя ответственности.
Учиться жить вместе – иметь возможность понимать других людей и ценить взаимные отношения.
Сегодня экономические изменения, происходящие в республике, развитие гражданского общества требуют обеспечения качества образования. Это связано с тем, что устойчивое развитие страны требует формирования ее человеческих ресурсов и интегративных результатов на основе знаний с упором на качество во всех отраслях, прежде всего в постиндустриальном обществе. В таких условиях сам обучающийся должен быть активным участником организации образовательного процесса. Необходимо обеспечить необходимые условия для формирования гибкой образовательной траектории, меняющейся в соответствии с потребностями общества, экономики и личности.
Поэтому образование Кыргызстана инициирует и поддерживает формирование педагогов нового типа, способных к творческой деятельности, гибких, динамичных и восприимчивых ко всем изменениям, обладающих высокой мобильностью в сфере познания, обучения и воспитания, умеющих создавать условия, способствующие самореализации подрастающего молодого поколения.
Биологическое знание является ядром культурных отношений каждого человека с природой, обществом и самим собой.
В 2023-2024 учебном году учебники для школ на кыргызском и русском языках для 7-8-9 классов, написанные на основе Государственного стандарта общего образования КР и предметного стандарта по биологии, а также методические пособия для учителей и рабочие тетради для учащихся войдут в школьную практику.
Актуализация современных тенденций в образовательной практике невозможна без их анализа. К таким тенденциям относятся: многоуровневое образование; гибкость, открытость, вариативность, непрерывность, поликультурность образования, этнорегиональная направленность и подготовка к исследованию PISA-2025, а также STEAM обучение.
Одной из важнейших современных проблем биологического образования является цифровизация. Цифровизация должна идти по 4 основным направлениям.
Первое направление – это отражение информатизации, которая является одним из ведущих принципов в научном признании современного естественно-научного образования, в целях, задачах, ценностях и содержании биологического образования.
Второе направление – развитие системы форм и методов биологического образования с появлением электронных образовательных ресурсов и литературы.
Третье направление – создание принципиально новых возможностей путем проведения биологических и экологических лабораторно-практических работ, экскурсий на виртуальном уровне.
Четвертое направление – увеличение и совершенствование внеурочной деятельности биологического образования на основе телекоммуникационных проектов.
Все вышеизложенное позволит лучше понять проблемы биологического образования и найти новые пути его изучения.
В целях реализации вышеизложенного лабораторно-практические работы 7 и 8 классов курса «Биология» были выполнены в электронном формате и размещены на канале YouTube. Например, выполнено 7 лабораторных работ по курсу «Биология» для 7 класса. Среди них лабораторную работу №1 на тему «Формирование и размножение инфузорий» можно посмотреть на YouTube-канале по этой ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Ou6BdPfjQmk.
Учебник для 7-9 классов по предмету биология, учебно-методическое пособие для учителей, рабочие тетради для учащихся (на русском и кыргызском языках) написаны с новым содержанием и подготовлены как полноценный учебно-методический комплекс (указаны в списке рекомендованных учебников и учебно метдических пособиях).
Предметные компетентности, формируемые в процессе обучения биологии:
На каждом уроке биологии необходимо развивать предметные компетенции по биологии. Предметные компетентности по биологии: Распознавание и описание живых объектов ПК-1, Научные объяснения биологических процессов и явлений ПК-2, Решение различных изменений и явлений в природе с использованием научных доказательств ПК-3.
Распознавание и описание живых объектов – это умение выявлять различные ситуации в живой природе определять ключевые термины, необходимые для поиска научной информации; выявлять основные характеристики (способы, методы, средства) биологических систем.
Научные объяснения биологических процессов и явлений – это умения применять биологические знания в определенной ситуации; производить научно обоснованные описания или интерпретации биологических явлений, прогнозировать изменения в живой природе; распознавать научно обоснованные описания, объяснения и прогнозы.
Решение различных изменений и явлений в природе с использованием научных доказательств – это умения интерпретировать научные факты, данные и формировать выводы; использовать данные доказательства на практике, оценивать последствия применения достижений науки и технологии в обществе и природной среде.
Затем надо делать акцент на такие вопросы: Что следует подчеркнуть? Как способствовать формированию компетенций учащихся? и т.п. Когда учителя ставят цель урока, они должны ориентироваться на определение того, какие компетенции приобретут учащиеся.
Распределение часов курса биологии в базисном учебном плане:
№ | Классы | Биология (в неделю) | За год |
1 | 6-класс | 2 | 68 |
2 | 7-класс | 2 | 68 |
3 | 8-класс | 2 | 68 |
4 | 9-класс | 2 | 68 |
5 | 10-класс | 1 | 34 |
6 | 11-класс | 1 | 34 |
Для измерения учебных достижений учащихся применяют виды оценивания: диагностическое, формативное, критериальное и суммативное, каждый из которых реализуется в определенной форме.
Рекомендуемые виды оценочных работ для оценки результатов по предмету «Биология»
№ | Рекомендуемые виды оценочных работ | Примерное распределение доли оценки |
1 | Текущие устные ответы | 30% |
2 | Итоговые письменные контрольные работы | 20% |
3 | Лабораторные и практические работы | 20% |
4 | Самостоятельные обучающие и исследовательские работы | 15% |
5 | Контроль знаний в форме теста | 15% |
Оценивание результатов обучения на уроках биологии тесно связано с целями (ожидаемыми результатами), методами и формами обучения. Цель оценивания – определить соответствие фактических результатов обучения ожидаемым. При оценивании учебной деятельности учащихся учитель использует различные методы оценивания в соответствии с выбранными методами и формами обучения.
Основные нормативные документы
При обучении биологии в 2023-2024 учебном году необходимо учитывать следующие документы.
Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы (http://www.president.kg);
План мероприятий по цифровизации управления и развития цифровой инфраструктуры в Кыргызской Республике на 2022-2023 годы (http://cbd.minjust.gov.kg);
Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики №393 от 22.07.2022 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта школьного общего образования Кыргызской Республики»;
Концепция зеленой экономики в Кыргызской Республике под названием «Кыргызстан – страна зеленой экономики». – Утвержден постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 28 июня 2018 года №2532-VI;
Указ Президента Кыргызской Республики №77 от 19 марта 2021 года. «О мерах по обеспечению экологической безопасности и климатической устойчивости Кыргызской Республики»;
Предметный стандарт по «Биологии» для 6-11 классов общеобразовательных учреждений Кыргызской Республики (https://kao.kg);
Учебная программа по биологии для 6-11 классов (https://kao.kg).
Предлагаемые вопросы для обсуждения учителями биологии на августовских совещаниях:
— Обсуждение нового предметного стандарта
— Обсуждение структуры, содержания учебника, пособий для учителей, рабочих тетрадей учащихся по предмету Биология для 7-9 классов.
Основные проблемы преподавания Биологии, пути их решения.
Подготовка к исследованию PISA–2025, определение путей обучения биологии на основе STEM-подхода.
Развитие образовательных компетенций учителей биологии в направлении предотвращения изменения климата и функциональной грамотности, зеленых навыков через принципы устойчивого развития.
Передовой опыт по применению новых информационных технологий, интерактивных форм и методов обучения в преподавании предмета Биология.
М Сатыбекова,
научный сотрудник лаборатории естественно-научного и математического образования КАО.
Тел.: (0708) 623981,
e-mail: [email protected]
Комментарии