ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  • 17.09.2023
  • 0
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИАйнура Максуталиева,

 учительница русского языка и литературы

 СШ им. А.Калматова Кара-Кульджинского района              

Предмет: Чтение

Класс: 6 класс

Тема урока: Пословицы и поговорки

Цели уроки:

Образовательная: Узнают что такое пословицы. Какие бывают пословицы и откуда они появились? Какова роль пословиц в жизни людей?

Развивающая: Различать пословицы от других жанров, применять пословицы в речи повседневной жизни.

Воспитательная: привить любовь к литературе к Родине и своей семье.

Тип урока: объяснение нового материала.

Общие методы: работа в группах, словесный метод, наглядный метод, интерактивный метод.

Ход урока

Оргмомент

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
  2. Речевая разминка: “Проворонила ворона вороненка”. Каждый ученик рассказывают скороговорку сначала жалея, потом дразня.
  3. Работа по новой теме.

Учитель  дает понятие о пословицах:

Пословицами называются  краткие и меткие народные изречения, которые можно применить к разным случаям  жизни.

Пословицы живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны людей. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872).  Он записывал пословицы от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал по различным тематикам. Он писал, что поговорка это цветок, а пословица – ягодка.

Пословицы возникли в глубокой древности, еще  задолго  до появления письменности.

Пословицы бывают разные

О Родине: “Человек без Родины, что соловей без песни”.

О семье: “Вся семья  вместе, так и душа на месте”.

Об учении: “Не стыдно  не знать, стыдно не учиться”.

О природе: “У зайцев шерсть побелела — зима близко”.

О трудолюбии: “Будешь стараться – все будет удаваться”.

Работа в группах

Стр 93 (работа с учебником)

1-группа: Прочитает рассказ и объясняет смысл пословицы.

2-группа, 3-группа прочитают рассказ и подбирают к ним загаловки из пословиц.

Задание №1.

Соедини жанры и их примеры

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Под лежачий камень и вода не течет.

Стоит дуб,

 

В нем двенадцать гнезд,

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИВ каждом гнезде по четыре яйца,

В каждом яйце по семи цыплят.

 

 

Лапти лыковые, лыки липовые

 

Наш Полкан попал в капкан.

Лилии полили ли, иль увяли лилии

 

 

 

 

Задание №2

Распредели пословицы по группам

О труде                               О дружбе                              О семье

Без друга на сердце вьюга.

Семья в куче – не страшна и туча.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Терпение и труд все перетрут.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Занятого человека и грусть – тоска  не берет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Без труда нет плода.

Верный друг, лучше сотни слуг.

Согласие да лад, в семье клад.

Любишь кататься, люби и саночки возит.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Задание№3

Перед нами пословицы, попробуйте соотнести части из первой и второй колонок, чтобы получилась пословица. При выполнении задания пользуйтесь словарем пословиц.

  • Один с сошкой                                          оба левые
  • Язык мой — враг мой                               а большое несчастье
  • Голод не тетка                                          а семеро с ложкой
  • Бедность не порок                                   прежде ума рыщет, беды ищет
  • Два сапога пара                                        потому ее окаянную, делать и надо
  • Собака на сене лежит                             сама не ест и скотине не дасть
  • Работа не волк — в лес не убежит         пирожка  не поднесет

Игровая минутка.

— Вы устали, давайте отдохнем и частушки споем! (дети поют частушки)

Ребята, теперь запишите свою любимую пословицу на каждом лучика  солнца

Вот у нас получилось яркое, улыбающейся солнце.

Подведение итогов.

-Итак, ребята, зачем нужны пословицы и поговорки в нашей речи? Будете ли вы пользоваться ими? Я надеюсь, что ваша речь станет более выразительной и привлекательной.

Критерий оценивания  +/-

  • Знаю, что такое пословицы
  • Узнал, какие бывают пословицы
  • Узнал, откуда появились половицы
  • Узнал какова роль пословиц в жизни людей
  • Научился различать пословицы от других жанров
  • РефлекцияВспомните, ребята:-Чему вы научились?-Достигли ли вы цели урока?-Какие виды заданий вызвали у вас затруднение?-Как вы думаете, почему?

Домашнее задание

Перевести на русский язык пословицу “Кол жасабаганды илим жасайт”.

Попробуйте устно составить небольшой рассказ, а эту пословицу сделайте заголовком.

Оценивание.

Поделиться

Комментарии