ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
- 17.09.2023
- 0
Айнура Максуталиева,
учительница русского языка и литературы
СШ им. А.Калматова Кара-Кульджинского района
Предмет: Чтение
Класс: 6 класс
Тема урока: Пословицы и поговорки
Цели уроки:
Образовательная: Узнают что такое пословицы. Какие бывают пословицы и откуда они появились? Какова роль пословиц в жизни людей?
Развивающая: Различать пословицы от других жанров, применять пословицы в речи повседневной жизни.
Воспитательная: привить любовь к литературе к Родине и своей семье.
Тип урока: объяснение нового материала.
Общие методы: работа в группах, словесный метод, наглядный метод, интерактивный метод.
Ход урока
Оргмомент
- Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Речевая разминка: “Проворонила ворона вороненка”. Каждый ученик рассказывают скороговорку сначала жалея, потом дразня.
- Работа по новой теме.
Учитель дает понятие о пословицах:
—Пословицами называются краткие и меткие народные изречения, которые можно применить к разным случаям жизни.
Пословицы живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны людей. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Он записывал пословицы от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал по различным тематикам. Он писал, что поговорка это цветок, а пословица – ягодка.
Пословицы возникли в глубокой древности, еще задолго до появления письменности.
Пословицы бывают разные
О Родине: “Человек без Родины, что соловей без песни”.
О семье: “Вся семья вместе, так и душа на месте”.
Об учении: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”.
О природе: “У зайцев шерсть побелела — зима близко”.
О трудолюбии: “Будешь стараться – все будет удаваться”.
Работа в группах
Стр 93 (работа с учебником)
1-группа: Прочитает рассказ и объясняет смысл пословицы.
2-группа, 3-группа прочитают рассказ и подбирают к ним загаловки из пословиц.
Задание №1.
Соедини жанры и их примеры
Под лежачий камень и вода не течет.
Стоит дуб,
В нем двенадцать гнезд,
В каждом гнезде по четыре яйца,
В каждом яйце по семи цыплят.
Лапти лыковые, лыки липовые
Наш Полкан попал в капкан.
Лилии полили ли, иль увяли лилии
Задание №2
Распредели пословицы по группам
О труде О дружбе О семье
Без друга на сердце вьюга.
Семья в куче – не страшна и туча.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Терпение и труд все перетрут.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Занятого человека и грусть – тоска не берет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Без труда нет плода.
Верный друг, лучше сотни слуг.
Согласие да лад, в семье клад.
Любишь кататься, люби и саночки возит.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Задание№3
Перед нами пословицы, попробуйте соотнести части из первой и второй колонок, чтобы получилась пословица. При выполнении задания пользуйтесь словарем пословиц.
- Один с сошкой оба левые
- Язык мой — враг мой а большое несчастье
- Голод не тетка а семеро с ложкой
- Бедность не порок прежде ума рыщет, беды ищет
- Два сапога пара потому ее окаянную, делать и надо
- Собака на сене лежит сама не ест и скотине не дасть
- Работа не волк — в лес не убежит пирожка не поднесет
Игровая минутка.
— Вы устали, давайте отдохнем и частушки споем! (дети поют частушки)
Ребята, теперь запишите свою любимую пословицу на каждом лучика солнца
Вот у нас получилось яркое, улыбающейся солнце.
Подведение итогов.
-Итак, ребята, зачем нужны пословицы и поговорки в нашей речи? Будете ли вы пользоваться ими? Я надеюсь, что ваша речь станет более выразительной и привлекательной.
Критерий оценивания +/-
- Знаю, что такое пословицы
- Узнал, какие бывают пословицы
- Узнал, откуда появились половицы
- Узнал какова роль пословиц в жизни людей
- Научился различать пословицы от других жанров
- РефлекцияВспомните, ребята:-Чему вы научились?-Достигли ли вы цели урока?-Какие виды заданий вызвали у вас затруднение?-Как вы думаете, почему?
Домашнее задание
Перевести на русский язык пословицу “Кол жасабаганды илим жасайт”.
Попробуйте устно составить небольшой рассказ, а эту пословицу сделайте заголовком.
Оценивание.
Комментарии