ГАДЖЕТЫ В ШКОЛАХ: ПРАВИЛА ОГРАНИЧЕНИЙ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЯСНЫМИ, ОДНОЗНАЧНЫМИ И ЛЕГКИМИ К ПОНИМАНИЮ

  • 24.06.2024
  • 0

ГАДЖЕТЫ В ШКОЛАХ: ПРАВИЛА ОГРАНИЧЕНИЙ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЯСНЫМИ, ОДНОЗНАЧНЫМИ И ЛЕГКИМИ К ПОНИМАНИЮ

24 июня  текущего года Комитет по социальной политике, рассмотрел и одобрил проект Закона Кыргызской Республики «О регулировании мобильным устройством в общеобразовательной организации» в первом чтении.

По словам одного из инициаторов, депутата Нурланбека Азыгалиева, законопроект разработан в целях защиты детей и подростков от негативных воздействий мобильных устройств, таких как снижение академической работоспособности и риски в сфере кибербуллинга.

Законопроектом устанавливается, что в общеобразовательной организации политика пользования мобильным устройством в ходе образовательного процесса разрабатывается общеобразовательной организацией.

В части второй статьи 4 законопроекта вводится норма, согласно которой «правило регулирования и пользования мобильным устройством на территории общеобразовательной организации должно быть ясным, однозначным и легким к пониманию. Правило должно определять время, место и культуру пользования мобильным устройством…»

Более того, статья 5 устанавливает, что общеобразовательная организация при разработке политики и правила пользования мобильным устройством определяют специальные зоны, где мобильное устройство должны быть выключено или храниться, чтобы учащиеся не отвлекались от учебных занятий и создавали безопасную обстановку и благоприятный образовательный процесс, в которой учащиеся не могли отвлекаться и отвлекать друг друга.

Особое внимание уделено кибербуллингу. Этому явлению посвящена статья 8 законопроекта. Где устанавливается, что общеобразовательная организация и другие участники образовательного процесса создают безопасную и уважительную он-лайн среду и принимают меры для предотвращения кибербуллинга и распространения недопустимого контента в образовательной среде.

При этом, родители учащегося, учителя и учащиеся в случае выявления в отношении ученика фактов кибербуллинга либо распространения недопустимого контента вправе обратиться к руководству общеобразовательной организации с заявлением о совершаемых фактах кибербуллинга в отношении ученика, либо распространения недопустимого контента, с указанием наименования интернет-ресурса, в котором происходят противоправные действия.

В части третьей статьи 9 вводится норма, согласно которой для рассмотрения фактов кибербуллинга и распространения недопустимого контента в общеобразовательной организации создается постоянная Комиссия в составе 5 человек из числа руководства и учителей в партнерстве с родителями.  Комиссия при рассмотрении заявления о фактах кибербуллинга и распространения недопустимого контента должна соблюдать чуткость, ответственность, соответствующий индивидуальный подход к каждому заявлению, оказывать помощь жертве кибербуллинга (в случае ее установления), предотвратить дальнейшие инциденты, учить учащихся адекватному поведению в обществе и интернет-сети. Порядок деятельности Комиссии определяется актом, принимаемым общеобразовательной организацией.

Отметим, что в п.8 статьи 2. законопроекта дается следующее определение понятия кибербуллинг — запугивание с использованием мобильных устройств, происходящие в социальных сетях, платформах обмена сообщениями, направленное на то, чтобы напугать, разозлить или опозорить, путем распространения ложной информации или постов со смущающими фотографиями кого-либо в социальных сетях, отправки вредных и подлых сообщений или угроз через платформы обмена сообщениями, в том числе от имени других.

Таким образом, в данном законопроекте учтены пожелания главы  государства,  который в своих выступлениях отмечал, что необходимо  изучить опыт разных стран в части использования мобильных устройств в школах, обучить детей культуре пользования гаджетами. При этом, акцентируя внимание на том, что обучение учащихся навыкам цифровой грамотности и осознанного использования технологий должно стать частью регулирования пользования мобильным устройством в общеобразовательной организации.

Ниже  мы предлагаем подборку из мирового опыта законодательного регулирования  мобильных телефонов в школах. О применяемых в разных странах методах и формах ограничений.

 Англия

19 февраля 2024 года Министерство образования Британии обнародовало руководство, предусматривающее в числе прочего полный запрет использования смартфонов и мобильных телефонах в английских школах. Предполагается, что данная мера позволит улучшить поведение учеников и повысить эффективность образовательного процесса.

Отмечается, что по состоянию на начало 2024 года директора британских учебных заведений самостоятельно устанавливают правила использования гаджетов в школах. Новое руководство не является обязательным. При этом оно разъясняет, как следует вводить запреты на использование телефонов не только на уроках, но и во время перерывов, а также обеда.

 Франция

Во Франции телефоны запретили использовать во время занятий в школах в 2010 году, однако с 1 сентября 2018 года учащиеся начальной и средней школ лишились права вообще приносить в школы любые гаджеты, имеющие доступ в интернет. В перечне запрещенных предметов оказались не только смартфоны, но и планшеты со смарт-часами. Что касается школьников, достигших 15-летнего возраста, администрация лицеев, куда они переходят, вправе решать этот вопрос самостоятельно.

Греция

В 2018 году Министерство образования Греции запретило использование мобильных телефонов и электронных устройств в начальных и средних школах во время занятий, в частности устройств, позволяющих обрабатывать изображения и звук, в том числе наушники. Учителям в этой стране разрешено использовать свои телефоны только в учебных целях.

Италия

В декабре 2022 года министр образования Италии Джузеппе Вальдитара запретил использование мобильных телефонов во время уроков, сославшись на исследование сенатского комитета по образованию и культуре. Там мобильные телефоны сравнивают с кокаином и показывают вредное влияние неограниченного использования электронных устройств на концентрацию внимания, память и навыки критического мышления детей.

Португалия

В Португалии многолетняя дискуссия о праве учащихся на использование мобильных телефонов завершилась принятием в 2012 году постановления, запрещающего использование этих устройств во время уроков. Исключением являются ситуации, когда учитель просит использовать мобильные телефоны в качестве учебного пособия.

Испания

В Испании решение о запрете использования мобильных телефонов во время уроков принимается властями каждого автономного сообщества, в регионах Кастилия-Ла-Манча и в Галисии такой запрет действует с 2015 года. Согласно исследованию, оба региона улучшили успеваемость своих учеников, уменьшилось количество случаев издевательств над детьми в учебных заведениях.

Германия

В Германии в каждой земле действуют разные правила в отношении телефонов, причем самые строгие – в Баварии, где все цифровые носители данных, которые не используются в учебных целях, должны быть отключены в школьных помещениях, в противном случае они могут быть временно конфискованы.

Словакия

В Словакии до начала учебного года 2022/2023 действовал запрет на использование мобильных телефонов во время уроков в начальных школах. Однако он был отменен, теперь каждая школа устанавливает свои правила. На практике запреты действуют только на уроках, и соблюдение их во многих случаях проблематично.

Канада

В Канаде данный вопрос решается на региональном уровне. К примеру, в Онтарио все школы придерживаются запрета на использование мобильных телефонов, а в Квебеке он распространяется исключительно на государственные образовательные учреждения.

США

В  США все зависит от законодательства, действующего в конкретном штате. К примеру, в Массачусетсе этот вопрос находится в компетенции руководства школы, а в Нью-Йорке – городских властей.

 Китай

С 2021 года в Китае учащимся всех начальных и средних школ не разрешается приносить телефоны в школу, если у них нет специального разрешения, но даже в этом случае их нельзя использовать во время уроков. Такие запреты уже действовали в некоторых учреждениях, и, по данным СМИ, в крайних случаях у студентов, нарушивших запрет, отбирали и уничтожали телефоны.

Россия

6 декабря 2023 года Государственная дума приняла закон «О совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса». Документ, в частности, запрещает школьникам пользоваться мобильными телефонами и другими гаджетами с SIM-картами на уроках. Закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

Таджикистан

Таджикистан стал одной из первых стран в Центральной Азии, где задумались над вопросом использования смартфонов в школах. Так, весной 2007 Душанбе принял меры по ограничению их использования.

Это стало следствием принятия закона «О традициях и обрядах», а также было учтено в рамках компании по борьбе с роскошью.

Приказом министра образования было запрещено применение телефонов на территориях школ, колледжей и вузов

В 2009 году депутаты нижней палаты парламента Таджикистана одобрили поправки в законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и «О начальном профессиональном образовании».

С этого времени в общеобразовательных школах, средне-специальных учебных заведениях и вузах запрещено использование мобильных телефонов не только для учеников и студентов, но и для преподавателей.

Узбекистан

Узбекистан в этом плане пошел своим путем. Постановление кабмина №139 от 2012 года регламентировало «создание необходимых условий для обеспечения дальнейшей эффективности образовательно-воспитательного процесса, снижение рисков в сохранности здоровья учащейся молодежи и получения качественного образования».

С этого времени стало действовать Положение о порядке пользования мобильными телефонами в образовательных учреждениях Республики Узбекистан. В соответствии с этим документом при посещении образовательного учреждения необходимо перевести телефон в режим «Без звука».

Введенные правила касаются не только учеников, но и преподавателей, посетителей и иных лиц, прибывших в учебное заведение и находящихся на его территории.

Ученикам запрещено носить телефон в карманах, вешать его на шею и класть на стол.

При использовании телефонов в учебных заведениях есть одно исключение – все ограничения на использование средств связи снимаются при возникновении ЧС.

 Сейитжан Апышев

 

Поделиться

Комментарии