проектная деятельность – это один из самых эффективных способов развития ребенка как личности

  • 02.10.2025
  • 0

Очень важно с начальной школы вовлекать детей в исследовательские проекты. Именно в этом возрасте зарождается жажда знаний, то самое «почему?» и «как?». Будучи учителем начальных классов, я вижу в проектной деятельности невероятный потенциал для развития ребенка как личности, как исследователя. Моя практика показывает, что даже маленькие дети способны на удивительные открытия и креативные решения, если правильно направить их энергию и предоставить необходимые инструменты.

проектная деятельность – это один из самых эффективных способов развития ребенка как личности

Свою проектную деятельность я начала много лет назад, когда поняла, насколько стандартная программа не раскрывает весь потенциал младших школьников. Увидеть любопытство в глазах ребенка, направить его энергию в нужное русло, помочь ему самому прийти к открытию – вот что, на мой взгляд, является истинным призванием учителя.

Все началось с малого, с крошечных проектов в классе. Индивидуальные работы, групповые исследования — мы старались охватить все сферы. «Почему листья меняют цвет?», «Как строят дома муравьи?», «Как жили наши предки?» — вопросы сыпались один за другим, и каждый из них отправлял нас в увлекательное путешествие в мир знаний.

проектная деятельность – это один из самых эффективных способов развития ребенка как личности

Первые проекты часто кажутся простыми и наивными, но, именно, они закладывают фундамент для более серьезных исследований в будущем. Помню, как в одном из вторых классов мы работали над проектом «Вода – источник жизни». Эта тема, казалось бы, лежит на поверхности, но сколько всего удалось узнать и исследовать! Мы изучали свойства воды, проводили простые опыты с фильтрацией, выясняли, откуда берется вода в кране и как ее нужно беречь. Дети с увлечением рисовали плакаты о важности экономного использования воды, сочиняли стихи и сказки.

Эти первые опыты показали, насколько дети способны на самостоятельную работу, насколько им интересно самим добывать информацию, проводить эксперименты и делать выводы. Уже тогда мы начали участвовать в школьных, районных и городских конкурсах исследовательских проектов, и, к моей огромной радости, наши юные исследователи стали занимать призовые места. Эти небольшие победы стали мощным стимулом для дальнейшего развития.

проектная деятельность – это один из самых эффективных способов развития ребенка как личности

Со временем мы вышли на новый уровень – стали участвовать в международных проектах. Помню, как волновались перед конкурсом Кыргызпатент. Наши ребята представили свой проект и получили заслуженное 1 место в Кыргызстане, а затем и 2 место в Санкт-Петербурге. Это была настоящая победа, которая показала, что даже младшие школьники могут конкурировать на международной арене.

И нас так затянуло! Проектная деятельность стала неотъемлемой частью нашей школьной жизни. Мы участвовали в самых разных конкурсах и проектах, всегда стараясь выбрать что-то интересное и актуальное для детей. Мы строили макеты, создавали настольные игры, книги.

Совсем недавно, мои ребята из 1 и 4 классов стали победителями Международного конкурса «Классная дружба» от АНО «Евразия»! Представляете, какая радость – узнать, что твои ученики едут отдыхать в лагерь «Морская звезда» на берегу Черного моря! Это не просто отдых, это возможность расширить свой кругозор, познакомиться с новыми людьми, увидеть мир и, конечно же, получить массу новых впечатлений.

Моя роль в проектной деятельности – это роль наставника и помощника. Я помогаю детям сформулировать цели и задачи проекта, подобрать необходимые ресурсы, контролирую ход работы и даю советы. Но самое главное – я стараюсь не навязывать свою точку зрения, а позволить детям самостоятельно прийти к своим выводам и открытиям.

Я стараюсь всегда поддерживать инициативы учеников, поощрять их любопытство и помогать в реализации самых смелых идей. Конечно, не всегда все проходит гладко. Иногда возникают трудности с поиском информации, с проведением экспериментов, с оформлением результатов. Но, именно, преодоление этих трудностей и делает проектную деятельность такой ценной.

Хочется отметить, что нашими главными помощниками в организации исследовательской деятельности являются родители. Родители помогают в выборе темы, поиске информации, Проведении экспериментов, подготовке презентаций. Я стараюсь всегда поддерживать инициативы учеников, поощрять их любопытство и помогать в реализации самых смелых идей. Конечно, не всегда все проходит гладко. Иногда возникают трудности с поиском информации, с проведением экспериментов, с оформлением результатов. Но, именно,  преодоление этих трудностей и делает проектную деятельность такой ценной.

проектная деятельность – это один из самых эффективных способов развития ребенка как личности

Я горжусь успехами своих учеников. Самое главное – я вижу, как проектная деятельность меняет их, делает их более любознательными, уверенными в себе, способными к самостоятельному мышлению. Они учатся работать в команде, находить общий язык с людьми разных возрастов и национальностей, представлять свои идеи и отстаивать свою точку зрения.

Я уверена, что проектная деятельность – это один из самых эффективных способов развития ребенка как личности. Это возможность раскрыть его потенциал, научить его учиться, думать, творить и, конечно же, любить мир вокруг себя. И я, как учитель, буду продолжать помогать своим ученикам в этом увлекательном путешествии – от маленьких проектов в классе до международных вершин!

Л.В.ШУБИНА, учительница начальных классов школы №24 г.Бишкек

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться

Комментарии