PISA-2025: Тяжело в ученье, легко в пилоте

  • 12.04.2024
  • 0

PISA-2025: Тяжело в ученье, легко в пилоте

Министерством образования и науки КР издан приказ согласно которому в связи с задержкой по предоставлению материалов на соответствующих языках со стороны ОЭСР, ACER и CapStAn, незавершенности Программы виртуальной машины TAO для Кыргызской Республики, которая должна работать в офлайн- режиме для прохождения тестов компании OAT, Пилотное исследование переносится на срок с 15 сентября по 24 октября 2024 года.

МОиН КР утверджден список школ для проведения пилотного исследования PISA-2025 . Пилотное тестирование пройдет в 66 школах КР, согласно вышеназванного приказа, с 15 сентября по 24 октября 2024 года. Что это за школы и какие это школы — столичные, городские, муниципальные, государственные, элитарные?   Русскоязычные или кыргызскоязычные?  По каким критериям отбирались эти школы?  Это требования (критерии) ОЭСР или МОиН КР?  Место и роль учителя в пилоте? Кто он — физик, математик или специально обученный педагог? Если их обучали, то чему, когда, где? Эти вопросы мы адресовали Национальному проектному менеджеру PISA — 2025 Онолкан Уманкуловой:

-По поводу выборки образовательных организаций, которые будут участвовать в пилотном исследовании, надо отметить, что  для полевого исследования были отобраны 66 школ. Школы были отобраны международной компанией Westat на основании статистических данных, которые формировались МОиН КР, используя ИСУО. Westat — это организация, входящая в международный консорциум организаций, проводящих PISA-2025 и именно эта компания ответственна за организацию выборки. Данные собирались еще с сентября 2023 года и до сегодняшнего дня проводились долгие процедуры по согласованию, рассмотрению, утверждению многочисленных данных в соответствии с требованиями PISA — 2025. В связи с тем, что в 2024 году проводится пилотное исследование, то в этом году выборка была не такой строгой. Для начала нужно понять для чего проводится пилотное исследование. Оно проводится для того, чтобы технически подготовится к основному исследованию, понять с какими техническими сложностями Кыргызская Республика может столкнуться, что нам необходимо предусмотреть, чтобы основное исследование прошло без срывов.

 По итогам пилотного исследования не будут делаться предварительные выводы о возможном уровне образования в КР или возможных позициях КР в общем рейтинге стран. Это лишь технический этап подготовки к основному исследованию в 2025 году. Поэтому  для пилотного исследования именно в Кыргызской Республике, со стороны Westat были согласованы и утверждены такие требования к выборке школ:

— школы должны быть либо только кыргызскоязычными, либо только русскоязычными и допускается включение 3-х школ смешанного типа, т.е. школы, где обучаются и на русском, и на кыргызском;

— выборка должна быть представлена только государственными и частными школами;

— в пилотном исследовании могут участвовать те школы, в которых учится не менее 57 учеников, родившиеся в период с 1 января по 31 декабря 2008 года;

— выборка проводилась по всем областям, кроме Ошской и Чуйской областей (г.Бишкек и г.Ош включены в выборку);

Исходя из этих требований и критериев совместно с компанией Westat, которая и определяла конечную выборку, были определены 66 школ для участия в пилотном исследовании. Очень важно отметить, что эти критерии были выдвинуты только для пилотного исследования, и только с целью проверки технической готовности страны к PISA-2025. В 2025 году требования к выборке будут совершенно другими, и там, конечно же, будет гораздо большее количество школ участвовать в отборе.

Что касается принципов отбора школ, то они для всех стран одинаковые — всё основано на строгих статистических законах выборки, и мы никогда не знаем, кто в конечном итоге попадет в финальный отбор. Критерии отбора варьируются в каждой стране по отдельности, т.к. это зависит от общего контингента учеников, размеров страны, опций, которые выбрала страна для участия в PISA, количество языков, на котором будет проводиться PISA в стране,  возможности стран иметь доступ к определенным данным со 100% гарантией их достоверности и многое другое. Все это влияло на сбор данных и формирование конечной выборки для пилотного исследования в 2024 году, которое проводилось еще с прошлого года в рамках огромной работы, которая была проведена командой по проведению PISA совместно с МОиН КР

Казалось бы, сегодня у всех на слуху только одно число  — 66 школ, которые попали в выборку для полевого исследования. Однако, чтобы получить эту цифру и определить список школ, вошедших в это число была проведена огромная работа, которая длилась больше полугода с участием многих лиц как внутри страны, так и за рубежом.

Относительно вопроса о месте и роли учителя в пилотном исследовании следует отметить, что надо в первую очередь понять, что на PISA невозможно «натаскать» систему. То, как устроены задания в PISA, просто не позволяют «натаскать» систему за 1 или 2 года. Навыки, которые оценивает PISA через свои тесты, формируются годами у учеников и учителей. И в формировании этих навыков большую роль играют все представители школы — от учителя до директора, ну, и конечно же, всё базируется на политике МОиН КР.

PISA будет проверять функциональную грамотность по чтению, математике, предметам естественно — научного цикла (химия, физика, биология и география) и обучение в цифровом мире. Представляется для этого нужен не один учитель-предметник, а как минимум семь учителей-предметников. Однако занимаясь подготовкой к проведению PISA последние 2 года, у меня вырисовался свой образ учителя, который, по моему мнению, может сформировать те навыки, которые требуются для успешного прохождения PISA.

Это учитель, который:

 — глубоко знает и любит свой предмет, свою работу и своих учеников. Интересуется их успехами и переживает, если у какого-нибудь ученика что-то не получается. И главное — он пытается выяснить: почему у ученика такие сложности в восприятии материала.

 — это учитель, который отлично владеет цифровыми инструментами — компьютером, соответствующими программами.

— это учитель, который активно использует материалы из научных журналов по своему предмету, обсуждает с детьми чаты в форумах в интернете по своей теме, учит детей распознавать правду…

Сейитжан Апышев, «Кут Билим»

Поделиться

Комментарии