ОТ ФИЛОСОФИИ К ВЕБ-ДИЗАЙНУ

  • 15.11.2021
  • 0

Ровно два месяца потребовалось Жусупу – преподавателю колледжа для того, чтобы изменить свои взгляды на жизнь, пережить профессиональную трансформацию и найти свое призвание. Всего 320 академических часов учебной программы и бессонные ночи практических занятий позволили молодому человеку в корне изменить отношение к работе, в том числе к восприятию философии. После завершения обучения Жусуп сам начал преподавать этот курс и вдохновил десятки молодых людей на успешную реализацию в сфере IT технологий. Благодарный своей судьбе, бывший преподаватель философии одного из колледжей г.Бишкек, сегодня является основателем собственной компании по медиа и бизнес продвижению. В копилке этой компании имеются реализованные проекты по продвижению в Кыргызстане известных брендов, таких как Tchibo и Bosh.

История молодого преподавателя
из Кыргызстана, изменившего свою
жизнь за два месяца

Эти два месяца обучения на курсах веб-дизайна были предложены ему профессиональным лицеем на бесплатной основе по линии образовательного фонда. На тот момент молодой философ даже не предполагал, как круто может измениться его жизнь благодаря новым навыкам. Лицей готовит специалистов в сфере связи, предлагает освоить более 10 видов профессий на краткосрочных курсах. Среди этих краткосрочных курсов профессия веб-дизайнера является одной из самых востребованных.

Профессионально-техническое образование в Кыргызской Республике имеет развитую сеть государственных профессиональных лицеев и включает в себя более 100 учебных заведений. Образованием взрослых в стране также занимаются частные провайдеры обучения, которые представляют неформальное образование, способны отвечать вызовам и тенденциям современности.

Начало второй декады 21 века для всего человечества стало периодом радикальных изменений и смены ценностных ориентаций. Меняется восприятие мира, мышление, подходы к действиям, обучению и жизнедеятельности в целом. Вынужденный выход из «зоны комфорта» под воздействием внешних факторов и применение новых социальных ролей для человека стало большим испытанием на прочность. Социальные взаимоотношения на микроуровне в семье, на мезо уровне среди коллег, сослуживцев и социума, а также на макроуровне среди структур и лиц, принимающих решения, претерпели существенные изменения и определенные отклонения. Макро экономические процессы также испытаны на устойчивость в период пандемии. Вынужденная социальная, региональная и международная изоляция, временное отсутствие многообразия доказали невозможность желаемого развития и продвижения. Отсутствие живых коммуникаций во многих сферах жизнедеятельности оказало негативное влияние на результат, при этом, в некоторых сферах позволило найти новые, более эффективные методы и подходы к работе.

Все эти факторы и вызовы «нового мира» привели к действиям иного характера, к изменению подходов в том числе к образованию. Вызовы динамично меняющегося мира приводят к вынужденной трансформации, к деятельности в принципиально иных условиях. Выявлены приоритеты в востребованности тех или иных навыков, профессий, знание цифровых технологий стало важным и необходимым для всех возрастных категорий для взаимодействия с внешним миром.

Будучи обладателем высшего образования, Жусупу посчастливилось получить новые навыки на краткосрочных курсах, благодаря которым его ежемесячный доход увеличился в десятки раз. Неформальное образование это инструмент, который позволяет найти новое призвание независимо от возраста, гендера и этнической принадлежности. Это новая возможность стать счастливым. Любимое дело, дорогая сердцу профессия помогают человеку в самореализации, позволяют ощутить полезность и получать удовольствие, тем самым продлевая жизнь.

Продвижением и развитием неформального образования в Кыргызской Республике занимается Кыргызская Ассоциация Образования Взрослых (КАОВ). КАОВ – это организация, содействующая повышению благосостояния населения в Кыргызской Республике через продвижение и развитие неформального образования. Целью ассоциации является обеспечение доступности образования на протяжении всей жизни, отвечающего потребностям человека в профессиональном развитии и личностном росте.

За 15 лет своего существования КАОВ удалось зарекомендовать себя как организацию, координирующую развитие и продвижение Образования Взрослых на страновом уровне. Узнаваемость ассоциации увеличивается из года в год в связи со стратегическим развитием организации и взаимодействием с партнерскими организациями на всех уровнях. Основной акцент в деятельности КАОВ направлен на содействие в обеспечении устойчивости деятельности членов ассоциации, а также развитие социального партнерства. Данная инициатива на сегодняшний день имеет успешные результаты и распространяется как положительный опыт в развитии.

На базе Центров Обучения – членов КАОВ проводятся различные курсы профессионального направления, которые насчитывают более 50 профессий. Большим спросом среди населения пользуются курсы гражданского направления. За короткое время слушатели получают необходимый объем информации и знаний, который позволяет им продвинуться в повседневной жизнедеятельности.

На сегодняшний день КАОВ насчитывает 16 действующих Центров Обучения в регионах республики. Статистические данные с 2006 года деятельности насчитывают более 785 курсов, на которых обучено 12492 человека. Отрадным является то факт, что 63% от общего числа обученных составляют женщины.

Отсутствие гендерных стереотипов в образовании, в том числе в регионах также подтверждаются результатами локального исследования, проведенного на районном уровне в начале 2021 года . При корреляции гендерных данных и данных по уровню образования (рис.1) выяснилось, что разброс лиц по разным образовательным уровням идентичен в каждой гендерной группе. Учитывая тот факт, что женщин в опросе приняли участие на 4% больше, чем мужчин, количество лиц с высшим образованием среди мужчин больше на 9 человек нежели среди женщин (на 3%), лиц со средним специальным образованием среди мужчин больше, чем среди женщин всего на 2%.

ОТ ФИЛОСОФИИ К ВЕБ-ДИЗАЙНУ

 

На рис. 2 показаны ответы респондентов по желаемым курсам и направлениям для развития. 65% опрошенных желают посещать языковые курсы. Предположительно это потенциальные трудовые мигранты, которым необходимы языковые навыки страны назначения. 60% выразили востребованность в профессиональных курсах, более тысячи опрошенных (28%) нуждаются в знаниях в сфере права. 17% участников опроса желают пройти курсы финансовой грамотности. Курсами психологии и решением семейных и брачных вопросов интересуются 13% и 14% соответственно.

В период пандемии COVID-19, когда люди оказались в вынужденной социальной изоляции, обострились вопросы эффективных внутрисемейных коммуникаций и адекватного взаимодействия с ближайшим социумом. С учетом социально-экономического положения граждан, отсутствием работы, приостановкой денежных переводов от членов семей, находящихся в трудовой миграции, повышением цен на товары первой необходимости, резко снизилась покупательская способность у населения. Указанные факторы оказали существенное влияние на психоэмоциональное состояние людей, что привело к увеличению конфликтов в семьях и росту семейного насилия. Предположительно указанные обстоятельства повлияли на мнение опрошенных жителей в части потребности в курсах психологии и решения семейных вопросов.

ОТ ФИЛОСОФИИ К ВЕБ-ДИЗАЙНУ

С учетом сложившейся ситуации, актуальными являются курсы «Семья и семейные ценности», «Пути саморазвития в современных условиях», «Сохранение семейных ценностей», «Взаимоотношения в семье и ближайшем социуме». В рамках деятельности КАОВ при поддержке DVV International подобные гражданские курсы успешно апробированы и проводятся на базе Центров Обучения – членов ассоциации и могут быть мультиплицированы в исследуемом регионе.

Одним из примеров обучения гражданского направления является проведенный курс на базе одного из региональных Центров Обучения в городе Нарын. Реализован 3-х дневный курс для депутатов Местного Кенеша (Совета) на тему «Функциональные обязанности депутатов Местного Кенеша». Местные Кенеши зачастую состоят из местных инициативных лиц, самовыдвиженцев, которым необходимы базовые знания об их правах и обязанностях. Согласно комментариям тренера курса, до обучения представители Местного Кенеша обладали ошибочными суждениями относительно структуры деятельности, отчетности, работы в комитетах и взаимодействия с населением. Опрос слушателей после завершения курса показал повышение компетентности участников с 38% до 95%. В интервью местному каналу организатор курса сообщила, что этот курс привлек внимание руководства района, которое намерено распространить данный курс на все Местные Кенеши всех Айыл Окмоту (сельских управ). При этом источником финансирования первого курса является DVV International, проведение курса для оставшихся пунктов планируется из средств местного бюджета. Данный эффект мультипликации курса свидетельствует о потребности в постоянном повышении уровня знаний. Курс позволил выявить потребность в обучении не только уязвимых слоев населения, но также и представителей руководящих позиций.

С учетом аграрной ориентированности экономики регионов Кыргызстана, среди профессиональных курсов востребованными являются профессиональные курсы по переработке сельхоз продукции, сферы растениеводства и животноводства. «Вкусным» проектом называется курс по переработке молока, который не теряет свою актуальность на протяжении последних 10 лет. После обучения слушатели мотивируются к повышению своего дохода посредством производства и реализации молочной продукции, объединяются в жамааты (группы), либо готовят продукцию для своей семьи. Не менее 30% выпускников курса используют полученные знания и навыки на практике, тем самым увеличивают семейный доход, не выезжая в трудовую миграцию.

Не менее востребованным является курс домашнего ветеринара, проводимый в городе Нарын. Тренинг состоит из 80 академических часов, в ходе которых слушатели получают базовые знания и навыки по диагностике заболеваний домашних животных, оказанию необходимой помощи и содействию ветеринарам в вакцинации. В рамках курса соискатели получают необходимую информацию по препаратам для лечения, их дозировке в зависимости от диагноза и лечебному сопровождению. Со слов слушателей курса, в ходе обучения они работают над своими ошибками, получают научно обоснованные ответы на вопросы и могут различить рекомендации местного ветеринарного аптекаря, тем самым не нанося вред животным. Таким образом, у сельских жителей появляется возможность выращивать экологически чистую продукцию животного происхождения.

Данные курсы проводятся по принципу «ближе к дому», что является одним из преимуществ членов КАОВ. Тренеры выезжают в села, где укомплектованы группы вместе с необходимым оборудованием, на месте проводят теоретическое и практическое обучение. По завершении курсов наиболее успешным слушателям выдаются сертификаты.

За 15 лет деятельности Центры Обучения наладили социальное партнерство на местах, созданы Советы социальных партнеров. Эти дискуссионные площадки по образованию и обучению взрослых позволяют эффективно решать актуальные задачи, обмениваться информацией и формировать курсы под заказ. Центры Обучения принимают участие в государственных тендерах на проведение курсов, имеют налаженное взаимодействие со службами занятости по обучению безработного населения. В курсы профессионального направления также включаются темы по бизнес-планированию, финансовой грамотности, что позволяет выпускникам курсов быстро адаптироваться к рыночным условиям.

Историй успеха, схожих с трансформацией Жусупа, на базе Центров Обучения КАОВ насчитываются десятки. Нарынский центр не является исключением. В ходе мониторинга мне удалось познакомиться с обладателями успешных историй в г.Нарын. Об этом в следующей статье.

Из воспоминаний Жусупа о его детстве, это 90е годы 20 века, в их доме не было телевизора, молодая семья жила на съемных квартирах, не говоря уже о других благах. Тем не менее его родители нашли возможность заработать больше и отправили сына (Жусупа) в Кыргызский Государственный Национальный Университет на факультет философии. Он успешно окончил вуз, проживал свою жизнь так как ему говорили его родители. По такому шаблону его жизнь продолжалась до тех пор, пока он не попал на курсы веб-дизайна.

Многие люди находят свое призвание спустя определенное время, по счастливой случайности, благодаря возможности получить новые навыки. Неформальное образование приобретает большую актуальность в быстро меняющемся мире. Старания КАОВ направлены на то, чтобы каждый желающий обучиться новому имел такую возможность в свободном доступе.

Об авторе:

Чолпон Карагул кызы является исполнительным директором Кыргызской Ассоциации Образования Взрослых с октября 2020 года. Обладая опытом в сфере образования и обучения взрослых в основной деятельности ассоциации акцентирует внимание на внедрение новаторских идей, поиск путей оптимизации деятельности, повышение квалификации тренерского состава, а также развитие государственного частного партнерства. Профессиональный опыт работы, полученный в государственных структурах, навыки проведения исследований, опыт, полученный в международных организациях и непосредственно в образовании и обучении взрослых, позволяет ей применять соответствующие подходы при развитии и продвижении социального партнерства. В перспективе Чолпон в лице КАОВ видит устойчивую структуру с развитой сетью провайдеров неформального образования по всей республике с широким спектром предлагаемых услуг для повышения благосостояния населения.

О КАОВ:

КАОВ – организация, содействующая повышению благосостояния населения в Кыргызской Республике через продвижение и развитие неформального образования.

Кыргызская Ассоциация Образования Взрослых образована в 2006 году и является институтом, объединяющим провайдеров в сфере образования для совместного развития и продвижения образования взрослых в Кыргызстане. В свете роста потребности в приобретении новых навыков среди взрослого населения, для быстрой адаптации в быстро меняющихся условиях рыночной экономики со стороны КАОВ ведется непрерывная работа по усилению внимания на образование взрослых.

www.kaea.kg

Instagram — #kaov.kg

Facebook — @kaea.kg

Поделиться

Комментарии