КОМУ ДОВЕРИТЬ ОБУЧЕНИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ

  • 12.05.2022
  • 0

М. Бабакулов,
 директор Аккредитационного агентства
«Эл баасы»

КОМУ ДОВЕРИТЬ ОБУЧЕНИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ

В настоящее время в нашей республике особое внимание уделяют на внедрение независимой аккредитации в образовательных организациях. Этому процессу предшествуют результаты изучения опыта передовых стран мира.

Независимая аккредитация образовательной деятельности учебных заведений в Кыргызской Республике осуществляется c 2016 года. Постановлением Правительства КР №438 от 4 августа 2014 года было утверждено положение о Национальном аккредитационном совете. Последующим, были разработаны нормативно-правовые акты регулирующие данный процесс:

  • Порядок признания аккредитационных агентств в области образования;
  • Минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики;
  • Порядок аккредитации образовательных организаций и программ.

Аккредитационные стандарты и критерии вышеуказанного Минимального требования были разработаны на основе Европейских аккредитационных стандартов, принятых в 2015 году в Ереване на совещании министров образования европейских стран, подписавших Болонскую дек-
ларацию.

С указанного периода в Кыргызстане, аккредитацию образовательных организаций проводят независимые агентства, признанные Национальным аккредитационным советом, в Кыргызстане их шесть, два из них, из соседнего Казахстана.

Независимое аккредитационное агентство «Эл баасы» является одним из указанных, выше. Оно было признано Национальным Аккредитационным Советом 4 апреля 2017 года. В настоящее время оно — член Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) и Центральную и восточноевропейскую сеть агентств по обеспечению качества высшего образования (SEENQA)/Данное Агентство, как неправительственная и некоммерческая организация, свою финансовую деятельность, осуществляет согласно своего Устава и периодически проходит независимую аудиторскую проверку. Последний аудиторский анализ был проведен Аудиторской компанией «АК-Аудит» в октябре 2020 года, по результатам которой, финансовая деятельность агентства оценена как положительная.

Процедура аккредитации образовательных организаций и программ состоит из трёх этапов: самооценки, внешней оценки и принятия решения.

Самооценка образовательной организации/программы проводится на основании требований Государственных образовательных стандартов, а также стандартов и критериев, определяемых Агентством в соответствии с Минимальными требованиями, предъявляемыми к аккредитуемым образовательным организациям начального, среднего и высшего профессионального образования КР.

Учебное заведение направляет отчет по самооценке в аккредитационное агентство, специалисты которого его изучают и отправляют обратно с замечаниями. Доработанный отчет по самооценке пересылается для ознакомления членам экспертной комиссии. Визит экспертов в учебное заведение для внешней оценки длится два дня, после чего представляется отчет экспертной комиссии.

Отчёты по самооценке учебными заведениями составляются на основе требований аккредитационных Стандартов и их Критериев в зависимости от вида оценки образовательной деятельности. Количество критериев оценки могут быть разные, но все они составлены в рамках требований нормативно-правовых актов в области образования Кыргызской Республики.

Оценка выполнения аккредитационных стандартов или критериев возможна в трех вариантах: «выполняется», «выполняется с замечаниями», «не выполняется». Если выполняются все стандарты (пусть даже с замечаниями), принимается решение «Полная аккредитация на пять лет». При невыполнении одного-двух стандартов принимается решение «Условная аккредитация на один год или на три года». Если не выполняется более двух стандартов, принимается решение «Не аккредитовать». Стандарт считается невыполненным, если 1/3 часть всех его критериев оценивается как «не соответствует».

Принятие решений осуществляется простым большинством голосов членов аккредитационного совета, созданного при Агентстве по аккредитации образовательных программ и организаций. В Совет входят представители государства, профессиональных сообществ и секторов экономики.

В настоящее время учебные заведения Кыргызстана начали сис-темно работать над повышением качества профессионального образования. Усилилось взаимодействие всех заинтересованных сторон. Мы
уделяем особое внимание на деятельности работодателей, так как именно они больше заинтересованы в подготовке качественного специалиста. Не менее важен ежегодный мониторинг выполнения рекомендаций экспертных комиссий.

Однако, руководство, сотрудники и эксперты Независимого аккредитационного агентства «Эл баасы»
при проведении программной и институциональной аккредитации сталкиваются со следующими проблемами:

  1. Существуют различные типы образовательных учреждений, которые отличаются многообразием направлений и специальностей образовательных программ.

При аккредитации, согласно статье 9 закона «Об образовании КР», мы должны были устанавливать статус образовательной организации, определить его тип, вид и категорию. Такие вопросы поднимались при аккредитации следующих образовательных организаций, таких как Кочкор-Атинский региональный колледж, Баткенский региональный колледж, Джалал-Абадский колледж «НУР», Алабукинский колледж, Инновационный колледж «Мурас», Сулюктинский региональный институт, Кызыл-Кийский многопрофильный институт.

  1. В рамках одной образовательной организации высшего профессионального и среднего профессионального образования встречались дублирующие структурные подразделения (институты, колледжи) для обучения студентов и подготовки кадров по одной специальности.

Такие дублирующие бакалаврские направления и специальности имелись в Кыргызско-Узбекском, Баткенском и Жалал-Абадском государственных университетах. Аккредитационное агентство поставило вопрос об изменении структуры указанных вузов в течение одного учебного года, чтобы не было дуб-лирование направлений и специальностей согласно статье 37 закона «Об образовании Кыргызской Республики».

  1. Имелись случаи невыполнения лицензионных требований, связанных с отсутствием спортивного или актового зала, а также нарушения процедуры арендования учебного помещения как государственного, так и частного учебного заведений.
  2. Отдельные образовательные профессиональные программы пока еще не обеспечены соответствующими высококвалифицированными кадрами, не созданы соответствующие выпускающие кафедры, т.е. не выполняются лицензионные нормативы.

Такие вопросы требуют принятия взвешенного и обоснованного решения. Кыргызская пословица гласит: «Калк айтса, калп айтпайт», что переводе означает: «Народ молвит правду». Поэтому название «Эл баасы» связано с тем, что мы при аккредитации опираемся на мнение народа, то есть на мнение стейкхолдеров и общества.

В данное время учебные заведения начали осознавать, что аккредитация, как основное средство обеспечения необходимого качества образования, позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную и государственную формы контроля.

Практика аккредитации показывает, что в перспективе оценки деятельности образовательных учреждений необходимо:

  • обеспечить прогресс в образовании за счет постоянно обновляемых критериев и принципов оценки эффективности образования;
  • стимулировать развитие образовательных учреждений и совершенствование образовательных программ путем непрерывного самообследования и планирования;
  • гарантировать обществу, что учебное заведение или конкретная образовательная программа имеют правильно сформулированные цели и условия их достижения;
  • обеспечить помощь в становлении и развитии учебного заведения и в реализации образовательных программ.

В связи с этим Аккредитационное агентство «Эл баасы» в 2021 году разработало очередное поколение стандартов и критериев Программной и Институциональной аккредитации образовательной деятельности, с учетом изменений в законодательстве республики в области образования.

Опираясь на накопленный опыт работы по аккредитации, отмечаем, что в первую очередь необходимо усилить роль процесса самообследования образовательных учреждений, результаты которого рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества их деятельности. Отсюда вытекает необходимость дальнейшего развития практики отчётности о различных аспектах деятельности образовательных учреждений, которые должны отражать:

  • миссию, цели и задачи образовательного учреждения, в т.ч. по отношению к обеспечению качества образования и выполнению государственных образовательных стандартов;
  • структуру образовательных программ, их содержание, деятельность, требования к условиям для их реализации;
  • организацию системы обеспечения качества образования;
  • состав обучающихся, их успеваемость, а также оценку обучающимися учебных программ;
  • достижения выпускников, их успешность на рынке труда и/или в дальнейшем продолжении образования;
  • основные финансовые показатели деятельности образовательного учреждения, уровень его ресурсного обеспечения.

Учитывая, что анализ документов, представляемых для аккредитации, осуществляет экспертная комиссия по аккредитации, признанная компетентной в установленном порядке, необходимо уделить особое внимание на отбор экспертов, которые обладают специальными знаниями в области предмета аккредитационной экспертизы, имеет высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере образовательной или управленческой деятельности не менее чем три года, отвечает квалификационным требованиям  экспертам, осуществляющим функции по выработке обеспечения политики гарантии качества и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Результаты аккредитационной экспертизы оформляются заключением комиссии по аккредитационной экспертизе и информация о проведении аккредитационной экспертизы размещается на своем официальном сайте НАА «Эл баасы» www.elbaasy.kg в сети «Интернет».

Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе рассматривается коллегиальным органом Аккредитационного совета «Эл баасы». При положительном решении выдаётся свидетельство об аккредитации, оформленное свидетельство через ЗАО «Тартип». В свидетельстве об аккредитации устанавливается срок действия аккредитации не более пяти лет. В случае отказа в аккредитации, Аккредитационное агентство по согласованию с экспертной комиссией по аккредитации направляет заявителю письмо с мотивированным отказом.

Свидетельство об аккредитации подтверждает право образовательного учреждения на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по аккредитованным образовательным программам.

В случае, если требуется изменение наименования образовательного учреждения для приведения в соответствие с его статусом или не выполнения одной или двух стандартов, установленным при аккредитации, выдаётся временное свидетельство об аккредитации, с указанием соответствующего
срока.

Поделиться

Комментарии