ГОССТАНДАРТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ОСНОВА НОВЫХ ПЕРЕМЕН

  • 29.04.2021
  • 0
ГОССТАНДАРТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  – ОСНОВА НОВЫХ ПЕРЕМЕН

Улан Мамбетакунов,
доктор педагогических наук, профессор, вице-президент КАО

ГОССТАНДАРТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  – ОСНОВА НОВЫХ ПЕРЕМЕН

– Для чего необходим Государственный образовательный стандарт?

В начале я хотел бы начать со слов министра образования и науки Алмазбека Бейшеналиевича, которое он озвучил на презентации программы МОН на период 2021-2023 гг.: «У нас с вами есть уникальная возможность, когда мы вместе можем изменить наше настоящее и будущее». Поэтому отрадно, что, именно, сейчас идет обновление основного нормативного документа школьного общего образования, т. е. Государственного образовательного стандарта, который определяет принципы, структуру, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников на разных уровнях обучения и приобретаемые ими компетентности. Также он является основой для проведения оценки качества
образования.

Раньше Госстандарт был документом, который лежал в кабинете директора или завуча, и некоторые учителя даже не знали о его существовании. Сейчас это уже документ, к которому учителя обращаются в любой момент для организации образовательного процесса.

Хотелось бы отметить, что Государственный образовательный стандарт является обязательным для выполнения всеми образовательными организациями независимо от форм собственности.

– Почему сейчас начался процесс обновления Госстандарта школьного общего образования? И как часто нам необходимо обновлять его?

Согласно статье 5 Закона Кыргызской Республики «Об образовании», в Кыргызской Республике устанавливаются государственные образовательные стандарты на все уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование.

Пересмотр и обновление государственных образовательных стандартов производятся не реже одного раза в пять лет.

Стандарт, которым мы сейчас пользуемся, был принят постановлением Правительства Кыргызской Республики №403 от 21 июля 2014 года. С тех пор прошло больше пять лет, и за этот промежуток времени изменились требования к системе образования, которые необходимо отразить в данном
документе.

– А какие задачи стоят сейчас перед системой образования?

Основная задача — это подготовка детей к вхождению в социальную, экономическую и культурную жизнь общества, формирование практических, жизненных навыков.

Согласно Указу Президента Кыргызской Рсепублики «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности» в задачи образования, отраженные в проекте Госстандарта, были включены и создание максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого учащегося, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, формирования навыков самообразования, самопознания и саморазвития личности, а также обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям, условия для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей.

– Мы давно уже говорим о компетентностях. А как они будут отражены в новом Госстандарте?

Как известно, компетентность – это интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний и умений в определенной ситуации (учебной, личностной и профессиональной). В Госстандарте указаны ключевые компетентности, которые должны формироваться на протяжении всего процесса обучения. Помимо этого, выделяются и предметные компетентности, которые отражены в предметных стандартах и формируются в рамках изучения школьных предметов. Считается, что указанные компетентности, формируемые у учащихся в период обучения, достаточны для личностного и профессионального развития выпускника
школы.

В мире уже давно говорят о навыках будущего (гибкие навыки), которые помогут нашим детям адаптироваться в изменяющемся мире. Сегодня важны такие способности, как быстро учиться, мыслить системно, генерировать идеи, адаптироваться к изменениям, эффективно взаимодействовать и общаться с другими людьми. И вот в рамках предлагаемых в Госстандарте компетентностей мы вполне можем достичь этого. Конечно же, при обязательном соблюдении учителями различных методик в процессе обучения.

– Кто занимается пересмотром Государственного образовательного стандарта?

Приказом министра образования и науки Кыргызской Республики А.Бейшеналиевым была создана рабочая группа по разработке проекта Государственного образовательного стандарта школьного общего образования Кыргызской Республики. В данной группе представители министерства образования, Кыргызской академии образования, РИПКиППР, КГУ им. И. Арабаева, эксперты и, что самое важное, представители школ, которые будут основными фигурами, реализующими требования Госстандарта.

– Какие возможны изменения в содержание Госстандарта?

Сегодняшний мир ставит перед образованием вполне решаемые задачи: учащиеся должны учиться с интересом, теоретические знания должны быть применимы на практике, обучение в классе должно проходить в увлекательной форме, и все это должно принести хорошие плоды в будущем учеников.

Мы сейчас много говорим о STEM  образовании (science – естественные науки, technology – технологии, engineering – инженерия and mathematics – математика). Благодаря этому направлению наши учащиеся могут понимать логику происходящих явлений, их взаимосвязь, изучать мир как единый компонент большой системы. При этом у них развивается любознательность, формируются творческий стиль мышления, компетентность решения проблем, вырабатываются навыки командной работы и обеспечивается новый уровень зрелости
учащегося.

Данные подходы также включены в Госстандарт, но важно отметить, что все требования данного документа не будут осуществлены сразу. Это долгий процесс, который реализуется через содержание предметного стандарта, учебной программы, учебно-методические комплексы, а также методики преподавания школьных предметов учителями.

Помимо этого, рассматриваются вопросы интеграции и пересмотр содержания школьных предметов. Но мы не можем одномоментно изменить на корню всю систему образования, нужна поэтапность. Как известно, реформы в образовании дадут свои плоды не сегодня, а через определенный промежуток времени. Главное, целенаправленно идти к реализации поставленных
задач.

Подготовил К.ЧЕКИРОВ

 

Поделиться

Комментарии