ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВЛАДЕЕМ ЛИ МЫ ЕЮ?

  • 25.03.2022
  • 0
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВЛАДЕЕМ ЛИ МЫ ЕЮ?

Учащиеся Кыргызстана, которым в 2025м году исполнится 15 лет, будут участвовать в третьем исследовании PISA. Соответственно, на коллегии была пересмотрена работа реализации плана действий во всей системе образования. Дорожная карта, разработанная ранее, на данный момент пересмотрена, и на итоговом совещании будет довершена, и утверждена. 24 февраля 2022 года состоялся семинар для руководителей городских, районных отделов образования, руководителей ВУЗов, готовящих и выпускающих студентов с педагогической специальностью, на котором они были ознакомлены с теми задачами, которые предстоит решать. Если говорить о том, что раньше была программа, по которой учащийся должен был только получать, воспроизводить свои знания и этого было достаточно, то сейчас этих знаний не хватает.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. В свою очередь, это исследование направлено на проверку наличия знаний, применяемых в повседневной жизни.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВЛАДЕЕМ ЛИ МЫ ЕЮ?

Почему говорится, что детям, уже с младшего школьного возраста, необходимо владеть функциональной грамотностью? Сейчас ребёнок должен уметь читать, понимать, что он читает, применять то, что узнал к тому, где это пригодится. То же самое касается предметов естественно-научного цикла (география, биология), математики, что не просто решать сложные задачи высочайшего уровня, а уметь знать, для чего им это, уметь производить элементарные расчёты, которые пригодятся в жизни.

Составляющими функциональной грамотности являются:

  1. Читательская грамотность;
  2. Естественно-научная грамотность;
  3. Математическая грамотность;
  4. Финансовая грамотность;
  5. Креативное мышление;
  6. Глобальные компетенции.

Работа по подготовке
к PISA-2025

В 2006, 2009 годах тестирование проводилось на бумаге, с несколькими вариантами ответов, а сейчас задания будут предоставлены в электронном варианте, через компьютер. Естественно, нужно чтобы не только дети могли владеть знаниями IT, но и учителя должны обеспечить надлежащий уровень. Надо разработать блок заданий тестирования по всем предметам, с учетом того, чтобы и учитель мог помочь ребенку разобраться. Готовых вариантов ответов нет, тут за два часа работы, ученик должен ответить так, как считает нужным, потом все ответы будут обработаны компьютером.

Кто будет принимать участие в этом исследовании – не известно. Так как это будут пятнадцатилетние ученики 8х, 9х классов, учащиеся колледжей, лицеев и даже те подростки, которые находятся в колонии для несовершеннолетних, то есть диапазон опроса и участия огромный. К 2025 году подрастет нынешнее поколение четвероклассников и пятиклассников, которые будут потенциальными участниками международного исследования PISA.

Есть трудности в подготовке учебно-методической литературы, так как разработать новые учебники не представляется возможным, надо использовать тот потенциал, который есть, и наработан, перевести на кыргызский язык, там, где есть в этом необходимость или работать на русском языке.

Для работы в обновленном формате нужна прозрачная информация об обеспеченности кадрами. По словам главного специалиста Управления школьного, внешкольного и дополнительного образования О.Брызгаловой:

– Перед институтом повышения квалификации стоят задачи по работе с учителями. Предстоит глобальная работа по переподготовке кадров. Школы, имеющие сильный потенциал в педагогических кадрах, будут оказывать помощь тем школам, где уровень еще не достаточен. Здесь задача районных, городских отделов образования состыковывать методическую работу. В свою очередь, разрабатываются, и согласовываются тесты по предметам, состоящим в исследовании. На данный момент ЦООМО провёл выборочное тестирование, результаты которого ожидаются.

Методическая помощь для учителей начальных классов

Львиную долю участия возложил на себя проект USAID «Окуу керемет!» – это пятилетний проект, который начал свою деятельность 1 ноября 2019 года и направлен на улучшение результатов обучения чтению и математике в начальных классах. Он охватывает своей деятельностью 1686 или 75% общеобразовательных школ в стране: это 300 тысяч учащихся младших классов, более 13500 учителей начальных классов, 5000 администраторов школ, специалистов Рай/
ГорОО и школьных библиотекарей.

3 марта 2022 года Проект USAID «Окуу керемет!» передал обучающие материалы по чтению (электронные и печатные тренинговые модули по чтению) для учителей начальных классов Республиканскому институту повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики.

В мероприятии приняли участие директор РИПКиППР Алмаз Токтомаметов и директор проекта USAID «Окуу керемет!» Лиана Гертч.

Модули по пяти базовым навыкам чтения, разработанные в предыдущем проекте USAID «Время читать», были адаптированы в формат электронного курса на базе системы электронного обучения «Moodle». Второй курс, который состоит из пяти продвинутых модулей по чтению и письму, разработан в рамках проекта «Окуу керемет!», как для очного, так и для дистанционного обучения. Оба курса предназначены для учителей начальных классов, и содержат новые подходы и стратегии обучения чтению и письму в начальной школе.

Кроме этого, огромную работу проводит еще один проект «Образование для будущего». Цель проекта заключается в улучшении подготовки детей к школе и повышении эффективности учителей дошкольной подготовки и средней школы в целевых сообществах. Цели проекта связаны с целью Национальной стратегии развития КР на 2018-2040гг.

— обеспечить доступ к качественному образованию, ориентированному на развитие гармоничного человека, который реализует свой индивидуальный потенциал, приобретает практические знания и компетенции, позволяющие ему адаптироваться к изменениям в мире, быть конкурентоспособными востребованным.

В рамках проекта планируется создать:

— 500 ДО, которые будут посещать 25000 детей;

— 1200 школ и 8 педагогических колледжей будут оборудованы электронными библиотеками;

— 36 000 учителей целевых школ будут обучены цифровой грамотности;

— 8 000 учителей начальной школы будут обучены по корректирующему чтению;

— 14 00 учителей математики/естественно-научных дисциплин начальной и средней школы будут обучены по эффективной организации учебного процесса;

— Предстоит улучшить систему измерения результатов учебного процесса, оказание поддержки, связанной с проведением ТДФ 2023 (4+8 классы) и участием в PISA 2025.

На данный момент подготовлены Технические задания для тренеров по обучению учителей:

а) коррективному чтению;

б) физики, химии, биологии, математики и основам STEM – образования;

в) учителей начальных классов инновационным педагогическим технологиям;

г) цифровой грамотности.

Согласно целям проекта, по всем вышеуказанным направлениям разработаны и согласованы планы мероприятий.

Все работы проводятся совместно с МОН КР, НЦОКОИТ, РИПКППР/ОИПКППР, КАО, РайОО.

При всём этом возникает ещё один вопрос: должен ли только учитель и ученик владеть функциональной грамотностью? Ведь ученик, получивший эти знания, делится ими не только со сверстниками, но и с родителями. А по грубым подсчётам, основной массой родителей являются те граждане, которые в свои 15 лет «провалили» результаты исследований PISA-2006 и PISA-2009. На этом месте цепочка чуть пошатывается, так как взаимодействие остается не полным.

«Образование определяет будущее страны и общества. Когда власти выбирают между срочным и важным, необходимо осознавать, что это образованные люди создают сильную экономику, а не наоборот. Безграмотных, образованных людей у страны будет НАСЕЛЕНИЕ, которым надо управлять и кормить. А образованное ОБЩЕСТВО мыслящих людей будет создавать креативную экономику, больше зарабатывать, и приводить к власти своих лучших представителей», — пишут Маматкалил Разаев и Шамиль Ибрагимов в своей статье «Откуда взялись «балконские», фабрики троллей, и, почему похищают девушек? Поиск причин провала в школьном образовании» 28 февраля 2022.

Айнура АСАНАЛИЕВА, «Кут Билим»

 

Поделиться

Комментарии