ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С .А. ЕСЕНИНА

  • 01.02.2021
  • 0
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С .А. ЕСЕНИНА
Средняя общеобразовательная школа № 77 Города Бишкека
План – конспект онлайн урока по русской литературе
 на тему : ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С .А. ЕСЕНИНА

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С .А. ЕСЕНИНА

 Класс : 11 –« Б»
Подготовила : Учитель русского языка и литературы Мадаминова А.П.
  2020 – 2021 учебный год
Тема урока : Жизнь и творчество С.А.Есенина.
Тип урока: Комбинированный урок.
Вид урока: Аналитическая беседа.
Оборудование урока: Наглядные пособия, мультимедийный проектор с экраном, презентация.
В условиях онлайн урока: использование различных новых приложений
(google meet, whatsApp, xrecorder) .                               
 Межпредметные связи: Русский язык, информатика, музыка, история.                                         
                                         Цели урока:                                          
 Образовательная:
 Углубить представление учащихся о жизни и творчестве  С. Есенина.
Воспитательная: Воспитывать творческие способности учащихся.
 Развивающие:
  1. Развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  2. Формировать, развивать коммуникативные, информативные компетенции.
                              Ожидаемые результаты:
  1. Формирование и развитие познавательных способностей учащихся
  2. Воспитывать интерес к изучению русского языка и литературы.
  3. Формирование коммуникативных и информационных компетенций;
  4. Развитие творческих способностей учащихся.
                                                      Ход урока
Эпиграф  урока : «Моя лирика жива одной  Большой любовью, любовью к Родине»           
( С.А.Есенин).
Организационный момент: Здравствуйте, ребята!
 Рада приветствовать вас  на сегодняшнем уроке
Инструктаж учеников по проведению урока (с какими приложениями будет проводится урок).
        Объявление темы  урока, постановка целей урока
Сегодня  мы поговорим с вами о жизни и творчестве самого известного и читаемого поэта в мире. Еще из учебного материала младших классов  вы помните строчки из его прекрасных стихотворений « Белая береза», » Поет зима — аукает». Несмотря на короткую жизнь, он оставил глубокий след в мировом и русском литературном  наследии. На первый взгляд, его лирика, кажется, простой и понятной для каждого читателя. Но это  заблуждение. Многие литературоведы считают творчество поэта сложным, даже загадочным. Наверное, вы уже догадались, о каком поэте серебряного века пойдет сегодня речь?
Ученик:  Урок будет посвящен Сергею Есенину.
Учитель: Правильно. Тема урока «Жизнь и творчество Сергея Есенина».
(Просмотр портрета поэта)
Цель нашего урока – познакомиться с новыми фактами жизни и творчества Есенина.        
                                         Словарная работа:
 Иможинизм — в переводе с латинского языка – образ, литературное направление в русской поэзии 20 века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. 
  Новокрестьянские  поэты — условное  собирательное название группы русских поэтов серебряного века крестьянского  происхождения. 
Мотивация учебной деятельности
    Ребята, прежде чем мы перейдем непосредственно к теме нашего урока, хотелось бы  услышать ваше мнение об учебных дисциплинах, которые вы  изучаете в школе.
—Как вы считаете, для чего вам они нужны?
Ученик:  Без знания этих учебных дисциплин мы не сможем работать на промышленном предприятии.
 Ученик: Без знаний  не сможем путешествовать по миру  и  знакомиться с разными людьми.
 Ученик: Эти знания необходимы  каждому человеку, независимо от того, кем он работает: инженером, офицером, летчиком.
Учитель: Да. Молодцы. А каким образом  вам в жизни пригодится  литература?
Ученик:  Литература – вводит нас  в мир книжных героев, знакомит  с писателями и поэтами и их произведениями, а главное литература учит жизни.
                              Изучение нового материала
Учитель:  Ребята, изучение литературы необходимо каждому из нас , потому что литература выступает как хранитель памяти поколений и служит серьезной опорой для  гуманистического  и морально- нравственного воспитания молодого поколения.Читайте книги. Сегодня на уроке жизни нас будет учить Сергей Есенин. Всем известно, что изучение творчества любого писателя, поэта, художника, музыканта, не будет полным без изучения его биографии, поэтому вашему вниманию предоставляется презентация под названием « Биография С. Есенина»
—Просмотр презентации по приложению –xrecorder.
                            Описание презентации
Слайд № 1: Портрет поэта С. Есенина.
Слайд № 2: Биография  Есенина С. А. Сергей Александрович Есенин1895-1975. Великий русский поэт. Представитель  новокрестьянского поэтического  искусства и иможинизма в литературе.
Слайд № 3:Детство и образование. Родился 21 сентября  (3  октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье  крестьянина.
 Слайд № 4 :Начало литературного пути. Впервые стихотворения Сергея Есенина были  опубликованы в 1914 году.
 Слайд№ 5: Сближается с группойц «новокрестьянских поэтов « и сам увлекается этим направлением. После публикации  первых сборников (« Радуница», 1916 год) поэт получил широкую известность.
Слайд № 6:  В 1918  — 1920 годах Есенин увлекается  имажинизмом, выпускает сборники стихов « Исповедь хулигана «(1921) , «Трерядница» (1921), « Стихи скандалиста» (1923), « Москва кабацкая» (1924).
Слайд № 7: Личная жизнь. После знакомства с танцовщицей  Айседорой Дункан в 1921 году Есенин вскоре женится на ней.
Слайд № 8:  До этого  жил с А.Р. Изрядновой (имел с ней сына Юрия), З.Н. Райх ( сын Константин, дочь Татьяна ),  Н. Вольпиной ( сын Александр).
 Слайд № 9: Последние годы жизни и смерть. В дальнейшем творчестве Есенина очень критично были описаны российские лидеры (1925, «Страна негодяев»)
. Слайд № 10: Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого  — Софье Андреевне. Слайд № 11: Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной того, что  новая жена  поместила  Сергея  в психоневрологическую больницу.  Слайд № 12: Эта черная полоса в биографии Сергея Есенина, которая заканчивается трагически:  побег в Ленинград (Санкт Петербург) и смерть.
 Слайд № 13: 28 декабря 1925 года наступила смерть Есенина, его тело  нашли в гостинице  « Англетер».
  Беседа на восприятие  учебного материала и комментирование презентации
(Используют приложение- whatsApp)
— Какие новые факты биографии Есенина  вы узнали?
 – Какие черты характера поэта вам близки?
—Каким вы видите Есенина? 
Обобщение и систематизация знаний и умений (используют приложение google meet)
 Учитель: Детство Есенина  прошло среди полей и степей. Родником, питавшим поэта, были сказки, песни, Частушки, Которые он слышал  от деда и бабки. Уже тогда он воспринимал по-своему самые простые вещи.
      «Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда  она вместе  с кругами отплывала от их рогов» — вспоминал позже поэт.
Вот так родился на Рязанской земле поэт.
Продолжим рассказ о дальнейшей жизни и становлении поэтического мастерства Сергея Есенина. В 1912 году Сергей Есенин в 17 летнем возрасте приехал покорять Москву.
Считая себя поэтом, Есенин отказался  работать  с отцом в мясной  лавке  приказчиком и сам  выбрал себе  место  с крохотным жалованьем в типографии, рассчитывая здесь печатать свои стихотворения.  В корректорской  никто из сотрудников его поэтом не признает (еще бы, они готовят к изданию произведения великих русских поэтов), а редакции газет и журналов, где юноша показывает свои стихи, отказываются их публиковать. Только  курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела  в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Для Есенина это период был самым изобильным  в его творчестве. Он написал 70 прекрасных стихотворений. Именно с этого времени он состоялся как поэт. Этот период  в жизни поэта можно назвать « изрядновским периодом».
Не случайно в это время  появились главные строки :
             Если крикнет Рать святая:
           « Кинь ты Русь, живи в раю!»
            Я скажу: Не надо рая.
            Дайте родину мою».
Каждая  Есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Родине.
Он сам говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью  к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве»
—.Назовите стихотворения  С. Есенина, посвященные теме Родины?
Ученик: « Гой ты, Русь моя, родная …»
Ученик: « Спит ковыль, равнина дорогая «
 Ученик: « Русь», « Край ты мой заброшенный.
Учитель: Совершенно верно. Кто может прочитать отрывок из этого стихотворения?
Ученик:   Гой ты, Русь, моя родная,
                  Хаты — в ризах образа…
                 Не видать конца и края —
                 Только синь сосет глаза.
                Как захожий богомолец,
                Я смотрю твои поля.
                 А у низеньких околиц
                Звонно чахнут тополя.
               Пахнет яблоком и медом
               По церквам твой кроткий Спас
               И гудит за корогодом
               На лугах веселый пляс.
Учитель:  Как вы считаете, какова главная мысль этого стихотворения?  
Ученик: Главная мысль  этого стихотворения —  поэт ставит Родину выше рая. Это говорит о том, что он никогда на променяет Родину на другую страну.
Учитель: Откройте 102  страницу  учебника и  пусть  каждый из вас  прочитает стихотворение « Спит ковыль. Равнина дорогая…».
 Стихотворение, написанное С.А. Есениным в 1925 году, стало еще одним криком души поэта, сильно и верно любящего свою Родину.
Это был период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на  ее  историю.
Какое настроение создают строки стихотворения?
 Какова главная тема стихотворения?
Ученик: Тема стихотворения – Любовь к  Родине.
Ученик: Это стихотворение – размышление о судьбе Родины и о своей жизни
. Ученик: У меня это стихотворение вызвало грустное чувство, будто поэт прощается  с читателем.
Обратите внимание на новые слова, которые могут быть вам непонятны. Толкование  значений  этих новых слов  даны  здесь же (справа).
.Учитель: Тема Родины  и природы тесно переплетаются  в творчестве  С. Есенина.
  Стихи Есенина о природе  необычайно красочны. Есенин написал стихотворение « Береза» как воспоминание о своем детстве – перед  его домом  в Рязанской губернии как раз росла такая красавица. Стихотворение было написано в 1913 году .
Тема – красота символа России, который прекрасен вне зависимости от времени года. Природа у Есенина переливается всеми цветами радуги, которые есть  в природе во все времена года. Стихотворения Есенина  не только красочны, но и мелодичны.
На музыку положено  более 1290 стихотворений поэта. 
 Послушайте  стихотворение  С. Есенина «Письмо матери»  в исполнении Александра Малинина (отправить ученикам видеозапись песни  при помощи приложения — whatsApp).
 Учитель: Понравилась ли вам эта песня?
-Что вы  чувствовали  слушая эту песню?
 — О чем мечтают  мамы по отношению к своим детям?  
-Чтобы их дети стали какими?
Ученики: Мамы хотят, чтобы их дети  были воспитанными , порядочными, образованными.
 Учитель: Молодцы, ребята. Любовь к Родине, к природе  начинается с любви к матери, к родному очагу. Сколько тепла, заботы  видим  и  чувствуем  мы  от наших родителей. Сергей Есенин  очень трепетно и нежно относился к своей матери. В любви к матери поэт признавался часто, ей посвящал самые лучшие стихи:
                         Ты одна мне  помощь и отрада,
                         Ты одна мне несказанный свет.
 Это строки из стихотворения  «Ты запой  мне ту песню…». Только материнская  песня, как колыбельная, может успокоить сердце, стать спасением, когда рушится мир.
Для поэта это были трудные годы. Потому что Октябрьскую революцию Есенин принял безоговорочно, но принимал по – своему, с крестьянским   уклоном». Произведения, написанные Есениным  в то время (« Преображение», «Инония») проникнуты  бунтарскими настроениями.  В своих произведениях поэт пытается  осмыслить революционные события, понять к чему приведет революция.
 Последнее  поэтическое произведение поэта —  трагедийная поэма « Черный человек».
Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни : ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Только за  границей Есенин понял, какие грандиозные перемены происходят  на Родине. После возвращения  из-за границы Есенин посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ  не помнит о нем, Поэт пишет : Вот так страна! Какого ж  я   рожна  орал, что я с народом дружен. В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растраченных силах, от его поэзии веет безысходностью.
  Есенин – поэт, не разлюбивший свою страну, не отказавшийся от нее. Он постарался принять новый мир, хотя  и не испытывал  такого восторга перед революционными переменами.  Но Есенину это не  удалось.
28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в его номере. Накануне он встречался с друзьями, никаких странностей в его поведении они не  заметили. По официальной версии, поэт совершил самоубийство.
В завершении урока, я попрошу вас  выполнить следующие виды работ :
  1. Составить синквейн по творчеству С.А. Есенина.
  2. Составить акрослово.
 Пояснение:  «Акрослово» — это характеристика, зашифрованная  в буквах слова, связанных по смыслу. Буквы вертикальной строки составляют  осмыленное  слово.
Предполагаемые ответы учеников: Синквейн                                                
                                                   Есенин
                                     красивый, искренний
                                 сочинял, мечтал, творил 
                                 народный поэт 20 века 
                                               творец
Акрослово:  Е — Естественный
                       С — Свой
                       Е – Единственный
                       Н – Настоящий
                       И – Искренний
                       Н — Народный
                        Подведение итогов урока:
 Обратная связь через платформу  google meet.
 Учитель отправляет в группу учеников приложение  google meet. и приглашает      присоединится для обсуждения пройденного урока.
Все ученики используют приложение google meet и активно  высказывают свои мнения.
—  Что мы узнали нового о творчестве поэта С.А. Есенина?
Ребята, хочу вас поблагодарить за наш совместно проведенный урок.
 Вам понравился  сегодняшний урок?
  Выскажите свое мнение  о сегодняшнем уроке используя комплименты.
 Комплименты бывают разные – похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах. Попробуйте оценить вклад друг друга  в урок и поблагодарить одноклассников за проведенный урок.
  Оценивание  учеников.
 Домашнее задание:  Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Спит ковыль, равнина дорогая», стр.102
Поделиться

Комментарии