Я КЫРГЫЗСТАНЕЦ И ЭТИМ Я ГОРЖУСЬ!
- 02.06.2021
- 0
Подведены итоги районных туров уникального проекта
«Межрегиональный конкурс вокалистов, сольных исполнителей танца и игры на национальном музыкальном инструменте
«Я Кыргызстанец и этим я горжусь — 2021»,
реализуемого на протяжении 6 лет Министерством образования и науки КР и Республиканским учебно-методическим центром эстетического воспитания «Балажан».
В Кыргызстане стало доброй традицией, проведение Межрегионального детского конкурса вокалистов и сольных исполнителей народного танца «Я Кыргызстанец и этим я горжусь!». Очередной конкурс стартовал в январе 2021 года. Это не вероятно, но такого ажиотажа желающих принять участие не ожидали все. Около 20 тысяч ребят, со всех районов и городов Кыргызстана представили различные, яркие музыкальные номера.
Сегодня развитие каждого суверенного государства опирается на национально-культурные традиции, на осознание каждым человеком своей национальной принадлежности, на уникальные и неповторимые достижения культуры, доказавшие свою значимость в процессе эволюции этноса, на его природную среду, на достижения в различных областях духовной жизни. Взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообогащение ценностей культуры и образования — важнейшее условие реализации новой образовательной стратегии.
Иначе говоря, творчество — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия-искусству.
Очевидно, что с раннего возраста «именно в искусстве ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность».
Но, в настоящее время вызовы «нового времени» нарушают выстраивание ценностного мира и культурной системы у детей, отстраненных от традиций, ведут к потере им мировоззренческих основ, смыслов жизни, духовному и личностному кризису, продолжается процесс «отчуждения» подрастающего поколения от своих этнокультурных традиций, что подрывает и без того слабые основы духовного единства страны, приводит к наркомании, алкоголизму, совершению правонарушений, суициду среди детей.
Государство обеспокоено решением этих проблем. Опыт показывает, что избежать современным детям «культурной потерянности», найти путь к отечественным корням, к своему этнокультурному сообществу, наладить межпоколенное взаимодействие помогает обращение к традициям культуры.
Данные обстоятельства актуализируют необходимость поиска новых путей для организации образовательного процесса, которые будут способствовать раскрытию задатков и способностей, творческого потенциала детей.
Сегодня большие возможностей для общения детей с традициями культуры есть в формах внешкольного дополнительного образования, которые в силу своих особенностей быстро и гибко адаптируются в новой среде.
Так, деятельность внешкольных организаций дополнительного образования Кыргызстана по художественно-эстетическому направлению позволяют внести серьезный вклад в сохранение и пропаганду духовных богатств кыргызского народа, организацию работы по развитию творчества детей. Использование различных форм работы: занятий детей в кружках и студиях, участие в концертах, фестивалях и конкурсах самодеятельного творчества и искусства, создают зоны успеха, непосредственно связанные с удовлетворением потребности ребенка в самовыражении.
Одной из перспективных и инновационных форм работы педагогов внешкольных организаций является проектная деятельность. Проекты, разрабатывающиеся и реализующиеся в сфере музыкально-эстетического развития, стали системой стимулирования и развития индивидуального творчества ребенка, умения работать в режиме сотворчества.
Ярким примером служит уникальный проект «Межрегиональный конкурс вокалистов, сольных исполнителей танца и игры на национальном музыкальном инструменте «Я Кыргызстанец, и этим я горжусь», реализуемый на протяжении 6 лет Республиканским учебно-методического центром эстетического воспитания «Балажан». Проект осуществляется ежегодно на протяжении 8 месяцев и представляет поэтапный конкурсный отбор. Около 20 тысяч детей проходят школьные туры, которые переходят в районные, затем в областные и победители встречаются в финале.
За эти годы «требовательность, настойчивость, уверенность в себе, твёрдость, решительность и др., а также профессионально важные черты характера, способности, совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, определенный опыт их применения на практике» позволили педагогам целенаправленно, систематически в рамках проекта воздействовать на ребенка для совершенствования профессионального мастерства, способности воспринимать и оценивать прекрасное в труде.
Ведущим условием творческого развития ребенка является личностно-ориентированный подход педагогов. Он предоставил возможность достижения поставленных задач, помог в самоопределении детей, привил навыки, которые помогают успешно действовать в изменяющемся мире, определиться с будущей профессией. Конкурс, проводимый среди индивидуальных исполнителей игры на народном инструменте и сольных хореографических номеров, вокалистов, регулярно знакомит детей с музыкальными произведениями, авторами песен и мелодий, с традициями хореографического искусства кыргызского народа, что формирует духовно-богатую и нравственно цельную, гармонично развитую личность, обладающую самостоятельным мышлением, опирающуюся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности.
Важным условием для проявления творческих способностей ребенка является создание педагогами внешкольных организаций допобразования творческой атмосферы в рамках конкурса. Правильный подбор музыкального материала с учетом склонностей, интересов и способностей каждого ребенка, установление наиболее целесообразных отношений с детьми, побуждает, стимулирует раскрытие внутренней творческой энергии.
Неоценимое значение педагоги придают воспитанию чувства ответственности и гордости. Финальный тур конкурса освещается на центральном телевидении, дети-финалисты и их руководители принимают участие в утренних программах телеканалов, которые транслируются во всех регионах страны и за выступлениями детей следят и болеют как близкие и родные, так и учащиеся родной школы, жители села, города, который они представляют. Все это дает воспитаннику возможность пережить успех, почувствовать уверенность и ответственность перед обществом. Финал этого года состоится в конце мая, а пока состоялись районные отборочные туры во всех районных центрах Кыргызстана.
Для участников конкурс создаются условия для повышения мастерства с ведущими профессионалами страны. В рамках проекта разработана специальная программа мастер-классов именитых и популярных вокалистов, исполнителей танца и хореографов, виртуозов игры на народных инструментах, среди которых народные и заслуженные артисты, профессора ведущих профильных вузов страны, солисты госфилармонии, театра оперы и балета.
Так, проведенный анализ показывает, что заметно увеличилось количество участников на всех этапах проведения конкурса (с 800 детей в 2016г. до 20000 детей в 2021г.).
Эти показатели доказывают, что конкурс стал стимулом для педагогических коллективов организаций дополнительного образования в открытии новых направлений в кружковой и студийной деятельности по республике, а также привлечения к работе с детьми специалистов – профессионалов. С 2016-2021 учебного года успешно выполняют задачи музыкально-эстетического образования и воспитания детей детские школы вокала, студии аранжировки и композиции, введены интегрированные программы: в танцевальных, хореографических кружках введены занятия по дизайну танцевальных костюмов, в вокальных объединениях — занятия хореографией и т.д. Положительная динамика наблюдается и в создании новых детских творческих объединений — это 22 ансамбля народного и современного танца, 28 фольклорных инструментальных ансамблей, 32 кружка и студий вокального исполнения. Педагоги смогли превратить межрегиональный конкурс «Я Кыргызстанец и этим я горжусь» в профориентационную площадку для многих детей и подростков. Около 11% обучающихся, получив предпрофессиональную подготовку поступают в вузы для продолжения обучения по музыкально-эстетическому направлению.
И так, впереди большой Финал! Всем удачи!!!
— Я понял, что только стремление идти вперёд и кропотливый труд дают желаемые результаты.
Благодаря конкурсу я приобрёл много друзей, многому научился, с большим удовольствием участвовал в нем.
Я горжусь, что исполняю патриотические песни.
И все свои знания, силы, умения, творчество, я отдам за свой народ, за свою землю, за свой Кыргызстан!
Да, «Я Кыргызстанец и этим я горжусь!»
Элмурза Абдимиталипов Кара-Кулжинский район Ошская область
Во время конкурскного выступления в нашем районе я чувствовала легкость и удовольствие от любимого танца. Для меня танцы – это не просто увлечение, это любовь на всю жизнь. Надеюсь на победу в финале, хотя победа в раонном конкурсе “ Я Кыргызстанец – и этим я горжусь!” –только начало моего танцевального пути.
Самара Исканова Лейлекский район Баткенская область
— В данное время занимаюсь танцами в центре детского творчества Кара-Суйского района.
Межрегиональный конкурс повлиял на меня с лучшей стороны, так как я узнала много интересного о творчестве и мире танца. Если не было бы таких конкурсов, мы остались бы в тени.
Салайдинова Анжелика Кара-Суйский район Ошская область
— Конкурс «Я Кыргызстанец и этим я горжусь» дал возможность укрепить связи между молодыми исполнителями разных регионов Кыргызстана и конечно же продемонстрировать свои исполнительские способности, навыки и фантазию. А так же обмеяться опытом и повысить профессиональное мастерство педагогов нашего региона.
Дилярам Нуралиева
Куратор проекта «Я Кыргызстнец и этим я горжусь» по Ошской области
Своей победой я обязан в первую очередь своей маме и педагогу, которые днями и ночами работают со мной.
За проведенное время на конкурсе я познакомилась и подружилась со многими ребятами. Обстановка была удивительно спокойной и доброжелательной.
А самое главное, я поняла, что Кыргызстан – моя Родина, мой дом, которым я горжусь и очень дорожу.
Через этот конкурс я еще больше поверила в свои силы.
Улан кызы Сезим Город Нарын
Танцевальный конкурс сольных исполнителей возложил на меня ответственность, как на представителя города Ош. Моя задача была не просто показать набор движений, а дотронуться до каждого зрителя, зарядить всех добротой и моей энергией. В своих танцах я подчеркиваю, что я патриот своей страны, что я горжусь своей нацией, люблю всех кто живет рядом со мной.
Я всем благодарна, за помощь в познании себя. Благодарю своего хореографа Эльмиру эже, за то, что она поверила в меня и привела к победе.
Я живу в Кыргызстане, в прекрасной стране, окруженной горами, дышу кристально чистым воздухом, разговариваю на кыргызском языке, танцую кыргызские танцы, и все это потому что
“Я Кыргызстанка и этим я очень горжусь!”
Айжан Авазбекова Победитель финала 2019 года Город Ош
.
Комментарии