Августовский педагогический форум «Алтын Казык – образование, меняющее эпоху»

  • 18.08.2025
  • 0

18 августа 2025 года в город Ош начало свою работу главное мероприятие в сфере образования – Августовский педагогический форум «Алтын Казык – образование, меняющее эпоху», организованное Министерством просвещения Кыргызской Республики.

Августовский педагогический форум «Алтын Казык – образование, меняющее эпоху»

Министр просвещения Догдуркул Кендирбаева, на встрече с журналистами перед началом мероприятия   подчеркнула, что   педагогический форум,  направлен на изменения, которые случаются раз в столетие.

— В течение года по поручению Президента велась работа по переходу от количества к качеству в подготовке нового поколения творческих учащихся. В дальнейшем августовские совещания будут проводиться в  регионах,  там где будут рассматриваться вопросы их развития и достижения на местах, — отметила она.

Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров, открывая Форум в онлайн-формате, поздравил работников просвещения с началом нового учебного года и пожелал, чтобы он начался с обновления.

Августовский педагогический форум «Алтын Казык – образование, меняющее эпоху»

— Уважаемые работники просвещения и учителя! Дорогие родители! Сегодня система образования Кыргызстана переживает эпоху глубоких преобразований. Основной путь к вхождению страны в число успешных государств — воспитание и развитие качественного человеческого капитала. В авангарде этой работы стоите вы, уважаемые педагоги. Вы идёте на несколько шагов впереди общества, передавая ученикам знания и воспитание, которые будут востребованы как сегодня, так и завтра, готовя их к меняющемуся миру. Учитель — это авангард народа. Поэтому постоянный поиск, обновление и совершенствование методов — ваше профессиональное призвание.

Мы создаём необходимые условия. Строятся новые школы, предоставляются современные ноутбуки, разрабатываются учебники нового поколения. Самое главное — это заботливое отношение к каждому ученику: каждый ребёнок особенный, в каждом заложен талант.

Школы — наша самая важная сфера, наше самое ценное «производство». Ведь подлинная национальная ценность — это молодое поколение. Только они способны вывести Кыргызстан на путь высокого уровня развития и процветания.

Желаю всем вам творческих успехов. Пусть новый учебный год начнётся с обновления и принесёт большие достижения, — сказал в своём обращении Глава государства.

Выступивший  с приветственным словом заместитель Руководителя Администрации Президента Кыргызской Республики – начальник Управления по подготовке решений Президента и Кабинета Министров Азамат Сактанбекович Кадыралиев поблагодарил учителей, директоров школ, представителей министерств, органов местного самоуправления, международных организаций и партнеров по развитию, прибывших для обсуждения будущего образования в Кыргызстане, и отметил, что форум проводится с целью обмена мнениями и определения путей достижения поставленных задач.

Августовский педагогический форум «Алтын Казык – образование, меняющее эпоху»

Азамат Кадыралиев подчеркнул, что новый 2025–2026 учебный год является особым этапом в процессе перехода к 12-летнему образованию и будет сопряжён с новыми вызовами. Он отметил ключевую роль педагогов в реализации новой национальной модели образования, включающей развитие дошкольного и школьного образования, выпуск новых учебников, повышение роли дополнительного профессионального образования и обновление профессиональных лицеев. По его словам, по инициативе Правительства разрабатывается новая система оплаты труда педагогов, в стране строятся новые детские сады и школы, а предпринимателям предоставляются льготные кредиты для строительства частных дошкольных учреждений. Кроме того, в отрасли активно внедряются цифровые технологии, организуются курсы переподготовки с учётом необходимости повышения квалификации педагогов, а также усиливается внимание к профессиональной подготовке школьников.

— Правительство уделяет особое внимание сфере образования. Если в 2020 году на образование было выделено 36,2 млрд сомов, то в 2024 году – 64,9 млрд сомов, а в 2025 году – уже 68,1 млрд сомов. За четыре года финансирование отрасли выросло в два раза. За этот период построено и реконструировано 322 школы и 81 детский сад. За 30 лет независимости подобного не было, — отметил Азамат Кадыралиев.

Он также подчеркнул, что особое внимание уделяется качеству образования и повышению квалификации кадров. Среди приоритетов Правительства – обеспечение учителей жильём, развитие раннего детского образования, а также необходимость того, чтобы дети знали два-три иностранных языка. Расширяются возможности для открытия детских садов семейного типа, в регионах пустующие здания передаются под дошкольные учреждения, а ранее приватизированные детские сады возвращаются государству. 12-летняя система образования, широко применяемая в мире как современная модель, уже доказала свою эффективность, а в Кыргызстане реформа началась в этом году и будет внедряться поэтапно. Первые выпускники 12-летней школы окончат её в 2036–2037 годах.

Традиционный августоАвгустовский педагогический форум «Алтын Казык – образование, меняющее эпоху»вский форум в Оше – это не просто мероприятие, а площадка для генерации идей, способных изменить систему образования. Здесь обсуждаются вопросы о том, как сделать школу современной, доступной и интересной для каждого ребёнка, а также как объединить усилия государства, регионов и международных партнёров для достижения этой цели.

Затем, состоялось символичная передача ноутбуков   9 учителям — представителям каждой области и двух городов.
Их вручил заместитель руководителя Администрации президента — начальник управления по подготовке решений президента и Кабинета министров КР Азамат Кадыралиев.
На мероприятии сообщили, что в скором времени планируется обеспечить всех учителей ноутбуками.

 

На территории ОшГУ особое внимание участников августовского совещания привлекла выставка достижений в сфере образования. Здесь были представлены STEM/STEAM-проекты, цифровые платформы, педагогические инновации, а также успешные практики инклюзивного образования.

Августовский педагогический форум «Алтын Казык – образование, меняющее эпоху»Августовский педагогический форум «Алтын Казык – образование, меняющее эпоху»

В рамках августовского форума был подписан меморандум о сотрудничестве  между Министерством просвещения КР и Министерством энергетики КР.

post.title

Этот Меморандум открывает новую страницу в подготовке квалифицированных рабочих кадров для одной из стратегически важных отраслей страны – энергетики. Сегодня эта сфера переживает этап активного развития: строятся новые гидроэлектростанции, модернизируются существующие энергообъекты, реализуются масштабные инфраструктурные проекты. Всё это требует большого числа специалистов, способных работать с современным оборудованием и технологиями.

Меморандум предусматривает целый комплекс шагов. Это синхронизация образовательных программ с потребностями энергетической отрасли, обновление учебных планов с учётом передовых технологий, расширение практической подготовки учащихся.  Планируется организация производственных практик на предприятиях энергетики для учащихся профессиональных лицеев, чтобы они получали реальные навыки и опыт ещё во время учёбы. Особое внимание уделяется повышению квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, чтобы знания, которые они передают, были современными и востребованными.

Ожидается, что результатом станет рост числа квалифицированных специалистов, повышение качества подготовки рабочих кадров и сокращение разрыва между учебными программами и требованиями работодателей. Выпускникам профессиональных лицеев будет проще находить работу по профессии, а энергетическая отрасль получит приток подготовленных кадров.

Сегодня система начального профессионального образования Кыргызстана охватывает 93 учебных заведения, где обучается около 26 тысяч человек – это примерно 7% молодежи в возрасте 15-17 лет. Обучение ведется по 120 рабочим профессиям, включая лёгкую промышленность, IT, строительство и энергетику. Подготовка кадров для энергетической отрасли демонстрирует устойчивый рост: если в 2023 году выпускниками стали 721 человек, то в 2024 году их число увеличилось до 853, а в 2025 году обучение уже прошли 1093 учащихся. Подготовка специалистов для энергетики осуществляется в 24 профессиональных лицеях, где учебные программы регулярно обновляются и дополняются, а тесное сотрудничество с предприятиями обеспечивает прохождение стажировок и способствует быстрой адаптации выпускников к условиям реальной работы.

Подписание меморандума между Министерством просвещения и Министерством энергетики – важный шаг к тому, чтобы образование шло в ногу с развитием экономики, а молодые специалисты получали не только диплом, но и уверенность в своём будущем.

post.title

В  ходе  Августовского педагогического форума одной из центральных тем было обсуждение системы оценивания в школах с переходом на 12-летнее обучение и результаты Национальной программы «Баалоо».

Ключевые вопросы оценивания:

• Новая модель оценивания в Кыргызской Республике: внедрение критериального и формирующего оценивания, систематические проверочные работы, национальные мониторинги в 4-х и 8-х классах, итоговые государственные экзамены и сертификация в старшей школе.

• Национальная программа «Баалоо»: регулярное внешнее исследование качества образования, охватывающее учащихся 4-х и 8-х классов всех регионов и языков обучения. Впервые результаты были представлены в цифровом формате и выявили значительные различия между регионами, городскими и сельскими школами, а также государственными и частными образовательными учреждениями.

• Мониторинг и оценка на уровне формального образования от ДОО до вузов

• Проблемы существующей системы оценивания: несоответствие между планируемыми результатами обучения и практикой оценки, ограниченность пятибалльной шкалы, дефицит объективных инструментов.

Выводы и предложения:

• Необходимо поддерживать школы с низкими результатами, внедрять цифровые инструменты и платформы для мониторинга.

• Важным направлением является повышение квалификации учителей с акцентом на функциональную грамотность, цифровую педагогику и использование современных методик.

• Обновление предметных стандартов с учётом цифровых навыков, критического мышления и гендерного равенства в образовании.

Значение для педагогического сообщества:

Представленные инициативы закладывают основу для модернизации системы оценивания, что позволит обеспечить более объективное и справедливое измерение образовательных достижений, повысить мотивацию учащихся и поддержать профессиональное развитие педагогов.

На пленарном заседании и в секции школьных библиотекарей выступил директор Государственного учреждения «Издательский дом «Окуу китеби» при Министерстве просвещения Толеген Аматов.

post.title

В своём выступлении он подчеркнул значимость школьных библиотек в воспитании читательской культуры у учащихся и обозначил актуальные вызовы профессии: ограниченные возможности для повышения квалификации, отсутствие дополнительных выплат, неопределённость в использовании компьютерной техники, неучёт педагогического стажа и недостаточная поддержка профессионального роста.

На секции также обсуждались цифровые решения для библиотек, использование электронных ресурсов и гаджетов, активность библиотекарей в социальных сетях, а также расширение взаимодействия с родителями.

Кроме того, Толеген Аматов представил планы издательства на 2025-2026 учебный год. По его словам, готовятся к выпуску следующие учебно-методические комплексы:

• «Английский язык» (3-9 классы) – общий тираж 2 млн экземпляров;

• «Математика» (1, 2, 5, 7 классы) – общий тираж более 1 млн экземпляров;

• «Естествознание» (1, 2, 5, 7 классы) – общий тираж около 1,4 млн экземпляров.

Совместно с Акционерным обществом «Просвещение» (Россия) также адаптируются учебно-методические комплексы по русскому языку и чтению, русскому языку и русской литературе для 1, 2, 5 и 7 классов. Все указанные учебники будут изданы и доставлены в общеобразовательные организации республики до конца 2025 года.

Как отметил Т. Аматов, развитие школьных библиотек и своевременное обеспечение учащихся современными учебными ресурсами являются приоритетными направлениями деятельности Издательского дома «Окуу китеби» и важным вкладом в будущее системы образования Кыргызстана.

Во время  панельной дискуссии, директор школы № 65 города Бишкек Ольга Солошенко отметила, что система образования страны стоит на пороге больших перемен. Уже разработаны все основные документы, необходимые для перехода на 12-летнее обучение: государственные и предметные стандарты, учебные программы и даже календарно-тематическое планирование. Учителя получили всю необходимую теоретическую базу, а на форумах и тренингах проходят практическую подготовку. В ближайшие дни во всех школах состоятся педагогические советы, где каждая деталь будет доведена до педагогов.

post.title

Ольга Солошенко поделилась пятью главными задачами, которые стоят перед школами в преддверии нового учебного года.

Первая касается первоклассников. Впервые школы примут детей в возрасте пяти и шести лет. Для них нужно создать особую, более игровую и развивающую среду. Учителям предстоит перестроить методы работы, чтобы младшие школьники чувствовали себя комфортно. Опыт программы «Наристе», когда дети этого возраста уже обучались в школах, помогает, но теперь работа станет системной.

Вторая задача связана со вторыми классами. Именно здесь, по словам директора, школа столкнётся с наибольшими трудностями. Дети придут с разным уровнем подготовки: кто-то серьёзно занимался, кто-то проходил лишь курсы или программу «Наристе», где не обучают письму. Поэтому первые месяцы будут посвящены адаптации – учителя помогут детям научиться писать, выравняют стартовые возможности и постепенно включат в полноценный учебный процесс. Важно, чтобы реформы не привели к отторжению, а наоборот, способствовали качественному обучению.

Третья задача связана с пятым классом. Здесь за один учебный год предстоит пройти программы сразу двух лет – пятого и шестого. При этом часть материала пятого класса обычно повторяет начальную школу, и этим временем можно гибко распорядиться. Для учителей разработаны подробные планы, но им предстоит впервые применить их на практике.

Седьмые классы, по словам Солошенко, пройдут переход относительно безболезненно. Основная организационная задача здесь – распределение учебников между несколькими учителями.

Особое внимание директор уделила пятой задаче – методическому сопровождению. В её школе принято решение каждую неделю проводить малые педагогические советы для учителей, работающих в первых, вторых, пятых и седьмых классах. Это позволит оперативно обсуждать трудности, делиться опытом и находить решения. Таким образом, педагоги будут чувствовать поддержку и не останутся один на один с проблемами.
Подводя итог, Ольга Солошенко подчеркнула, что школы готовы к 1 сентября, и выразила уверенность, что несмотря на сложности, новый учебный год станет успешным.

Августовский педагогический форум «Алтын Казык – образование, меняющее эпоху» — это не просто профессиональная встреча, а пространство объединения усилий государства, общества и международных партнёров, направленных на то, чтобы каждый ребёнок имел доступ к современному и качественному образованию, а система подготовки и переподготовки учителей отвечала вызовам времени и потребностям рынка труда.

С.Алпыспаев “КБ”

Поделиться

Комментарии