УРОК ОБЕСПЕЧИВШИЙ ВТОРОЕ МЕСТО НА МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ
- 10.03.2023
- 0
Анаргуль Жолдубаева заняла второе место на Международном конкурсе «Мир сказок и рассказов К.Д.Ушинского» в городе Ярославль, Россия. Об итогах конкурса было объявлено сегодня в прямом эфире оргкомитета. Церемония награждения будет 31 марта 2023 года в Ярославле.
Урок литературы в 5 классе
Директор, учитель русского языка и литературы средней школы имени Мамбет уулу Дүрбөлөң, село Таш-Башат, Нарынский район, Нарынская область, Республика Кыргызстан.
Тема: Исследовательская работа “Образ коня в русской и кыргызской литературе”. ( К.Д. Ушинский “Слепая лошадь” и Ч. Т. Айтматов “Прощай, Гульсары!”).
Тип урока: комбинированный.
Метод урока: нетрадиционый
Форма урока: кейс-метод, научно-исследовательский кейс, кейс-ситуации, видео кейс, интеллектуальная игра с использованием приложения Plickers.
Ресурсы: ПК, ТВ, сотовые телефоны, рисунки, фотографии, ватманы, стикеры, маркеры, доска.
Ключевые компетентности: 1. Информационная (КК-1) — Умеет работать с разными источниками информации. Исходя из информации, планирует свою работу. Критически осмысливает информацию.
- Социально-коммуникативная (КК-2) –Строит отношения с ровесниками. Умеет корректно выразить свою мысль, выслушать других. Использует ресурсы других людей и социальных институтов для решения своих учебных и иных задач.
- Самоорганизация и разрешение проблем (КК-3) – Планирует свою работу; умеет работать самостоятельно; анализирует и оценивает свою работу и деятельность других. Обнаруживает противоречия в информации, учебной и жизненной ситуациях разрешает их, используя разнообразные способы.
Предметные компетентности:
- Читательская –(5.11.1.) пересказывает произведение; (5.1.1.2.) — участвует в диалоге о прочитанном произведении; (5.1.2.3.) – определяет отношение писателя к герою; (5.1.3.4) – словесно рисует картину, созданную автором(ситуация); (5.1.4.6) – сравнивает иллюстрацию и текст.
- Эмоционально-ценностная – (5.2.3.8.) – эмоционально воспринимает и оценивает красоту поэтического слова; (5.2.4.9.) – эмоционально откликается на прослушанное (прочитанное) произведение.
Цели:
Образовательная: рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений “Слепая лошадь” К. Ушинского и отрывка повести Ч. Айтматова “Прощай, Гульсары!” Исследовать, что значила лошадь для наших предков и что — для современного человека, его отношение к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы. Сопоставление русской и кыргызской литературы, рассматривает отражение образа коня в культурном наследии современного общества.
Развивающая: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, навыки беглого чтения, умение работать в группе, выработать совместные решения, выстраивать аргументы, уметь выслушать и принять другую точку зрения. Развивать познавательные действия посредством научно-исследовательского кейса.
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению литературы, как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.
Ожидаемые результаты: выделяет в тексте самый важный отрывок и объясняет его значение. Выражает собственное мнение о произведении; связывает прочитанное произведение изображенное событие, героев с примерами из собственного опыта, из других произведений, задает вопросы по произведению; отвечает на вопросы, делится впечатлениями, выслушивает мнение одноклассников о произведении. Видит прямые и косвенные оценки авторов. Называет детали для создания словесной картины. Называет героя, изображенный на иллюстрации; дает собственный комментарий к иллюстрации, составляет картинный план к произведению; предлагает возможные иллюстрации.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание рабочей обстановки. Организация внимания учащихся. Мотивация. Дети здороваются. Достают нужные предметы. Записывают число, классная работа. Психологический настрой: Мы- умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы –старательные! Мы – отлично учимся! Все у нас получится!
- Определение темы и постановка целей (целеполагание).
К.Д. Ушинский “Слепая лошадь” и Ч. Т. Айтматов “Прощай, Гульсары”(отрывок). Постановка целей. На диалоге с учащимися учитель озвучивает цели урока, обсуждается, ставятся задачи для ее достижения. Учащиеся высказывают свое мнение. Применяется стратегия само оценивания учащихся «Парковка вопросов», записывают на стикерах что хотели бы узнать сегодня на уроке. Каждая команда на своих картонных эмблемах на доске прикрепляют свои стикеры. Применяется стратегия формативного оценивания «Большой палец».
- Актуализация знаний учащихся. Эпиграф урока:” Все лошади хорошие, но не всякий человек хорош”.
Как вы думаете в чем суть этого эпиграфа? Кто как понимает?
Ученики отвечают:
- Лошади очень выносливое животное.
2.Он незаменимый помощник в хозяйстве.
- Лошади хорошие, но не всякий его хозяин хорош: он может сильно ударить коня, вовремя не дать воду, сено, овес.
4.Хозяин может продать за большие деньги и т.д.
Класс разделен на три команды и в каждой команде есть капитан.
1 команда “Золотистая шампанская”,
2 команда “Рабикано”,
3 команда “Перлино (жемчужная)”.
Капитаны объясните, пожалуйста, такие необычные названия ваших команд. Эти названия связаны с редкими мастями.
Капитан 1 команды: “Золотистая шампанская” –это одна из самых редких и красивых мастей. Осветляющий ген может сочетаться с любой мастью и создавать великолепные цвета. На основе гнедой получается янтарный цвет, а на основе рыжей — светлый золотой. У золотистых шампанских лошадей грива и хвост темнее, чем туловище.
Капитан 2 команды: “Рабикано”- это масть лошади. Окрас рабикано заметен только у взрослых лошадей. Это настолько редкая масть, что учёным неизвестно её генетическое происхождение. На животе, в паху, по бокам и возле основания хвоста расположены белые волоски. Эти волоски образуют большие белые пятна на животе или полосы на рёбрах.
3 команда “Перлино (жемчужная)”— у таких светлокожих лошадей тёмные волосы в хвосте и гриве. Жемчужная масть (перлино) — термин из научной иппологической литературы США. Во многих других странах учёные считают этот окрас отмастком (разновидностью) изабелловой.
Проверка домашнего задания.
Нужно было прочитать о жизни и деятельности К.Ушинского и Ч.Айтматова. Это было кейс-заданием для каждой команды.
- Учитель: — Что нового узнали о двух писателях?
- команда – Оба писателя писали для детей рассказы и сказки.
- команда – Сняты фильмы и мультфильмы по произведениям Ушинского и Айтматова.
3 команда – Ушинский был и писателем, и великим педагогом. Ч.Айтматов – всемирно известный писатель.
1 команда — есть организации, улицы, награды, парки, названные в честь Ушинского и Айтматова. Например, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, премия К.Д.Ушинского, улицы имени Ушинского в городах Ярославле, Санкт-Петербурге, Симферополе.
- команда – есть премия имени Ч.Айтматова, проспект в Бишкеке, лицей, парк в Турции и Москве, улицы в Баку, Ташкенте.
3 команда – К.Ушинский и Айтматов писали о животных.
Сегодняшняя наша тема связана с животными, а именно с лошадью. На примере рассказа К.Ушинского “Слепая лошадь” и отрывка повести Ч.Айтматова “Прощай, Гульсары!”
Проведем научно-исследовательскую работу. Дети работают в своей команде.
- Узнаем этимологию слов “конь” и “лошадь”.
1 команда — Конь — взрослый самец лошади (во множественном числе — «кони» — может изредка использоваться и для обозначения лошадей вообще).
2 команда — Откуда пошло слово конь?
Из *komnь, от древнего *kobnь; ср. кобыла, комонь.
3 команда — ло́шадь
Женский род
Крупное домашнее однокопытное животное.
«Верховая лошадь». Слово «лошадь» ведет свое происхождение из тюркского языка, от слова, которое в переводе означает «мерин». Данное слово является широко распространенным в тюркских языках, и часто встречается в странах Восточной Европы как тюркизм. Иногда слово употребляется с «ат»: «алаша ат»
- Как звали лошадей в рассказе “Слепая лошадь” и повести “Прощай, Гульсары!” ?
Ответы команд- Догони-Ветер (“Слепая лошадь”) и Гульсары (“Прощай, Гульсары”).
- Где жили лошади? Ответы – Догони-Ветер жил в торговом славянском городе Винета, а Гульсары в кыргызском селе, далеко от райцентра.
- Как звали хозяев лошадей? Ответы – Хозяин лошади Догони-Ветер был купец Уседом, а Гульсары – чабан Танабай.
- Жизнь лошадей в начале произведения. Работа по тексту.
1 команда — Догони-Ветер была любимой верховой лошадью. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.
- команда – Иноходец Гульсары ходил под седлом, махал ногами по разным дорогам, под разными седоками, а дорогам все не было конца.
3 команда — Догони-Ветер и Гульсары жили у своих хозяев хорошо до определенного момента.
- Жизнь лошадей в середине произведения. Работа по тексту.
1 команда – после нападения разбойников с Догони-Ветра пена клочьями валилась на землю, устал. Бока от усталости подымались высоко, шея взмылилась.
2 команда – После метели Гульсары стоял, вывалив из хомута огромную голову на длинной, исхудавшей шее. Ребра иноходца туго ходили вверх и вниз, вздымая худые, дряблые бока под маклаками. Некогда светло-желтый, золотой, он был теперь бурым от пота и грязи. Сизые потеки пота мыльными полосами спускались с костистого крестца на брюшину, на ноги, на копыта. Удила были в горячей липкой слюне.
3 команда – Догони-Ветер и Гульсары не оставили своих хозяев в беде, на дороге. Это говорит о том, что они верные, выносливые, умные животные.
- Жизнь лошадей в конце произведения. Работа по тексту.
1 команда — Догони-Ветер начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп. Через год купец велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать со двора палкой, так как упирался и не шел.
2 команда — Бедный слепой Догони-Ветер не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте, но наконец голод заставил ее искать пищу. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется где-нибудь хоть клок соломы со старой крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор.
3 команда — Танабай увидел то, чего так боялся: конь Гульсары стоял неподвижно, между задними раскоряченными ногами тяжелела огромная, величиной с кувшин, тугая воспалённая опухоль. Одинокий, выхолощенный. Рядом неподвижно лежал Гульсары — жизнь покидала его. Прощался Танабай с иноходцем, говорил ему: «Ты был великим конём, Гульсары. Ты был моим другом, Гульсары. Ты уносишь с собой лучшие годы мои, Гульсары».
Наступало утро. На краю оврага чуть тлели угольки костра. Рядом стоял седой старик. А Гульсары отошёл в небесные табуны.
Шёл Танабай по степи. Слезы стекали по лицу, мочили бороду. Но он не утирал их. То были слезы по иноходцу Гульсары.
- Отношение хозяев к лошадям.
1 команда – Купец торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.
2 команда – Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени.
3 команда — Танабай отер рукавом шубы иноходцу морду и шею. Потом кинкулся к телеге-собрать остатки сена, наскреб пол-охапки, бросил к ногам коня. Обнял Танабай шею коня — лишь ему пожаловался на свою беду…
- Арт-конкурс “Конь -герой”. Каждая команда представляет выставку своих рисунков о конях Догони-Ветер и Гульсары и рассказывают свое представление о лошадях.
- Кейс-ситуация. Как вы отнеслись бы к слепой лошади? Как вы отнеслись бы к умирающей лошади? 1 команда- Мы всегда хорошо относились бы к слепой лошади, давали воду, сено, овес, не давали в обиду. 2 команда- К умирающей лошади отнеслись с пониманием, подносили бы сено, овес, воду, прикрыли одеялом. Находились все время рядом. 3 команда- Мы плакали бы, понимая, что лошадь умирает. На это трудно смотреть без слез.
- Интеллектуальная игра по приложению “Plickers”
Принцип работы приложения простой: скачать приложение Plickers на свой телефон;
раздать ученикам распечатки (доступно только через компьютер);
задать ученикам вопрос и попросить их ответить при помощи листочков (на них будут варианты a,b,c,d);
отсканировать варианты ответов всех учеников в классе и при желании вывести ответы на доску.
У каждого ученика свой номер карточки, который в дальнейшем будет отображен на карточке, сгенерированной Plickers. У каждого ученика будет своя индивидуальная карточка.
Вот так выглядят карточки.
plickers на уроке
Как видите, у каждой карточки есть свой номер, соответствующий номеру ученика в списке, который я создала для своего класса.
Вопросы:
- Где жил конь Догони-Ветер?
А. в городе Москве
Б. В славянском городе Винета.
В. В степях
Г. В горах.
- Где жил конь Гульсары?
А. В степях
Б. В кыргызском селе
В. горах
Г. В райцентре
3.Сдержал ли свое торжественное обещание купец Уседом?
А. Да
Б. нет
В. забыл
Г. Не помнил
4.Сколько было лет коню Гульсары?
А. Двадцать
Б. Около двадцати
В. Больше двадцати
Г. Примерно двадцать
5.Слепая лошадь Догони-Ветер случайно набрела на столбы, на которых висел…
А. Колокол
Б. Фонарь
В. Вывеска
Г. Щит
6.Лошадь Догони-Ветер спас жизнь…
А. Мальчика
Б. Соседа
В. купца
Г. Хозяина
7.Иноходец Гульсары прозван так за свою необыкновенную…
А. Светло-желтую масть
Б. За возраст
В. за отношение к хозяину
Г. В честь женщины
8.В чем сходство коней Догони-Ветер и Гульсары?
А. Не бросили хозяев в дороге
Б. Были резвыми
В. Не бросили в беде
Г. Были ценной породы.
- Видео кейс. Просмотрим фрагменты из фильма “Прощай, Гульсары” Ч. Айтматова и мультфильм “Слепая лошадь”, производство фабрики “Диафильм”, 1954 г.
Вывод: что значит конь для человека? Команды дают свои ответы. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Первое, что приходит в голову при слове «лошадь» — мчащийся во весь опор по просторам полей и лугов вольный скакун. И уж потом вспоминаются «везущие хворосту воз». Но если вдуматься, все годы совместного существования на земле человеку постоянно что-то требовалось от лошади — и пахать, и тянуть трамваи, и возить, и развлекать. А вот что нужно лошади от человека, и нужно ли что-то вообще?
Лошади продолжают жить среди людей и «для людей». А самое главное «хорошее отношение к лошадям», неважно где ты живешь, в России или в Кыргызстане. Мы в ответе за тех, кого приучили.
Вернемся к эпирграфу сегодняшнего урока “ Все лошади хорошие, но не всякий человек хорош”.
Вернемся к “Парковке вопросов”. Учитель читает вопросы учащися и отвечает. Например, 1. Какая судьба будет в конце рассказа лошади Догони-Ветра? 2. Какие улицы есть, названные в честь К.Ушинского и Ч. Айтматова? 3. У кого есть любимая лошадь? 4. Какие масти коней самые ценные? и т.д.
- Рефлексия. Подведение итогов урока. — Чему сегодня научились на уроке? – Какие трудности вы испытывали? – Что вам больше понравилось? – Какая информация была наиболее интересной?
Облако «тегов», которые необходимо дополнить:
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать…
Меня удивило…
Мне захотелось…
- Оценивание. Фидбек. Каждому ученику дается конструктивная обратная связь.
- Домашнее задание. Написать эссе «Моя любовь к лошадям».
Комментарии