УМЕТЬ ОКАЗАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ ДОЛЖЕН КАЖДЫЙ

  • 13.09.2022
  • 0

Демьяна Алексеевича Шевцова прекрасно знают большинство наших читателей. 15 сентября ему исполняется 88 лет. Заслуженный учитель СССР, Заслуженный учитель Кыргызской Республики, автор очень многих оригинальных трудов по методике преподавания своего предмета – биологии. Среди его учеников около десятка докторов наук, а врачей – сотни.

Родом Демьян Шевцов из Новосибирской области, обучался в Новосибирском государственном педагогическом институте на естественно-географическом факультете, работал учителем биологии в Богутакской средней школе. В 1970 году, по причине необходимости смены климата для дочери,  семья переехала в солнечный Фрунзе. В отделе образования он получил направление в школу № 61.

Утекло немало воды, а  Демьян Алексеевич стал отличником образования, заслуженным учителем КР, удостоен пенсии за особые заслуги перед страной. Последнее обстоятельство особенно значимо. В их школе работают пять пенсионеров — заслуженных учителей, но только он имеет столь высокий статус. За него ходатайствовал весь педагогический коллектив школы-лицея.

Алексеевич не раз был награжден грамотами и дипломами «за привитие учащимся интереса к биологии». Одним из непременных составляющих учебного процесса у Шевцова было экологическое воспитание и пропаганда здоровья. Обязательной была на его уроках физкультминутка. Учил он своих учеников накладывать шину на переломы, останавливать кровотечение, делать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца… Помогал ему в этом манекен человека в натуральную величину. Таких в республике, как заметил Шевцов, было не больше восьми штук.

Человек может не знать, сколько извилин в его головном мозге. Это сфера медработника. Но уметь оказать первую помощь должен каждый, — считает Демьян Алексеевич.

Он обладатель шести авторских свидетельств по методике преподавания. Более пятидесяти его работ опубликовано в различных специализированных изданиях, в том числе в журнале «Известия Академии образования КР». Свой многолетний педагогический опыт Демьян Алексеевич обобщил в книге «Совершенствование известного в курсе биологии». Многие маститые деятели науки признают эту работу настоящей кандидатской диссертацией. Шевцов же называет ее просто монографией.

Шевцов многогранен, постоянно в творческом поиске, и в курсе не только современной науки. Более четырехсот выпускников 61-й школы делом своей жизни избрали биологию и медицину. Среди них доктор медицинских наук Асан Шаршенов, доктор биологических наук Николай Арсеньев, кандидат биологических наук Медет Ахматов. А врач Александр Тененбаум, ныне живущий в Израиле, даже номинирован на Нобелевскую премию!

От редакции: Уважаемый Демьян Алексеевич!

 Сердечно поздравляем Вас с 88-летием! Желаем Вам крепкого здоровья и долголетия!

Урок первой помощи                  

Реанимация

 На земном шаре, ежедневно люди гибнут от остановки сердца.

Реанимация – оживление, ряд мер, которые надо провести  в  первые 3-4 минуты, проверить пульс, дыхание, удаление предметов изо рта.

Признаки: остановка сердца (отсутствие пульса, нет дыхания).

В первые минуты ещё возможно восстановить активную функцию мозга.  Работу сердца можно восстановить и позже, но деятельность клеток коры полушарий полностью и неотвратимо прекращена.

Поэтому, чем раньше начать реанимацию, тем больше возможностей на оживление с восстановлением оживления, с восстановлением полноценной функции мозга. Все это зависит от находящихся рядом людей. Вот почему  важно научить выполнению приемов первой помощи.

Первое: пострадавшего укладывают на твердый предмет (доску, землю, стол, твёрдый край кровати, дивана). Ладонь одной руки (для малышейпальцы) кладём на нижнюю часть грудины (фото 1), вторую руку накладываем на тыльную поверхность первой.

Массаж осуществляется энергичными резкими надавливаниями 60-70 раз в минуту, с частотой сокращения сердца, чтобы грудина прогибалась на 4-5 см к позвоночнику. Руки в локтях прямые (фото) пальцы не касаются грудины, используя тяжесть тела. После надавливания руки не отрывают от тела.

Второе: массаж должен сочетаться с вентиляцией легких (раньше называли искусственное дыхание, правильновентиляция) (фото). Для этого голову пострадавшему закидывают назад, проверяют рот, удаляют лишнее.

Проводящий реаниматолог делает глубокий вдох, зажимает двумя пальцами нос, с силой выдыхает воздух изо рта в рот (возникает вопрос о личной гигиене, забота о жизни человека).

При правильном выполнении грудная клетка поднимается в такт дыханию. Если челюсти пострадавшего крепко сжаты, делают дыхание изо рта в нос. У ребенка сразу охватывают губами нос и рот одновременно, воздух вдувают небольшими порциями.

Если реанимацию проводит один, то на два резких выдоха и 15 толчков грудной клетки с интервалом 1 сек. (мнение разное). Если помощь оказывают двое, то один выполняет непрямой массаж сердца, а второй – вентиляцию легких.

Реанимацию проводить до приезда врачей. Признаком оживления служат появление пульса, дыхание (после все практикуются на муляже).

Далеко не все “оживляют” пострадавшего с первого раза. Что может быть важнее научить учащихся (будущих взрослых) спасать жизнь людей?

Если каждый руководитель, от мала до велика, будет уметь оказывать помощь и требовать от своих подчиненных умения оказывать помощь, то гибнуть люди от остановки сердца будут меньше.

Мнения учеников:

Урок был интересный, много узнали.

Было плохо слышно.

Мне хотелось бы, побольше таких уроков, и чтоб за это нам ставили оценки.

Урок подготовил:

Демьян Шевцов,

Заслуженный учитель Кыргызской Республики, Отличник образования 

А.Асаналиева «Кут Билим»

Поделиться

Комментарии