ТРУДОЛЮБИЕ И ЕДИНСТВО – ОПОРА ОТЕЧЕСТВА

  • 02.08.2013
  • 1

(Примерный образец первого урока 1 сентября 2013-2014 учебного года в 1-4 классах общеобразовательных школ Кыргызской Республики)

Цель урока:

– Учащиеся получат понятие о трудолюбии, о мире и согласии и единстве народов;

– Используя разные источники, и анализируя их, сделают выводы: что труд и единство – основа жизни, залог каждого гражданина в развитии государства;

– Работая с источниками информации, научатся работать в группе, формируют умения высказывать свою точку зрения и выступать перед аудиторией;

– Воспитают в себе трудолюбие и единство.

Оборудование:

Художественные книги, цветные картинки, слайды с рисунками, карточки, ватманы, разноцветные маркеры, скотч и т.д.

Главная идея урока:

Трудолюбие и единство – опора Отечества.

В  единстве и согласии счастье.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проведем урок на тему «Трудолюбие и единство – опора Отечества». Используя различные способы, разделим класс на группы (2 или 3). Обсудив сначала в группе, представители из каждой группы рассказывают о труде, трудолюбии, единстве и согласии. (Выслушиваем детей).

Можно предложить высказывания великих людей о труде и единстве и обсудить, кто как понял их значение. К примеру, следующие цитаты.

Жюль Верн: «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, способен к подвигу потому, что в нужный день и час у него найдутся воля его выполнить и силы для этого».

М. Горький: «Труд каждого из нас есть труд для всех, и труд всех – для каждого из нас».

Спасибо, ребята. Вы молодцы. Конкурс «Кто знает больше пословиц?» А теперь постараемся раскрыть значения пословиц о труде, ведь в народе очень много пословиц и поговорок о труде и единстве, согласии и трудолюбии.

— Делу время, а потехе – час.

— Терпение и труд всё перетрут.

— Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

— Землю красит солнце, а человека – труд.

— От скуки бери дело в руки.

— Где труд, там и счастье.

— Не спеши языком, торопись делом.

— Делаешь наспех – сделаешь на смех.

— Труд кормит, а лень портит.

Конкурс «Кто быстрее распределит пословицы в таблицу»:

Нет друга – ищи, а нашел – береги. Родина – мать, умей за неё постоять. Все за одного, один за всех. Терпение и труд всё перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Землю солнце красит,  человека – труд. Где труд, там и счастье. Лето – припасиха, зима – прибериха. Дождь – кормилец. Что летом родится, то зимой пригодится. Много снегу – много хлеба, много воды – много травы. Весна красна цветами, а осень снопами. Поспешишь – людей насмешишь. Не спеши языком, торопись делом. Под лежачий камень и вода не течет.

Конкурс «Кто быстрее завершит пословицу»:

Хочешь есть калачи – … (не сиди на печи)

Тише едешь – …(дальше будешь)

За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь)

Любишь кататься – … (люби и саночки возить)

Труд кормит, … (а лень портит).

Конкурс «Закончите стихотворные строки фразеологизмами»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

…………….(водой не разольёшь).

2. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …………………………(медвежью услугу).

3. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут:

От этой песни…………………….(уши вянут).

4.Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек,

И так устали мы в дороге,

Что еле…………………………..(волочили ноги).

Конкурс «Угадай фразеологизм!»

Для этого потребуется спроецировать слайды с рисунками, изображающими содержание фразеологизмов (или показать картинки), а участники должны угадать, какой фразеологизм изображен на нем.

1) В поте лица или до седьмого пота (работать).

2) Засучив рукава (работать).

3) Как белка в колесе (вертеться, работать).

4) Спустя рукава (работать).

5) Переливать из пустого в порожнее.

6) Сидеть, сложа руки.

Каждая группа должна распределить эти фразеологизмы на два вида:

1. Сочетания, близкие по смыслу;

2.  Сочетания, противоположные по смыслу.

Далее можно предложить составить с данными фразеологизмами предложения и изобразить их вместе с членами группы.

Чтец:

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок.

Хорошо, что есть на свете

Клещи, гвозди, молоток.

Нитки есть, и есть лопата –

Можно шить и можно рыть.

Уважайте труд, ребята,

Приучайтесь труд любить.

Мы трудились не напрасно

И запомним навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от труда!

Конкурс «Знаете ли вы профессии?»

По описанию различных видов деятельности учащиеся должны назвать профессию.

Тот, кто лечит больных (врач, доктор), тот, кто пишет статьи, очерки для газет и журналов (журналист), тот, кто совершает полеты в космос (космонавт), тот, кто водит самолет (пилот, летчик), тот, кто служит во флоте (моряк), тот, кто играет на музыкальном инструменте (музыкант), тот, кто продает товар в магазине (продавец), тот, кто работает по земледелию (агроном), тот, кто защищает чьи-то интересы в суде (адвокат), тот, кто водит машину, автобус (водитель, шофер), тот, кто водит поезда (машинист), тот, кто водит трактор (тракторист), тот, кто преподает ученикам (учитель), тот, кто работает в шахте (шахтер), тот, кто пишет книги (писатель), тот, кто пишет стихи (поэт).

Чтец:

Работай! Незримо, чудесно

Работа, как сев, прорастёт:

Что станет с плодами – безвестно,

Но благостно, влагой небесной,

Труд всякий падет на народ

Великая радость – работа!

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета, –

Все счастье земли – за трудом!

(В. Брюсов)

Чтец:

Ну а вам… –

Промчатся годы

(Коль серьёзно говорить) –

Строить фабрики, заводы,

Луг косить, металл варить…

На земле работы много,

Хватит всем

В конце концов,

Вам, друзья, идти дорогой

Ваших дедов и отцов.

(С. Маршак)

Чтец:      Кто-то где-то сделал парту. Для кого?

Хор:        Для нас!

Чтец:      Начертили эту карту для кого?

Хор:        Для нас!

Чтец: Там звонок на переменку для кого?

Хор:        Для нас!

Значит нужно так учиться,

Значит нужно так трудиться

Чтобы людям не стыдиться

За кого? За нас!

Чтец: На свете есть земля одна,

Где труд всегда в почете,

И эта умная страна –

Страна, где вы живете.

(С. Маршак)

Что ты сделал хорошего?

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может, вырастил деревце

На земле Кулунды?

Может, строишь ракету?

Дом?

Согреваешь планету

Плавок мирным теплом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.

(Л. Татьяничева)

 

«В СОГЛАСИИ И ЕДИНСТВЕ СЧАСТЬЕ»

(Кыргызская народная сказка)

Давным-давно жил один человек, у которого было девять сыновей. Сыновья росли недружными. Однажды  недружных сыновей поодиночке избили другие люди. Тогда отец принес сыновьям девять прутьев и сказал:

— Дети мои, я решил проверить вашу силу. Сломайте сразу вместе эти девять прутьев.

Сломать сразу вместе эти девять прутьев не удалось никому из сыновей.

Тогда отец раздал каждому сыну по прутику и сказал:

— Теперь ломайте.

Сыновья быстро справились с заданием отца, переломали прутья.

Тогда отец с горечью сказал своим сыновьям:

— Я думаю о вашем будущем и сожалею о том, что вы недружны, потому что поодиночке вас легко переломать как прутики.

После этого девять сыновей одумались и стали дружными, и счастливо жили вместе с отцом. Никто не мог их сломить.

Учитель может раздать группам карточки с вопросами. Дети  могут обсудить в группах вопрос и представить ответ:

1. Почему сыновей избили другие люди?

2. Что повлияло на то, что  сыновья стали дружными?

3. Какой совет дал отец своим сыновьям?

Далее можно предложить всему классу ответить на обобщающий вопрос:

— Что является важным для счастья? (согласие, единство и трудолюбие)

Примечание: Уважаемые учителя, вы можете использовать данный материал по своему усмотрению и в соответствии с подготовленностью ваших учащихся.

 

Тагаева Г. С.,

Старший научный сотрудник КАО

Поделиться

Комментарии

Kyal Myktybekovna / 20.08.2013 18:10
Большое спасибо за интересную статью. Она как палочка выручалочка.Нам сказали первый кл.час. провести на данную тему,я нашла то что искала. У меня просьба побольше таких интересных статей,и еще есть ли специальный сайт для учителей где мы можем узнать первыми новости, кроме Кут Билима. Еще раз огромное спасибо. Я работаю в Кантской школе №1.