ШКОЛЬНИКИ НЕ ДОЛЖНЫ ОСТАВАТЬСЯ БЕЗ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

  • 19.04.2021
  • 0

Министру образования и науки Кыргызсстана

Алмазу Бейшеналиеву

Министру образования и науки

Таджикистана Мухамадюсуфу Имомзода

от Жолдоша Турдубаева, сотрудника газеты “Кут Билим”

(e-mail: [email protected])

 

Обращение

Уважаемые министры!

Я родом из Жерге-Тальского (ныне – Лахшского) района Республики Таджикистан. Хочу поделиться своими соображениями по поводу сотрудничества нашей республики с Таджикистаном в области образования. В этой сфере есть ряд проблем, которые долгое время не решаются.

Возможно, Вам известно, что школы с таджикским языком обучения Кыргызстана и школы с кыргызским языком обучения Таджикистана до сих пор не обеспечены учебниками в достаточной мере. Да, в последние годы изданы несколько наименований учебных пособий для этих школ по новым стандартам. Но все еще большинство детей остаются почти без ничего.

Дело в том, подготовка и издание новых учебников идет очень медленными темпами. Правда, между министерствами двух республик ведется переписка в подчеркнуто вежливом тоне. Стороны всегда уверяют друг друга в приверженности духу сотрудничества, взаимной поддержке и т.п. Однако, мне кажется, все это не влияет на темпы и качество реальной работы. Кстати, судя по датам ответов (очень часто – формальных) письма доходят до ответственных сотрудников слишком медленно – иногда на получение официальной информации требуются месяцы!

Ведь с тех пор, как в 2006 году был подписан министрами образования двух братских республик очень содержательный и глубоко продуманный Меморандум о сотрудничестве в области образования, утекло много воды. Приняты и другие документы, конкретизирующие идеи того Меморандума, созданы рабочие группы и т.д.

Правда, некоторые пункты соглашений выполняются, например, о выделении льготных мест в вузах двух стран для этнических таджиков и кыргызов (хотя и тут есть вопросы, которые необходимо решать). Но кыргызские школы Таджикистана и таджикские школы Кыргызстана остаются в основном без учебников. Подготовленные и изданные пособия удовлетворяют пока не более четверти всех классов. При таких темпах полное обеспечение учебной литературой этих школ возможно не раньше ближайшего десятилетия.

Уважаемы министры!

Я призываю Вас встретиться или поговорить онлайн, чтобы устранить все помехи на пути реального сотрудничества. Для этого предлагаю решиться на следующие шаги:

  1. Сводить к минимуму бюрократию. Обмен важной информацией вести в режиме реального времени, используя для этого современные средства: ватсапп, телеграм и т.п.. А рабочую переписку следует осуществлять только по электронной почте – напрямую, а не через МИД.
  2. Делегировать полномочия по решению конкретных вопросов сотрудничества только компетентным специалистам, не взирая на их регалии или должностной статус. И усилить их ответственность за результаты дела.
  3. Всемерно поощрять горизонтальные связи – пусть, скажем, методисты и опытные учителя Ходжентской области Таджикистана помогают школам Баткенской области Кыргызстана, а педагоги Ошской области Кыргызстана – школам Лахшского и Мургабского районов Таджикистана.
  4. Обеспечить условия для участия редакторов и авторов, а также всем, кто может принести реальную пользу делу, чтобы процесс подготовки новых учебников шел в оптимальном темпе и хорошем качестве (с т. з. грамотности, научной и дидактической выдержанности). Для этого можно и нужно выставить электронные версии разрабатываемых пособий на сайтах двух министерств. Пусть все желающие учителя, методисты, авторы-составители учебником, а также журналисты вносят свои предложения по устранению явных недостатков и улучшению качества книг. Пусть помогают спонсоры (надеюсь, и они найдутся), финансируя работу редакторов, издание книг.
  5. До тех пор, пока конкретные классы по соответствующим предметам не будут в достаточной мере обеспечены новыми учебниками, написанными в соответствии с государственным стандартом, нужно разрешить использование других пособий в качестве дополнительных.

В учебниках можно заклеить форзацы, где размещена национальная атрибутика – Герб, Флаг, Гимн и д.р. соответствующей атрибутикой страны, где обучаются школьники.

И разработать временную методическую инструкцию для учителей по использованию таких книг.

Стандарты не должны стать причиной того, чтобы большинство детей этнических таджиков и кыргызов двух республик оставались годами без ничего.

По квотам для абитуриентов – этнических кыргызов Таджикистана в вузы нашей республики предлагаю следующее:

  1. Объявить пораньше о сроках, местах и способах приема этих абитуриентов. В прежние годы большинство выпускников оставались не информированными своевременно и лишались возможности участвовать в конкурсе. Например, в прошлом году в таком положении оказались абитуриенты из верхней зоны Лахшского района.
  2. Разрешить всем желающим абитуриентам пройти собеседование и экзамены или тестирование в Бишкеке. (Были нарекания о том, что льготные места продаются).
  3. Обеспечить прозрачность отбора абитуриентов, чтобы исключить или хотя бы сводить к минимуму коррупцию.
  4. Следить за судьбой каждого абитуриента и выпускника – все ли из них оканчивают учебу и работают по своим специальностям? Ведь подготовка каждого кадра финансируется из госбюджета.

С уважением

Жолдош Турдубаев, сотрудник газеты «Кут Билим», литератор, неоднократный победитель республиканских конкурсов на публицистические и аналитические статьи, обладатель второго приза конкурса статей по правам человека среди журналистов Центральной Азии в рамках проекта Voice of Freedom Central Asia.

Поделиться

Комментарии