СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

  • 28.05.2020
  • 0

С каждым днём становится всё яснее, что важнейшим событием нашей эпохи станет её фундаментальный раскол на период до вспышки Covid-19 и «новую нормальность», которая наступит по окончании эпидемии. В этой небывалой новой реальности мы станем свидетелями кардинального реструктурирования экономического и социального уклада.

 

СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 

НОВЫЕ РЕАЛЬНОСТИ

 

Так, 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила распространение коронавирусной инфекции пандемией, в связи с чем, было рекомендовано закрыть школы и перейти на дистанционные формы обучения.  С этого момента мы стали свидетелями массового перехода мирового образования,  в том числе и отечественного образования в онлайн. Миллионы студентов и школьников по всему миру в одночасье переместились из аудиторий за экраны компьютеров и планшетов, телевизоров и смартфонов,  а тысячи учителей и преподавателей были вынуждены перевести учебные занятия, лекции и семинары  в онлайн-формат. И казалось — барьер для входа в онлайн, о котором говорили последние годы, должен сейчас исчезнуть. Все ждали этой точки перехода, которая вот, наконец, случилась благодаря пандемии. Как говорится  «не было бы счастья, да несчастье помогло».

СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков встретившись по этому вопросу с  министром образования и науки КР Каныбеком Исаковым подчеркнул важность применения передовых цифровых технологий для полномасштабного обеспечения доступа учащихся к образованию во всех регионах страны. Он также отметил, что из сложившейся ситуации необходимо извлечь новые возможности для образовательной сферы, применив цифровые технологии в образовании.

Со своей стороны, министр образования и науки сообщил, что с учетом текущей ситуации был разработан соответствующий план действий по обеспечению бесперебойного учебного процесса, согласно которому с 8 апреля все образовательные учреждения страны переведены на дистанционную форму обучения.

Данный план предусматривает проведение телеуроков, для чего были привлечены 210 учителей. Разработаны расписания занятий, для учащихся 1-4 классов видеоуроки будут размещены на телеканалах «Баластан» ОТРК, для учащихся 5-11 классов на телеканалах ЭлТР, Пирамида, 5-канал, Санат ТВ. Онлайн уроки будут также доступны на Youtube на канале «Образовательные ресурсы Кыргызстана». Материалы уроков будут размещены на портале oku.edu.gov.kg.

Также проводятся работы по размещению учебных материалов 1-11 классов, электронных книг, дополнительной литературы, заданий и видеоуроков. Кроме того, порядка 400 учебных материалов с различной тематикой переведены на электронный формат. Вместе с этим, у учащихся есть возможность использовать мультимедийные комплексы «iBilim» (для начальных классов) и «Билим булагы».

Профтехучилища и ВУЗы страны также будут обучаться в дистанционной форме.

СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИМесяц спустя на заседании фракции «Ата-Мекен» Жогорку Кенеша министр образования и науки К. Исаков сообщил, что у 30 тысяч школьников нет смартфонов для обратной связи с учителями. Дистанционное обучение не смогло охватить всех учащихся.

Вопрос обеспечения телевизорами семей школьников решается совместно с местными властями. Сейчас у четырех тысяч семей нет телевизоров.

Таким образом, можно констатировать, что социально-экономическое положение (СЭП) учащихся и их родителей играет немаловажную роль в процессе цифровизации и внедрении дистанционного образования (ДО).

Вместе с тем, вопросы наличия и использования различных гаджетов являются достаточно деликатными. Вряд ли мы можем со всей ответственностью говорить о том, что ДО необходимо организовывать с использованием смартфонов. Ограничения здесь очевидны: неудобство использования (размер экрана, организация рабочего места, устройства ввода и вывода информации и пр.), меньше возможностей для интерактивного взаимодействия, отсутствие возможности для работы с рядом платформ, недоступных для установки на смартфон. Одновременно с этим очень рискованно предлагать зачастую популистские идеи наподобие раздачи ПК наиболее нуждающимся и тем, кто не может себе позволить этого сам. С другой стороны, важно отметить, что подобные практики встречаются в целом ряде стран и систем образования, например:

  • СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИшколы выдают ноутбуки и планшеты учащимся на дом в Калгари, Канада;
  • правительство организует поддержку отдельным семьям и учащимся в ситуации неблагополучия, передавая технику для продолжения учебы в дистанционном формате;
  • более 70 000 ноутбуков выдано нуждающимся учащимся в Калифорнии, США.

Эффективность и ресурсные затраты подобных мер вызывают множество вопросов, но стоит признать, что это реальная практика в продвинутых системах образования.

Говоря о слабых  возможностях отечественной  системы образования обеспечить доступность дистанционного образования, особенно в сельской местности будет уместным сказать о новом понятии в исследованиях об образовании —  концепции «образовательной бедности» . Образовательная бедность — это ситуация ограничения и/или полной депривации детей в получении образования и развитии необходимых для жизни в социуме навыков. Понятие введено в более или менее широкий оборот достаточно недавно. Образовательная бедность школьников, прежде всего проживающих в селе и обучающихся в школе с низким СЭП, — серьезнейший вызов для нашей системы образования. В ситуациях слома привычных алгоритмов жизни школы, организации учебного процесса и нарушении баланса отношений между школой и семьями образовательная бедность проявится ярче и, как можно ожидать, существенно усилит негативные эффекты новой форс-мажорной ситуации.

Какой именно станет система образования после опыта тотального перехода в онлайн, пока трудно сказать, но последствия будут значительными. Вирус выступил катализатором очень быстрых изменений во всех этих организационных сферах.

Какими же будут последствия пандемии для школ, школьников, их семей, какие инновации нужно внести в преподавание учителя? Многие считают, что происходящие изменения усиливают образовательное неравенство. Вынужденный переход на дистанционное обучение  рождает большое количество вопросов, которые пока остаются без ответов. Перспективным решением кажется пока сочетание очного и дистанционного обучения (ДО) и после того, как дети смогут вернуться в школу.

Основные опасения связаны с наиболее уязвимыми группами школьников: неблагополучными, неуспевающими, с особыми образовательными потребностями и т. д. Еще больше вопросов касается бесплатного питания, которое учащиеся не могут получать, находясь в режиме карантина.

Сейчас уже кажется очевидным, что эта пандемия — и кризис, который она повлечет за собой, — сильнее всего затронет наиболее депривированных учащихся. Ученики маленьких сельских школ (чаще отдаленных), из неблагополучных семей и с низкими результатами пострадают больше всего, поскольку для них период длительного карантина будет наиболее сильным ударом в сравнении с теми, у кого есть достаточные возможности для перехода на дистанционные формы работы. В текущей ситуации доминирующую роль в образовании ребенка снова начинает играть семья, школьная система вряд ли сможет чем-то помочь тем, у кого банально нет возможностей для присутствия на занятиях. Дети со специальными потребностями лишаются помощи специалистов, которых не могут заменить родители. Школьники из семей с низким уровнем образования без помощи учителей рискуют существенно отстать и не справиться с программой. Еще больше это касается детей из социально неблагополучных семей, у которых дома нет условий для нормальных занятий.

Если же говорить о возможных вариантах развития ситуации с необходимостью перехода на дистанционный формат в образовании, то можно обратиться к материалам Всемирного банка, в которых рассматриваются различные сценарии. Все три сценария, которые прогнозируются прямо сейчас, к сожалению, неутешительны. Все они предсказывают разного рода потери для образования: снижение его качества для всех, увеличение разрыва между учащимися с разным СЭП и увеличение числа тех, кто вообще не окончит школу.

 

                        ВЫЗОВ ДЛЯ ВУЗОВ

СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Реализация мер борьбы с распространением коронавирусной инфекции привела к росту вынужденного социального дистанцирования и переходу от личных контактов к цифровым. Перемены коснулись в том числе высшего образования, которое в нашей стране традиционно использовало в большей степени личные коммуникации в процессе обучения. К чему приведут тенденции к цифровизации и возможен ли в будущем поворот в сторону традиционных образовательных методов?

Вынужденный и во многом внезапный переход к цифровому образованию послужил эффективным индикатором возможностей и проблем отечественной высшей школы. Преподаватели и студенты, с одной стороны, получили шанс в полной мере использовать современные цифровые технологии, с другой — столкнулись не только с недостатком методических разработок в сфере дистанционного образования, технологическими проблемами образовательной инфраструктуры, но и с недостатком цифровых возможностей у самих студентов. Кроме этого, дистанционное обучение пока является непривычным и сложным, с точки зрения психологических установок и предпочтений обучающихся.

Тем не менее эксперты высшего образования признают, что переход (хотя бы частичный) высшего образования к «цифре» неизбежен.

После карантина и преподаватели, и студенты вернутся изменившимися. Форсированный переход на дистанционное обучение заставит пересмотреть принципы и подходы в педагогике высшей школы. Большой ошибкой будет преподавать сейчас тот же материал и теми же способами, которые планировались раньше, и в целом воспринимать онлайн-занятия как версию стандартных. Они просто другие, с другими правилами, этикетом и динамикой.

Только сейчас вузы массово поняли, что требуется серьезная переработка всех учебных методик, основанных на традиционной лекционно-семинарской системе, превращение массовых открытых онлайн-курсов  из экзотики в повседневность. COVID-19 послужил определенным триггером, маркером, подводящим черту для всех старых моделей. Самый главный вызов завтрашнего дня — изменить практики. Именно из-за них человек, приходящий сегодня на предприятие, постоянно слышит: «А теперь забудьте все, что вы учили, в жизни все по-другому». В условиях нынешнего экономического кризиса практики, скорее всего, займут не менее трети учебного времени. Студенту необходимо больше заниматься самостоятельной работой, чтобы после выпуска быть способным быстро интегрироваться в перестраивающийся рынок труда.

Возможен и другой подход: на Западе все больше распространяются университеты по типу Liberal arts («свободные искусства»): это такие вузы, которые дают общее высшее образование без жесткой фокусировки на конкретную профессиональную деятельность. Обеспечивая студенту мощный культурный фундамент, они при этом предоставляют широкие возможности для входа в конкретную специализацию.

Но к этим Liberal arts произойдет достройка коротких сервисов для профессиональной подготовки, для получения конкретных профессиональных навыков. Под воздействием нынешнего кризиса образовательным организациям необходимо  продумывать новую  систему обучения за счет растущих возможностей различных дистанционных курсов и вводить сетевое взаимодействие.

Когда о дистанционном обучении говорили до коронавируса, имелись в виду прежде всего лекции от «лучших преподавателей», должные в перспективе заменить множество «не столь качественных лекторов». И именно эта идея вызывала серьезные возражения, главным образом состоящие в утверждении невозможности качественной передачи знания односторонним воздействием, вне взаимодействия с обучающимися, вне учета их личных особенностей и специфики их запроса. Однако практика в период вынужденного перехода на дистанционное обучение в школах и университетах показала, что задачи и проблемы дистанционного обучения совсем иные.

Во-первых, стало очевидно, что дистанционное обучение вызывает более быструю утомляемость, чем очное. Во-вторых, для продуктивной обратной связи и взаимодействия преподавателя с учащимися группы должны быть меньше (а не больше), чем при очном обучении. В-третьих, возрастает роль вспомогательных материалов, потому что преподаватель резко теряет возможности удержания внимания слушателей и передачи информации несловесными способами, доступными при очном контакте. Словом, институциональное обучение с переходом на дистант столкнулось с множеством сложностей.

С другой стороны, если не делать такой способ обучения воспроизводящим на расстоянии ту же классно-урочную систему, то его преимущества становятся очевидными. Экономия времени за счет дороги к месту занятий, возможность работать в комфортной домашней обстановке, возможность подвижного графика, возможность записать и пересматривать урок, возможность выбрать и учиться у учителя, находящегося в другом городе или стране, если именно он тебе подходит, возможность расширить круг преподавателей и прослушать один и тот же урок у нескольких, взяв от каждого его сильные моменты, посмотрев на тему с разных сторон, увидев возможные подходы и методы ее разработки и раскрытия. Передача знания всегда будет связана с прямым взаимодействием, по-настоящему научить можно, только идя от запроса и вопроса конкретного ученика, — но это взаимодействие не обязано быть ограниченным совместным присутствием в определенном месте в определенное время. Образовательным организациям самое время задуматься о том, как обеспечить модернизацию учебного процесса, чтобы эффективно сочетать очное обучение с дистанционным.

Грамотное соединение традиционных педагогических практик и онлайн-методик необходимо для качества обучения студентов. Важно менять нормы обучения под текущие запросы образовательной среды, чтобы сохранить и поддерживать академическую мотивацию студентов

Не менее важно, на настоящий момент — это определить масштабы, темпы и объёмы мер, которые необходимо принять на уровне государства.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Этим вопросом сегодня не задается, пожалуй, только ленивый. Исчерпывающий ответ вряд ли кто даст, поскольку сталкиваемся с подобным впервые. Однако, прислушаться к советам экспертов, все же стоит. Поэтому небезынтересным будет суммированное мнение экспертов в сфере образования о происходящем. Итак: из актуальных мировых дискуссий вырисовывается пять вызовов для высшего образования:

  1. РОСТ НЕРАВЕНСТВА: ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ «ШКОЛА-ВУЗ»:

ДЕФИЦИТЫ

Снижается качество образования абитуриентов и, соответственно, будущих студентов; растет разрыв между студентами из разных социальных слоев.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Адаптировать систему отбора студентов, пересмотреть роль личных достижений, усилить работу с выпускниками школ (дополнительные занятия, консультации при приеме)

Доступ к среднему образованию под угрозой: где-то было принято решение продлить каникулы, а где-то онлайн стал техническим и методическим вызовом, замедляющим весь процесс преподавания. Выпускные экзамены в средней школе либо отменяют, либо переносят, либо засчитывают оценки в течение года. Усиливается неравенство доступа к качественному образованию.

СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

  1. НЕСОМНЕННЫЙ КРИЗИС ФИНАНСИРОВАНИЯ:

ДЕФИЦИТЫ

Падение доходов вузов из всех источников, значимые дефициты бюджетов вузов, риск массового сокращения штата сотрудников.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Менять структуру расходов, снижение внутренней неэффективности, отказаться от административных кадровых расширений.

Учитывая финансовый удар, во многих странах государственные субсидии уменьшатся. Цифры приема на ближайший год будут значительно снижены. Сокращение расходов со стороны вузов маловероятно отчасти потому, что некоторые расходы фиксируются долгосрочными обязательствами.

 

  1. ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ

ДЕФИЦИТЫ

Далеко не у всех студентов и преподавателей есть необходимое техническое оборудование.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Разрешить сотрудникам пользоваться техникой организации, выделять средства на аренду, заключать соглашения с интернет-провайдерами.

Барьеры для доступа к образованию по техническим причинам: необходимы компьютер и интернет-соединение с нужной пропускной способностью.

 

  1. ИЗМЕНЕНИЕ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ:

ДЕФИЦИТЫ

Традиционные подходы к обучению и экзамены не применимы.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Внедрять новые подходы к преподаванию и оцениванию, разрабатывать поддерживающие сервисы, изменение контрактов с преподавателями.

Возникает новая среда и необходимость осмысления роли каждого элемента преподавания. Рождается новая модель смешанного обучения, где групповая работа и коллективное участие станут фундаментом.

 

  1. БЕЗРАБОТИЦА (ОСОБЕННО СРЕДИ ВЫПУСКНИКОВ)

ДЕФИЦИТЫ
Недостаток навыков общения и командной работы, снижение инициативности и т.д.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Внимание к практикам проектной работы и развитие внеучебной активности онлайн (студенческие инициативы и клубы).

Помимо экономической рецессии возникает дополнительный риск несоответствия выпускников требованиям работодателей из-за слабых навыков «живой» коммуникации. Особую роль приобретает четкое и регулярное взаимодействие руководства вузов с университетским сообществом для налаживания общественной поддержки своих действий.

 

Сейитжан Апышев, отличник образования Кыргызской Республики

P.S. При подготовке статьи использовались данные, взятые из открытых источников.

 

Поделиться

Комментарии